Что значит снижение базовой процентной ставки в США для Азиатско-Тихоокеанского региона? - Exclusive
Поддержать

Что значит снижение базовой процентной ставки в США для Азиатско-Тихоокеанского региона?

Недавнее снижение базовой процентной ставки Федеральной резервной системой США представляет собой как возможности, так и вызовы для центральных банков стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Властям стоит принять сбалансированный, учитывающий специфику страны подход, чтобы справиться с возможным инфляционным давлением, волатильностью обменного курса и динамикой притока капитала.

На сентябрьском заседании Федерального комитета по открытым рынкам Федеральная резервная система США начала долгожданный цикл смягчения денежно-кредитной политики, снизив процентную ставку на 50 базисных пунктов. Члены Комитета прогнозируют еще одно снижение процентной ставки на 50 базисных пунктов в этом году, при этом смягчение политики ФРС продолжится и в 2025 году.

Это может иметь значительные последствия  для мировой экономики, в том числе для развивающихся стран  Азиатско-Тихоокеанского региона.

В этом году инфляционное давление в регионе продолжило свое снижение на фоне стабилизации цен на сырьевые товары и влияния отсроченного эффекта прошлогоднего ужесточения денежно-кредитной политики. В результате большинство центральных банков приостановили цикл повышения ставок, а некоторые перешли к их снижению. Теперь их примеру могут последовать и другие.

При формировании своей политики центральные банки стран с развивающейся экономикой должны учитывать разницу с процентной ставкой США, которая влияет на потоки капитала и обменные курсы. Снижение ставки ФРС открывает перед центральными банками других стран региона возможность смягчить политику для стимулирования внутреннего спроса и роста, не вызывая при этом оттока капитала и снижения обменного курса.

Тем не менее, поскольку темпы и продолжительность цикла смягчения политики ФРС остаются неопределенными, адекватная реакция на нее в Азиатско-Тихоокеанском регионе потребует осторожности и тщательного соблюдения баланса по ряду причин.

Одним из вариантов действий центральных банков является снижение ставок вслед за ФРС. Это позволит поддержать рост, но может также оживить ценовое давление и стимулировать чрезмерное заимствование в странах, где уровень задолженности домохозяйств и корпораций уже высок.

Также центральные банки региона могут продолжать придерживаться относительно жесткой денежно-кредитной политики — например, путем снижения процентной ставки с отставанием или менее пропорционально по отношению к ставке ФРС.

В этом случае снижение процентной ставки в США может привести к увеличению притока капитала в Азиатско-Тихоокеанский регион, так как инвесторы скорректируют свои портфели в пользу активов с более привлекательной доходностью. Это может стимулировать рынки акций и облигаций во всем регионе, обеспечивая некоторую передышку для более уязвимых экономик.

Однако приток капитала может создать и определенные проблемы, поскольку значительные колебания краткосрочных портфельных инвестиций могут повысить волатильность финансовых рынков.

Кроме того, увеличение притока капитала может привести к укреплению обменных курсов по отношению к доллару США в регионе, что благоприятно скажется на экономике стран, сильно зависящих от импорта нефти и других сырьевых товаров, обеспечив снижение ценового давления и улучшение торгового баланса. Для стран с высокой задолженностью, номинированной в долларах США, снижение курса доллара США облегчит поддержание долгового бремени.

С другой стороны, укрепление обменного курса приведет к росту импорта, что потенциально негативно скажется на текущих счетах. В среднесрочной перспективе укрепление валюты может также препятствовать росту экспорта, особенно в странах, зависящих от экспорта традиционных товаров обрабатывающей промышленности, таких как одежда или текстиль, которые в основном зависят от ценовой конкурентоспособности.

Такое разнообразие потенциальных эффектов и каналов предполагает, что ответные меры на политику смягчения ФРС в Азиатско-Тихоокеанском регионе должны быть индивидуальными и специфичными для каждой страны и включать в себя сочетание следующих мер.

Помимо корректировки процентных ставок, органы денежно-кредитного регулирования в регионе могут использовать целевые меры, такие как требования к банковским резервам, чтобы повлиять на финансовые условия и условия ликвидности. Прогнозирование также может стать эффективным инструментом для закрепления инфляционных ожиданий и снижения неопределенности и финансовой волатильности за счет четкого определения будущего курса денежно-кредитной политики для участников рынка и субъектов экономической деятельности.

Для стран с увеличивающимся притоком капитала хорошо развитые финансовые рынки играют ключевую роль в поглощении притока капитала и его превращении в продуктивные инвестиции в национальную экономику. Меры политики должны быть направлены на повышение конкуренции, эффективности и прозрачности в финансовом секторе, при этом центральный банк или другой надзорный независимый орган должны обеспечивать надлежащий надзор.

Для управления рисками, связанными с ростом притока капитала, могут использоваться меры управления потоками капитала и макропруденциальная политика, в том числе меры, направленные на снижение подверженности валютным диспропорциям. В тех случаях, когда приток капитала приводит к чрезмерному повышению курса валюты, целенаправленные интервенции на валютных рынках могут помочь снизить волатильность, одновременно увеличивая валютные резервы.

Фискальная политика может быть использована для смягчения последствий снижения объемов экспорта. В зависимости от наличия бюджетных возможностей стимулирование может быть направлено на достижение нескольких целей, включая увеличение потребительских расходов; стимулирование активности в отдельных секторах, оказывающих более сильный мультипликативный эффект на остальную экономику; инфраструктурные, энергосберегающие проекты, проекты по адаптации к изменению климата и др., направленные на устранение структурных разрывов, что также будет способствовать увеличению производственного потенциала экономики.

Снижение процентной ставки в США и ослабление доллара могут привести к снижению стоимости импорта, оживлению финансовых рынков и увеличению притока капитала в регион. Однако эти позитивные изменения не обойдутся без рисков, включая возможную волатильность обменного курса и возобновление инфляционного давления.

Властям необходимо будет придерживаться гибкого подхода, сохраняя бдительность и активность в использовании открывающихся возможностей и управлении рисками.

Маттео Ланцафаме

Главный экономист Азиатского банка развития




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *