Дамоклов меч ресурсного проклятия вот-вот может сорваться

Общеизвестно, что экономика Казахстана в значительной мере зависит от сырьевого сектора. И хотя доля нефтегазового сектора в ВВП страны снижается, главная беда ресурсного проклятия для нашей страны заключается в том, что у нас не развиваются инновации, мало высокотехнологичной продукции, а главное – политический класс потерял мотивацию к глубоким и содержательным политическим и экономическим реформам. И если даже у власти появится желание изменить ситуацию, на это потребуется десятки лет.
Что такое ресурсное проклятие
Когда говорят о ресурсном проклятии, то имеют в виду, что государства, живущие преимущественно за счет природных богатств, не способны извлекать реальную прибыль от их продажи и обеспечивать необходимые условия для самоподдерживающегося экономического роста и эффективно развивать современные отрасли промышленности.
Однако, исследования экономик стран с обилием ресурсов показали, что замедление экономического и социального развития наблюдается не во всех нефтегазовых странах, а только в государствах с неразвитыми политическими и экономическими институтами. В странах же где они развиты, обилие ресурсов либо не влияет на рост, либо влияет на него положительно.
На диаграмме 2 отображена связь между индексом эффективности государственного управления и размером ВВП на душу населения в странах с природной рентой выше 5%. Всего таких стран 74 из 200.
Диаграмма 2

По горизонтальной оси расположена экспонента среднего значения индекса эффективности государственного управления за 2002–2023 годы включительно. Индексы заимствованы у проекта The Worldwide Governance Indicators. Индекс отражает восприятие качества государственных услуг, качество государственной службы и степень ее независимости от политического давления, качество разработки и осуществления политики, а также доверие к приверженности правительства такой политике.
По вертикальной оси расположены средние значения ВВП на душу населения в постоянных долларах 2015 за тот же период. Данные заимствованы у Всемирного банка.
Страны, отображенные на диаграмме, разбиты на три группы.
Группа 1 – страны с относительно низким индексом эффективности государственного управления и относительно низким ВВП на душу населения. Казахстан входит в эту группу. Его соседи на диаграмме Россия и Суринам. По эффективности государственного управления Казахстан занимает 19 место среди 74 стран.
Группа 2 – страны с относительно высоким индексом эффективности государственного управления и относительно низким ВВП на душу населения.
Группа 3 – страны с относительно высоким индексом эффективности государственного управления и относительно высоким ВВП на душу населения.
На диаграмме видно, что наилучшие результаты у стран с высокой эффективностью государственного управления. Корреляция между показателями равна 0.858.
Связь между ВВП на душу населения, природной рентой и эффективностью государственного управления демонстрирует уравнение линейной регрессии (таблица 1).
Таблица 1
Из него следует, что на ВВП на душу населения эффективность государственного управления влияет сильнее, чем размер природной ренты, хотя и она вносит свой вклад.
Эффективность управления в Казахстане
Динамика индекса эффективности государственного управления, рассчитываемая проектом The Worldwide Governance Indicators, отображена на диаграмме.
На диаграмме видно, что в 2019 г. индекс Казахстана превзошел среднее значение индекса по всем странам. Можно утверждать, что эффективность государственного управления в нашей стране повышается, хотя остается все еще недостаточно высокой.
Диаграмма 3

В таблице 2 отображено уравнение линейной регрессии, демонстрирующее влияние силы закона и клиентоориентированности власти на эффективность государственного управления в стране.
[22 точек наблюдения недостаточно, чтобы что-либо утверждать однозначно. Но, с другой стороны, уравнение удовлетворяет всем статистическим тестам, поэтому его результаты, по мнению автора, можно принять в качестве рабочей гипотезы].
Таблица 2
Из этого уравнения следует, что для повышения эффективности государственного управления в Казахстане следует повышать силу закона и снижать клиентоориентированность власти.
Под силой закона в проекте The Worldwide Governance Indicators отражается представления о том, насколько агенты доверяют общественным правилам и соблюдают их, и, в частности, о качестве исполнения контрактов, правах собственности, работе полиции и судов, а также о вероятности совершения преступлений и насилия. На диаграмме 4 отображена динамика индекса силы закона для Казахстана.
Диаграмма 4

На диаграмме мы видим, что значение индекса растет, но Казахстан все еще значительно отстает от среднемирового уровня.
Гетеборгский Институт изучения демократии V-Dem под клиентоориентированностью понимает целенаправленное распределение ресурсов (товаров, услуг, рабочих мест, денег и т.д.) в обмен на политическую поддержку. Внимание! Чем выше значение индекса, тем сильнее клиентоориентированность власти. Поэтому в уравнении регрессии (таблица 2) у переменной клиентоориентированности власти коэффициент со знаком минус. На диаграмме 5 отображена динамика индекса для Казахстана.
Диаграмма 5

Можно говорить о некотором незначительном снижении уровня клиентоориентированности нашей власти. Но насколько этот процесс имеет необратимый характер, если в целом этот показатель в Казахстане выше, чем в среднем по миру?
Таким образом, все это свидетельствует о том, что на Казахстан наложено ресурсное проклятие. Не такое сильное, как, например, на Экваториальную Гвинею, но все же. Его главная беда заключается в том, что у нас не развиваются инновации, мало производится высокотехнологическая продукция, а главное – политический класс потерял мотивацию к глубоким и содержательным политическим и экономическим реформам. И если даже у власти появится желание изменить ситуацию, на это потребуется десятки лет.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.