Данияр Сугралинов: «Я не жду вдохновения, ведь оно может и не прийти»
Один из самых известных за рубежом казахстанских авторов уже давно перебрался в США. Сегодня его книги издаются на немецком, польском, английском и других языках. На днях Данияр Сугралинов прилетел в Алматы, чтобы презентовать новую книгу о вселенной Дисгардиум «Угроза А-класса» и пообщаться с читателями. Мы не упустили возможности посетить встречу и послушать «лучшего автора-прозаика 2005 года», по версии udaff.com – так высоко оценили его повесть «Кирпичи».

– Расскажите, о чем ваша новая книга?
– Это продолжение цикла историй про вселенную Дисгардирум. События в ней развиваются в недалеком будущем – в 2074 году (я люблю смотреть вперед). По сюжету пятнадцатилетний школьник Алекс грезит звездами и мечтает о карьере космического гида, но жизнь ломает его планы. В результате все складывается таким образом, что теперь виртуальная игра «Дисгардиум» – его единственный путь к достижению цели…

– Наверное, вы уже сроднились с этим миром…
– Да, конечно. Но, если все пойдет по плану, то буду уже завершать цикл про Дисгардиум. Прощаться с героями не жаль, потому что есть и другие задумки. Вообще, в свое время, да и сейчас такие книги очень популярны у тех, кто увлекается компьютерными играми. Это было когда-то и моим хобби, в которое я погружался с головой. Серия о Дисгардиуме стала своего рода продолжением этого увлечения. Правда, сейчас я не играю. Даже виртуальный шлем сыну отдал, потому что я не умею вовремя останавливаться, и если увлекусь – не смогу сосредоточиться, чтобы писать. А я, как я уже сказал, хочу завершить цикл – у меня есть много других идей. Сейчас я сделал себе имя в таких литературных жанрах, как GameLit, LitRPG, которые объединяют элементы ролевых игр и фантастических, а также научно-фантастических произведений, даже вошел в американскую гильдию LitRPG-авторов. Однако хочется попробовать и что-то новенькое. Например, написать детектив или антиутопию…
– А действие будет разворачиваться в Казахстане или в США?
– Не могу пока точно ответить на этот вопрос, но, что бы я не писал, родные просторы всегда так или иначе угадываются в моих книгах. Например, разные отсылки к Казахстану, которые местные могут легко считать. В частности, названия районов в Дисгардиуме могут иметь прямое или косвенное отношение к Казахстану, ведь именно здесь я делал первые шаги как автор.
– Кстати, помните, с чего началась ваша любовь к литературе, когда вы решили стать писателем?
– У моих родителей всегда была большая библиотека, так что читать я любил с детства. Мало того, я всегда любил сочинять истории, но далеко не сразу сделал это своей профессией. Я окончил Инженерно-экономическую академию в Санкт-Петербурге и Высшую школу экономики в Москве. Только потом, уже будучи владельцем IT-компании, понял, что все-таки хочу попробовать свои силы в писательстве…
В итоге, первый роман «Кирпичи» я закончил в 2017 году и выложил в открытый доступ. Даже не думал, если честно, что со мной свяжутся представители крупного российского издательства…
– И что было дальше?
– В итоге мне предложили не только издать книгу, но и перевести ее, чтобы выпустить на портале Amazon. Мне до последнего не верилось в происходящее, но вдруг пошли продажи. Так я понял, что вполне могу зарабатывать на жизнь любимым делом. Мою книгу «Кирпичи» тогда прочли более двух миллионов человек. В итоге совершенно неожиданно для себя я стал лучшим автором-прозаиком 2005 года. Затем, в 2014 году, я опубликовал продолжение – «Кирпичи 2.0».
– Поделитесь секретами писательского мастерства. Есть ли у вас какие-то правила, которых вы придерживаетесь?
– Прежде всего, я считаю себя автором, а не писателем, вот Достоевский – это писатель. А я придумываю истории, которые хорошо читаются, развлекают. Есть теория, что писатели делятся на два вида – архитекторы и садовники. У первых есть четкий план текста, вторые же его в основном не придерживаются, многое делают интуитивно, словно засеяли сад и смотрят, что вырастет. Пожалуй, во мне есть и то, и другое. А ещё, я очень вовлекаюсь эмоционально, когда пишу. Стараюсь прожить сцены с точки зрения каждого из героев. Это бывает очень непросто, зато получается максимально достоверно.
Раньше предпочитал писать по ночам, а сейчас, видимо, «старею», поэтому перешел на утро. Связано это еще и с тем, что я наконец-то полюбил бегать –пришлось: у нас появилась собака породы колли, которой надо много двигаться, а если я не буду бегать – она тоже не станет, она же не дура. Пробовал вариант с велосипедом – не прокатило…
– А благодаря чему еще вы находитесь в такой отличной форме, расскажете?
– Пожалуй, не буду отнимать хлеб у коучей. У меня другие задачи. Скажу только, что все это во многом благодаря заботе моей любимой жены, которая делает все, чтобы семья придерживалась здорового питания. Например, раньше я весил 120 килограмм, но благодаря жене пришел в норму. Она удивительная женщина. Каждый день встает с утра пораньше, и пока мы не проснулись, творит – пишет картины. Кстати, супруга – автор обложек к одному из зарубежных изданий моих книг. Вообще, мне бы ее упорство и дисциплину…
– Вам не хватает этих качеств?
– Пожалуй, в какой-то степени. Однако я давно пишу каждый день и не жду вдохновения, потому что оно ведь может и не прийти. Однажды моя писательская сессия длилась 24 часа. Я тогда трудился над пьесой, которая в итоге получилась «стремной», так что рассказать о ней нечего.
Возвращаясь к авторским секретам: вообще я люблю придумывать неожиданные сюжетные повороты, которые интересны мне самому. При этом каждый раз боюсь разочаровать читателей, хоть и знаю, что всегда найдётся кто-то недовольный.
– Кстати, как вы негативные отзывы воспринимаете?
– Так получается, что комментарии в социальных сетях я практически не читаю, разве что в личном телеграм-канале – нет времени. Конечно, негативные отзывы встречаются, но с ними вполне справляются мои читатели – я им доверяю.
– А о киноверсии своих произведений думаете? Пока ведь на экран перенесли только «Кирпичи 2.0».
– Да, на основе этой книги режиссер Фархат Шарипов снял фильм «Тренинг личностного роста». Мы тогда очень много общались, подружились, и вот однажды он прислал мне сценарий фильма по «Кирпичам». Я был очень удивлен, потому что режиссер совсем иначе преподнес эту историю. От моих «Кирпичей» в ней, по сути ничего не осталось, но если режиссер так увидел – это его право. Мне очень понравился и сценарий, и сам фильм, только это уже не моя история.
– А об экранизации цикла о Дисгардиуме подумываете?
– Пока я не вижу, как можно перенести этот огромный виртуальный мир со своими законами на экран, но, думаю, через несколько лет технологии позволят это сделать.
Фото автора
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.