Целью новой экономической политики должна стать социальная модернизация  - Exclusive
Поддержать

Целью новой экономической политики должна стать социальная модернизация 

Уразалы Ержанов, бывший зампред Нацбанка и вице-министр финансов поделился с exclusive.kz своим мнением о том, как должен выглядеть НЭП в Казахстане.

— Главная реальность сегодняшнего дня – завершение процесса глобализации мировой экономики, вызванное невиданными доселе санкциями против России и рестрикционными мерами со стороны Запада в отношении китайской экономики, — говорит Уразалы Ержанов . — Война вызывает милитаризацию экономик, что также исключает глобализацию. Это, безусловно, скажется и на нас хотя бы потому, что мы по-прежнему являемся сырьевым придатком мировой экономики.

Состояние отечественной экономики можно однозначно считать кризисным. Об этом говорит отсутствие глубины внутреннего рынка, обусловленное малочисленным населением относительно огромной территории, которая влечёт нерентабельные транспортные, коммуникационные и иные издержки для отечественных товаропроизводителей, потеря компетенций, снижение уровня квалификации отечественного рабочего класса и качества человеческого капитала в целом. Плюс – системная коррупция и высокая доля импорта.

— Как повлияли, на ваш взгляд, на ситуацию популистские решения нашего правительства в области пенсионной реформы и в целом продолжающаяся господдержка различных отраслей?  

— Разрешение снятия пенсионных накоплений в 2021 году дал только кратковременный эффект «выпуска пара». Вброс в экономику в течение короткого периода 2021 года почти 2 трлн. тенге
вызвал резкий скачок цен на все товары, прежде всего на стройматериалы, что существенно снизило эффективность капвложений. И главное – это почти убило один из основных внутренних источников «длинных» денег и создало неопределенность в будущем пенсионной системы.

Существующая практика государственного финансирования различных госпрограмм, на мой взгляд, крайне порочна и вредна по целому ряду причин. Это 
отсутствие конечной, сформулированной в материальных параметрах цели, взаимосвязанного системного подхода и строгой отчётности и ответственности исполнителей за освоение финансовых ресурсов.
Все это продолжает поддерживать коррупционную цепочку я с момента подготовки программ до конечного освоения средств.
К тому же существуют объективные противоречие в целях выдачи денег между ключевыми субъектами: у правительства – экономический рост, у банков – выполнение пруденциальных нормативов и других ограничений со стороны Нацбанка и АФР.
Правительство самоустранилось от осуществления контроля за целевым и эффективным использованием выделяемых ресурсов. Эта функция неоправданно возложена на банки второго уровня, перед которыми задача обеспечения экономического роста априори не стоит. К тому же имеет место коррупционная связь между владельцами и топ-менеджментом банков с одной стороны, и аффилированными с ними субъектами-конечными получателями ресурсов за счёт госпрограмм, — с другой.

— Какова цель новой экономической политике в Казахстане?

— Совершенно очевидно, что должна быть обозначена конечная цель! Не может быть экономики ради экономики. Поэтому предлагаю в качестве цели новой экономической политики социальную модернизацию общества. Это – драйвер, который потянет за собой все. Невозможно за всё взяться сразу. К 2050 году численность населения Казахстана должна составить 50 млн. человек. Предстоит повсеместная урбанизация условий жизни людей, что, конечно, не означает повальный переезд в города. К этому времени должно появиться новое качество человеческого капитала.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить жильём все многодетные семьи страны, инвалидов, не имеющих жилья, выпускников детских домов, учителей и врачей в сельской местности; младший медперсонал госучреждений здравоохранения, другие категории работников бюджетной сферы. С учётом имеющегося и ожидаемого роста рождаемости предстоит организовать массовое строительство современных школ с лабораториями по естественно-научным предметам, детских дошкольных учреждений, домов юного техника и тому подобных заведений. 

Другая задача — восстановить через капремонт либо отстроить заново дома культуры во всех райцентрах страны и обеспечить их функционирование. Требуется и капитальный ремонт во всех нуждающихся в этом поликлиниках и больницах. Также нужно приступить к строительству по всей стране из расчёта на 50-70 тысяч жителей спортивных комплексов, состоящих из ледового дворца, бассейна, многофункционального спорткомплекса и компактного футбольного поля. Словом, предстоит сделать многое, чтобы казахстанцы чувствовали себя  комфортно в своей стране.

Для избежания коррупции и местничества необходимо определить физические параметры по всем объектам и утвердить типовые проекты. Кроме того, нужно установить физические объёмы всех необходимых строительных и отделочных материалов: цемента, бетона, арматуры и другой металлопродукции, стекла, окон, дверей, плит, раковин, унитазов, сантехники, обоев, красок, электроприборов, кабелей и т.д. 
Также определить требующиеся материалы для строительства инфраструктуры: трубы, асфальт, битум, металл, осветительные приборы и т.д. В течение ближайших 2-3 лет надо обеспечить производство всех этих перечисленных товаров в Казахстане. Это позволит открыть новые заводы и массово создать дополнительные рабочие места.

Для этого необходимо воссоздать при правительстве Совет по размещению производительных сил (СоПС). Этот институт, будучи впервые созданным в 1915 году в царской России, существовал весь советский период. В деятельности СоПС должны принять активное участие НПП «Атамекен» и акимы всех областей.

— Как Казахстану уйти из статуса сырьевого придатка мировой экономики?

— Для этого необходимо национализировать АО «Карметкомбинат», АО «Казахмыс», АО «Алюминий Казахстана», АО «Казхром», АО «Соколовско-Сарбайское ГПО», АО «Казцинк», АО «Усть-Каменегорский титано-магниевый комбинат». Эти предприятия должны обеспечить необходимым сырьем и стройматериалами вновь создаваемые производства и строительство новых объектов. В кратчайшие сроки им нужно будет представить программы по обеспечению передела выпускаемой продукции и организации производств товаров с более высокой добавленной стоимостью. Чистый экспорт сырья должен быть прекращён. Предприятия нефтегазового сектора и субъекты естественных монополий должны принять участие в программе импортозамещения путем размещения заказов на регулярно приобретаемое оборудование среди отечественных товаропроизводителей.

Нас часто сравнивают с Арабскими Эмиратами, так почему бы не сделать так, чтобы и казахстанцы имели доступ к природным богатствам своей страны, как и в ОАЭ?

Для восстановления социальной справедливости, нарушенной в ходе массовой приватизации 90-х годов, и обеспечения участия граждан в доходах от продажи сырья нужно учредить Национальный инвестиционный фонд, в котором будут открыты счета для всех граждан страны. Они должны быть неотчуждаемыми, пожизненными, пока их владельцы являются гражданами Республики Казахстан. 

Кроме того, не мешает вспомнить и то, что в ОАЭ иностранцам невозможно открыть локальную компанию с долей участия более 49 процентов, а в сырьевой сектор вообще нет доступа.

Во всех национализированных и других сырьевых предприятиях 20 процентов акций должны принадлежать Национальному инвестиционному фонду, 51 процент – правительству Республики Казахстан, до 25 процентов
могут быть проданы ЕНПФ. ЕНПФ также должен иметь право на приобретение миноритарного пакета акций во всех естественных монополиях с чётко фиксированной доходностью не ниже уровня инфляции. 
Для решения проблем с нехваткой пресной воды, необходимо с привлечением зарубежных учёных и специалистов приступить к строительству гидротехнических сооружений. 
Чтобы снизить транспортные издержки из-за протяжённых расстояний предстоит строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения перевозок грузов. 
С учётом нынешнего российского опыта с валютными резервами, необходимо радикально изменить отношение государства и к золотодобывающей отрасли. Для этого предстоит национализировать компанию АО «Алтыналмас» и по всем неразрабатываемым золотоносным месторождениям аннулировать лицензии и сами месторождения передать данной компании.

Анна Ямпольская




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *