Что ждёт экономику Казахстана в следующем году?
В 2025 году правительство предприняло ряд кардинальных шагов, последствия которых мы ощутим в ближайшие месяцы. Но ясно одно – они станут триггером для обострения дискуссий о роли государства в экономике. Как действия правительства повлияют на жизнь каждого казахстанца? Об этом Exclusive.kz поговорил с Муратом Темирхановым, экономистом-финансистом.
– Президент назвал самой большой проблемой инфляцию, хотя, она, скорее следствие, чем причина. И здесь тоже оценки правительства и Нацбанка расходятся. Рост налогов и тарифов не оставляют шансов на оптимизм правительства. С чьими оценками вы согласны и почему?
– Да, инфляция – это очень большая проблема. Высокая инфляция приводит к снижению покупательной способности населения, обесцениванию сбережений и росту неравенства. Это также негативно влияет на бизнес, создавая неопределенность и увеличивая издержки, что может привести к сокращению инвестиций, закрытию предприятий и росту безработицы. Кроме того, высокая инфляция ослабляет национальную валюту, что также имеет много очень негативных последствий.
Однако, здесь я с вами полностью согласен, высокая инфляция – это следствие экономической политики исполнительной власти. В Советском Союзе была полностью плановая командно-административная экономическая система под названием «развитый социализм». Тогда мы не знали, что такое инфляция, поскольку государство регулировало все, включая цены и зарплату. Инфляции в СССР не было, зато был повальный дефицит качественных товаров и продуктов.

В конце концов, плановая командно-административная экономическая система СССР не выдержала конкуренцию с рыночными экономиками западных стран, поскольку не смогла дать тот же уровень благосостояния населения и доступность товаров и услуг.
По моему мнению, в последние 15 лет проблема высокой инфляции в Казахстане возникает из двух фундаментальных проблем. Во-первых, в Казахстане так и не была построена нормальная рыночная экономика. Более того, сейчас правительство двигается в обратном направлении – в сторону плановой командно-административной экономической системы.
Второй большой триггер – неверная бюджетная политика правительства. Когда в экономике все нормально, но правительство берет слишком много денег из Нацфонда, это сильно раскручивает инфляцию. К денежно-кредитной политике Нацбанка у меня практически нет претензий. Главной проблемой монетарной политики Нацбанка на сегодня является то, что правительство неправильно делает свою фискальную политику.
– ОЭСР в своем последнем исследовании назвал рост доли государства в экономике ключевой проблемой? Другие считают, что необходимо усилить меры государственного протекционизма для отечественных предприятий. Возможен ли баланс между этими двумя подходами?
– Здесь мое мнение однозначно – у Казахстана появится качественный экономический рост, который повысит благосостояние всего населения только тогда, когда у нас будет полноценная рыночная экономика, как в развитых странах. Сейчас у нас смешанная система, в которой есть элементы рыночной экономики, но в основном доминирует государственная командно-административная система.
Участие государства в экономике Казахстана слишком велико. Крупнейшие и ключевые компании в стране находятся в государственной собственности. Государство постоянно вмешивается и искажает рыночные отношения в экономике. Правительство использует «ручные» и нерыночные (командно-административные) методы управления экономикой и распределения природных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов. Государство стало заменять собой банковскую систему и фондовый рынок, предоставляя льготные кредиты и другое финансирование в «приоритетных» отраслях экономики и распределяя эти финансовые ресурсы нерыночным путем.
ОЭСР привела данные, судя по которым по всем параметрам построения рыночной экономики мы сильно отстаем от развитых стран.
В мае прошлого года Президент утвердил указ «О мерах по либерализации экономики», главной целью которого было построение полноценной рыночной экономики. Я был очень рад, что появился такой хороший указ. Однако, теперь очевидно, что правительство двигается в обратном направлении.
Например, осенью правительство утвердило так называемую «проактивную политику экономического роста Казахстана», где главную роль будет играть не частная инициатива, а государственная. Это значит, правительство продолжит использовать нерыночные подходы по стимулированию инвестиций и планирует максимально расширять деятельность государственных компаний и институтов развития за счет государственных средств и гарантий.
– В своем последнем Послании президент дал понять, что его ожидания не соответствуют оптимистичным заявлениям правительства. С чего стоило бы начать?
– С одной стороны он всегда говорит в своих Посланиях о чётком векторе на построение полноценной рыночной экономике в стране. В то же время, отдельные поручения президента фактически искажают рыночные отношения и идут на усиление государственной командно-административная системы.
Также, уже много лет глава государства говорит об улучшении координации между налогово-бюджетной политикой правительства и денежно-кредитной политикой Нацбанка, но на самом деле нужна кардинальная реформа только в фискальной политике правительства. В этом году утвердили новый Бюджетный Кодекс, но по факту никакой кардинальной реформы не произошло, а были лишь небольшие косметические улучшения в бюджетной политике.
– Поскольку пока нет никаких признаков снижения доли государства в экономике, то, возможно, выход в том, чтобы повысить эффективность госуправления? Например, государство, в отличие от частных компаний, по крайней мере формально соблюдает принципы прозрачности.
– Я не согласен с тем, что когда государство начинает заниматься бизнесом, то это более прозрачно и эффективно чем у частных компаний. Это совсем не так. Уже неоднократно доказано, что государство – это очень неэффективный владелец любого бизнеса. Правительственные чиновники, которые контролируют деятельность государственных компаний – это временщики. Сегодня они контролируют госкомпании, а завтра их переведут на другую деятельность, или уволят, поэтому они не заинтересованы в долгосрочной эффективности и прибыльности госкомпаний.
Также эффективной деятельности госкомпаний сильно мешают социальные и другие некоммерческие функции, которые они дополнительно выполняют. Например, на сегодня тарифы на электричество очень низкие, что делает госкомпании в электроэнергетике нерентабельными. В результате у них нет денег на ремонт и на строительство новых электростанций и сетей. Поэтому, в последние несколько лет мы видим множество аварий в электроэнергетике, а также Казахстан все больше закупает электричество у России по высоким ценам. То же самое происходит практически во всех инфраструктурных секторах экономики: газоснабжении, водоснабжении и канализации, железнодорожном транспорте, коммунальных услугах, производство бензина, и т.д.
– Каков оптимальный уровень инфляции? Есть мнение, что 2-3% инфляции для экономики это даже полезно, 9-10% вроде как можно пережить. 20% – шок.
– Это не совсем так. Небольшая инфляция в стране – это нормально, и она нужна экономике. Согласно международным экономическим исследованиям, в развитых рыночных экономиках инфляция должна быть на уровне 2% и центральные банки этих стран стремятся достичь именно этого уровня. В развивающихся странах адекватный уровень инфляции должен быть на более высоком уровне. В России их центральный банк установил целевой уровень в 4%. У нас Нацбанк, исходя из своих собственных расчетов, установил целевой уровень инфляции в 5% и я вполне согласен с этим. Инфляция, которая будет существенно выше 5%, является вредной для экономики Казахстана.
– Если не учитывать возможность реформ по консервативному сценарию, какой рост ВВП в этом и следующем году вы прогнозируете?
– Экономика Казахстана в этом году растет на уровне чуть более 6%, однако это некачественный рост. Ускорение роста ВВП в этом году в основном произошло по трем причинам: роста добычи нефти, завышенного использования Нацфонда, и из-за валютных заимствований правительства за рубежом. Однако это не привело к росту благосостояния людей, поскольку реальные доходы населения падали.
Рост экономики называется качественным, когда он происходит из-за роста производительности труда, роста частных инвестиций, и роста экспорта технологичных товаров и услуг. При таком качественном росте экономики обязательно будут расти реальные доходы населения. Для того, чтобы добиться роста этих трех параметров стране нужна полноценная рыночная экономика и полноценная конкуренция, чего в Казахстане нет.
Как я сказал ранее, к сожалению, мы сейчас двигаемся в обратную сторону. В следующем году рост добычи нефти остановится, правительств будет гораздо меньше использовать Нацфонд, поскольку там уже есть проблемы, также вырастут налоги, что снизит деловую активность. Все это приведён к замедлению роста экономики в 2026 году до 4,5%. Дольше рост экономики будет еще меньше – где-то в районе 3,5%.
Повторюсь – для полноценного роста доходов населения нужны кардинальные структурные реформы. Да, они будут очень болезненными на первом этапе. Но нас ждут трудные времени и без реформ.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.