Что ждать от Послания президента в этом году? - Exclusive
Поддержать

Что ждать от Послания президента в этом году?

В политической жизни нашей страны год начинается 1 сентября. В этот день глава государства традиционно выступает с Посланием, где озвучивает свои инициативы на предстоящий год. Этот год для Казахстана будет годом вызовов, поскольку в экономике накапливается все больше дисбалансов.

Очевидно, что достичь экономического роста в 6% в этом году будет практически невозможно, и будет чудом, если мы дотянем до 4%. Здесь, объективности ради, нужно акцентировать внимание, что основной провал у нас наблюдается в нефтедобыче, и это существенно повлияло в целом на рост в стране. Обрабатывающая промышленность показывает обнадеживающую динамику, но при этом нужно обратить внимание, что основным драйвером роста является строительство и логистика.

Но строительство не является мультипликативной отраслью, а всегда используется как канал фискального импульса в экономику, что в долгосрочном аспекте неэффективно. В этом году рост в этой сфере, по-видимому, стал результатом национальных проектов.

Рост логистики, скорее всего, обусловлен ростом тарифов на монопольных транзитных перевозках. Здесь есть глобальная угроза, так как Китай совместно с Кыргызстаном и Узбекистаном начал строительство железной дороги в обход Казахстана. Вместо создания конкурентной среды в транзитных перевозках, мы почему-то пытаемся ее монополизировать через КТЖ.

Но самой огромной проблемой для Казахстана в ближайшее время будет налоговая и бюджетная политики. Очевидно, что в этом году даже маневры по продаже долей Казатомпрома с баланса Самрука на Баланс Минфина за счет Нацфонда сильно не спасут ситуацию, и, скорее всего, потребуются дополнительные заимствования или трансферты с Нацфонда.

Из краткой аналитической записки Минфина видно, что государство уже начало экономить и в первую очередь под раздачу попал Минздрав. Их расходы профинансированы всего на 67%. Недавно встречался со своим другом, известным хирургом. Он впервые за долгое время вышел в отпуск больше, чем на две недели, что связано с тем, что у них просто нет денег на финансирование дорогостоящих операций. Болеть люди меньше не стали, просто их теперь просят ждать, когда деньги появятся.

Налоговые реформы препятствуют росту

В такой ситуации больше всего удивляют инициативы в новом Налоговом кодексе, которые все также направлены на неэффективное предоставление льгот и преференций, которые работать не будут. Создание неравных условий в отраслях и между отраслями приводит к дестимулированию конкуренции и снижению роста. Для этого есть ряд причин.

Во-первых, создание благоприятных условий в предприятиях определенного размера приводит к дальнейшему дроблению бизнеса, и у них нет стимулов институализироваться и создавать нормально работающие корпорации с корпоративным управлением, что приводит к сокращению производительности труда и снижению эффективности в целом. 

Во-вторых, разные ставки между отраслями будут приводить к созданию схем в оптимизации налогов через аффилированные компании, но на развитие это сильно влиять не будет, так как для компаний более важным являются равные конкурентные возможности, а не преференции избранным компаниям.

В-третьих, ложные налоговые системы будут порождать более жесткие формы администрирования, что будет вызывать субъективизм в проверках (например, в определении аффилированности) и будут тормозить развитие проверяемых компаний.

И таких примеров множество. При этом увеличение налоговой нагрузки должно проходить на фоне увеличения эффективности государственных расходов. Для этого необходимо не просто административными методами сокращать расходы, но и более активно осуществлять структурные изменения, путем передачи многих функций в рынок, повышать производительность труда в государственном аппарате и более эффективно осуществлять государственные закупки.

Прежде чем переходить к новому, нужно разобраться со старым

Очень важно проанализировать исполнение поручений в рамках прошлого послания, особенно в части структурных изменений. В части финансовой инфраструктуры, пока нет понимания по объединению бирж, хотя вроде это не такой сложный вопрос.

Содержание двух полноценных бирж на таком маленьком рынке явно является неэффективным. По регулированию и приближению к международным стандартам, AIX находится куда ближе, поэтому логичнее присоединение KASE к AIX. Возможно также, правильнее было бы передать регулирование РЦБ в ведение МФЦА. То же самое касается вопроса реформирования Байтерека: было много инициатив, но не видно больших изменений – все также множество дочерних компаний, содержание которых не всегда являются оправданными.

Банковское регулирование пока останется достаточно сложным, и текущая регуляторная среда не является привлекательной с точки зрения появления новых игроков на рынке. Корпоративное кредитование не растет такими темпами, которое обеспечило бы нужную траекторию роста.

При этом привлечение иностранных инвестиций в ручном режиме пока не дает больших результатов. Это очевидно, так как иностранцам нужно больше институциональных гарантий в виде работающих институтов: работа акиматов, налоговых и регулирующих органов, правоохранительных органов, судебной системы.

Было бы логично сделать акцент на уже существующий МФЦА и унифицировать работу всех органов. Например, несмотря на усилия МФЦА по привлечению инвестиций, многие иностранные компании, сталкиваются с неоднозначным комплаенс контролем, который сейчас приобрел ключевую роль. У нас нет единых подходов между Банками, а АФМ придерживается более жесткой позиции, а другие страны используют текущую ситуацию в своих целях. ОАЭ, Оман, Турция, Грузия, Армения, Кыргызстан все больше и больше оттягивают на себя региональных иностранных инвесторов, и мы как страна теряем привлекательность. В этом плане АФМ в координации с АРРФР должны иметь единые принципы комплаенс контроля, чтобы эффективно отделять мух от котлет. Если не решить системно вопрос с привлечением инвестиций, достичь экономического роста будет крайне сложно.

Можно перечислять еще много проблем и недоработок, но наиболее важными являются задачи по сокращению дефицита бюджета, налоговой политике, реформированию государственного и квазигрсудраственного сектора, привлечению инвестиций и дальнейшей либерализации экономики.

Оригинал здесь

Галым Хусаинов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Прорасеянский популист. Удвоение ВВП и 5 тыс км железных дорог за 6 лет не выполнимые бредни. Это как обещать реформы и сделать все наоборот. Этот чувак должен освободить занимаемую должность и валить к себе на Масковию.