Центральная Азия: территория информационных войн России и США? - Exclusive
Поддержать

Центральная Азия: территория информационных войн России и США?

Стэнфордский университет США, один из самых авторитетных и рейтинговых в мире, опубликовал шокирующие данные о том, как социальные сети используются для прозападного влияния на Ближнем Востоке и Центральной Азии.

В июле и августе 2022 года Twitter и Meta удалили две перекрывающиеся группы учетных записей за нарушение условий обслуживания своих платформ. Twitter заявил, что учетные записи нарушили его политику в отношении «манипулирования платформой и спама», в то время как Meta заявила, что активы на ее платформах участвовали в «скоординированном недостоверном поведении». После удаления активов обе платформы предоставили часть активности Graphika и Стэнфордской интернет-обсерватории (SIO) для дальнейшего анализа.

Их совместное расследование обнаружило взаимосвязанную сеть учетных записей в Twitter, Facebook, Instagram и пяти других социальных сетях, которые использовали обманную тактику для продвижения прозападных нарративов на Ближнем Востоке и в Центральной Азии за последние пять лет и ранее.

Эти кампании последовательно продвигали нарративы, продвигающие интересы Соединенных Штатов и их союзников, в то же время выступая против ряда стран, включая Россию, Китай и Иран. В частности, они резко критиковали Россию за гибель невинных мирных жителей и другие зверства, совершенные ее солдатами в погоне за «имперскими амбициями» Кремля после ее вторжения в Украину в феврале этого года. Для продвижения этого и других нарративов аккаунты иногда публиковали новостные статьи из финансируемых правительством США СМИ, таких как «Голос Америки» и «Радио Свободная Европа», а также ссылки на веб-сайты, спонсируемые американскими военными.

Набор данных Twitter охватывает 299 566 твитов от 146 учетных записей в период с марта 2012 г. по февраль 2022 г. Эти учетные записи делятся на две группы. Первая была связана с открытой кампанией правительства США по обмену сообщениями под названием «Трансрегиональная веб-инициатива», которая была заявлена официально. Вторая включает в себя серию тайных кампаний неясного происхождения, которые были представлены в наборе метаданных из 39 профилей Facebook, 16 страниц, двух групп и 26 учетных записей Instagram, активных с 2017 по июль 2022 года.

Безусловно, наибольший интерес представляет скрытая деятельность, поскольку, судя по всему, активы, идентифицированные Twitter и Meta, создавали поддельные персоны, выдавали себя за независимые средства массовой информации, использовали мемы и короткие видеоролики, пытались начать кампании с хэштегами и запускали онлайн-петиции. Важно, что недостоверность распространяемых данных ограничила их влияние в Интернете. Подавляющее большинство просмотренных постов и твитов получили не более нескольких лайков или ретвитов, и только у 19% скрытых ресурсов было более 1000 подписчиков. В среднем твит получил 0,49 лайков и 0,02 ретвита.

Эффективность кампании, ориентированной на Центральную Азию, была сравнительно низкой по сравнению со странами Ближнего Востока (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Афганистан). Вероятно, это связано с ограниченным использованием Twitter в нашем регионе, где значительно популярнее Facebook, Instagram, WhatsApp и Telegram. Тем не менее, группа «Центральная Азия» была самой активной: объем постов/твитов достиг почти 200 в день в месяцы, предшествовавшие и сразу после вторжения России в Украину в феврале этого года.

Группа «Центральная Азия» состояла из 12 аккаунтов в Twitter, 10 страниц в Facebook, 15 профилей в Facebook и 10 аккаунтов в Instagram. Была также обнаружена связанная активность в Telegram, YouTube и российских социальных сетях «ВКонтакте» (ВК) и «Одноклассники». Все учетные записи были созданы в период с июня 2020 года по март 2022 года. Как и в случае с другими проанализированными группами, активы были заблокированы в Facebook, Twitter и Instagram и в значительной степени заблокированы на YouTube. Однако аккаунты в этой группе остаются активными в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках. Десять активов группы выдавали себя за СМИ, ориентированные на Центральную Азию. Контент был почти исключительно на русском языке, за исключением небольшого количества твитов, написанных на языках Центральной Азии, таких как казахский и кыргызский.

Активы в группе «Центральная Азия» демонстрировали явные и повторяющиеся признаки скоординированного поведения: они размещали сообщения одновременно, использовали одни и те же изображения и перерабатывали контент с течением времени в разных учетных записях.
Активы подали как минимум четыре петиции в Facebook, Twitter и Instagram. Одна из них призывала Казахстан выйти из ОДКБ и ЕАЭС, вторая требовала, чтобы Кыргызстан обуздал китайское влияние в стране. Были и петиции с призывом запретить российские телеканалы.
В целом группа по Центральной Азии сосредоточилась на ряде тем: дипломатических и гуманитарных усилиях США в регионе, предполагаемом пагубном влиянии России, военном вмешательстве России на Ближний Восток и в Африку, а также китайском «империализме» и обращении с мусульманскими меньшинствами. Начиная с февраля этого года, ресурсы, которые ранее публиковали информацию о российских военных действиях на Ближнем Востоке и в Африке, переключились на войну в Украине, представляя конфликт как угрозу для Центральной Азии.

Эти посты в основном касались поддержки США стран Центральной Азии и их населения, представляя Вашингтон как надежного экономического партнера, способного обуздать зависимость региона от России. В других сообщениях утверждалось, что США были главным гарантом суверенитета Центральной Азии против России, часто приводя войну на Украине как свидетельство «имперских» амбиций Кремля. В повторяющихся нарративах утверждалось, что Россия злоупотребляет партнерскими отношениями России и Центральной Азии для извлечения односторонних выгод. Сообщения часто описывали ОДКБ как опасный инструмент, который Россия может использовать для обхода западных санкций и втягивания стран Центральной Азии в свою войну против Украины. В качестве альтернативы активы выступали за создание исключительно центральноазиатских партнерств. Аккаунты в группе отмечали шаги, предпринятые правительствами стран Центральной Азии для ухода от России, такие как решение президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева выйти из соглашения СНГ о Межгосударственном валютном комитете или усилия по укреплению местных языков и культурной самобытности.
В других сообщениях критиковалось использование Россией пропаганды для распространения антизападных и пророссийских нарративов в Центральной Азии, изображая Россию гнусным игроком, работающим над подрывом независимых демократий. Например, в январе 2022 года отчеты освещали массовые протесты, последовавшие за внезапным повышением цен на топливо в Казахстане, но в основном через призму опровержения обвинений России в «иностранном вмешательстве». Некоторые СМИ группы также утверждали, что Россия направила наемников группы Вагнера для захвата алматинского аэропорта и что Россия использовала заявления об иностранном вмешательстве в качестве предлога для отправки российских войск в качестве миротворцев ОДКБ для оккупации Казахстана.

Активы также освещали репрессии и жестокое обращение с мигрантами из Центральной Азии в России. В нескольких постах рассказывалось о принудительной вербовке выходцев из Центральной Азии в российскую армию в обмен на обещания получить российское гражданство. Этот нарратив пересекался с сообщениями о большом количестве жертв среди этнических меньшинств, воюющих на стороне России в Украине.

Имперская Россия — войны и союзы

Антироссийские нарративы часто ссылались на «империалистические войны» России на Украине, Ближнем Востоке и в Африке. Вторжение России в Украину освещалось через призму того, что это будет означать для жителей Средней Азии. В этих сообщениях часто предупреждали об империалистических амбициях России в отношении бывших советских республик и говорилось, что вторжение в Украину показало, на что Кремль способен сделать с соседними странами. В других сообщениях описывалось прямое влияние войны на страны Центральной Азии, например, нехватка продовольствия, и говорилось, что все страны региона должны пересмотреть свои отношения с Россией в свете ее незаконного вторжения. В этом контексте Украина была страной, пытавшейся освободиться от влияния России. Вскоре после начала вторжения в феврале аккаунты продвигали проукраинские протесты в странах Центральной Азии. В более поздних сообщениях сообщалось о свидетельствах зверств, совершенных российскими войсками, и блокировании Россией экспорта украинского зерна.

До войны на Украине многие страницы были посвящены военным действиям России в Сирии. Активы осудили поддержку российским правительством президента Сирии Башара Асада и российские авиаудары, в результате которых с 2015 года в Сирии погибли и получили ранения тысячи мирных жителей. В аккаунтах Facebook и Instagram также отмечалось, что Россия препятствовала доставке гуманитарной помощи сирийцам, блокируя решения в ООН, и продвигала работу американских программ гуманитарной помощи и поддержки сирийским беженцам. Эта тема была одной из самых широко освещаемых в группе, так как активы упомянули «Сирия» (Сирия) более 600 раз в Твиттере и более 1500 раз в Фейсбуке.

Наконец, ресурсы опубликовали информацию о российской пропаганде, связанной с войной в Сирии, и проанализировали методы, используемые российскими СМИ для «искажения нарративов» вокруг войны. В то же время группа поделилась контентом, посвященным успехам США в их борьбе с группировкой «Исламское государство» и «Аль-Каидой» на Ближнем Востоке, особенно в Сирии.

Голос Америки в Иране?

Зафиксировано несколько случаев, когда учетные записи в иранской группе делились контентом из источников, связанных с вооруженными силами США.

Антиправительственные отчеты критиковали внутреннюю и международную политику Ирана и подчеркивали, как дорогостоящее международное вмешательство правительства подорвало его способность заботиться о своих гражданах. В сообщениях утверждалось, что правительство забрало еду у иранцев, чтобы передать ее «Хизбалле». В одном из постов в Instagram говорилось, что, поддерживая ХАМАС и «Хизбаллу», покойный Касем Сулеймани принес Ирану нищету. Права человека и гражданские права были еще одной общей темой группы. Некоторые твиты с более высоким уровнем вовлеченности критиковали правительство, особенно верховного лидера аятоллу Али Хаменеи, за убийство протестующих в 2021 году. Твиты также освещали протест учителей в январе 2022 года.

Группа также сосредоточилась на правах женщин, но больше всего на Facebook и в Instagram. Десятки постов сравнивали возможности иранских женщин за границей с возможностями в Иране. В сообщениях также отмечается, что с течением времени для женщин в Иране мало что изменилось. Во многих сообщениях освещались внутренние протесты против требований носить хиджаб.

Как и другие группы в более широком тайном кругу, иранская группа критиковала вторжение России в Украину, часто используя его для создания местных нарративов. В сообщениях отмечается, что Хаменеи на словах поддержал Путина и обвинил Иран в поставках в Россию беспилотников, которые Россия затем использовала для убийства мирных жителей. В дополнение к утверждению, что поддержка Ираном России была аморальной с моральной точки зрения, группа также продвигала нарратив о том, что поддержка Ирана повлечет за собой негативные экономические последствия, и проводила нелестные сравнения между Хаменеи и президентом Украины Владимиром Зеленским.

Напомним, Graphika — аналитическая компания, которая составляет карты мировых онлайн-сообществ.

Стэнфордская интернет-обсерватория — это междисциплинарная программа исследований, обучения и участия в политике для изучения злоупотреблений в современных информационных технологиях с упором на социальные сети.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *