Дети в сети: темная сторона гаджетов - Exclusive
Поддержать

Дети в сети: темная сторона гаджетов

Компания «Лаборатории Касперского» представила результаты исследования кибербезопасности детей, проведенного в Казахстане в 2024 году. Было опрошено было 1001 человек в возрасте от 4 до 16 лет. Итоги – неутешительные. Многочисленные угрозы маленьким казахстанцам не только не уменьшились, но даже возросли. И, судя по мнению экспертов, ликвидировать их совсем – невозможно. Можно только их предупредить и сократить…

Данные, полученные исследователями, на встрече с журналистами представлял Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности.Прежде всего – чем дети занимаются в интернете? Чаще всего они заходят в сеть для развлечения: смотрят смешные видео и мемы (62%), играют в онлайн-игры (59%), общаются с друзьями (53%), включают фильмы и сериалы либо слушают музыку (52%).

Многие используют интернет и в познавательных целях: готовятся с помощью него к учёбе (39%), ищут разную информацию, например, о фильмах, играх, погоде (26%), читают новости и статьи (11%).

Какие блоги интересны детям? Каждый третий ребёнок смотрит или читает в интернете публикации блогеров (31%). Популярнее всего блоги, посвященные видеоиграм, фильмам и мультфильмам (по 55%), хобби и увлечениям (48%), музыке (46%), а также челленджам, когда блогер выполняет какие-то задания (45%).

Около четверти детей интересуются компьютерами и технологиями (26%), распаковкой товаров (25%), модой и красотой (24%), игрушками (21%).

Что публикуют сами дети. Многие дети проявляют в интернете собственные творческие способности. Каждый второй ребёнок создаёт собственный контент – например, фото, видео, рисунки, музыку (48%). Чаще всего это имеет отношение к хобби и увлечениям ребёнка (52%), видеоиграм (26%), музыке (23%) и челленджам (19%).

– Интернет сам по себе – всего лишь инструмент, который дети могут использовать как во благо, так и во вред. – объяснил Андрей Сиденко. – Он помогает познавать мир и заниматься творчеством. Однако, существуют и негативные явления, такие как кибербуллинг. Дети не всегда отдают себе отчёт в том, какие переживания это может принести другому человеку. С угрозами и оскорблениями справится не каждый взрослый, а юные пользователи куда более чувствительны. Иногда это даже может нанести психологическую травму. Чтобы этого избежать, родителям нужно обсуждать с ребёнком, чем опасен кибербуллинг, и приучать его самому не проявлять агрессию в интернете. И объяснить, что если он столкнётся с интернет-травлей, то он не должен испытывать стыд или чувство вины, и взрослые всегда окажут ему поддержку.

Каждый двадцатый родитель в Казахстане знает как минимум об одном случае, когда его ребёнок участвовал в травле других детей в интернете, или кибербуллинге. Исследование показало, что5% родителей признались – такое было с их ребенком как минимум один раз, а 3% сообщили, что их ребёнок или его друзья создавали для этого группы в соцсетях. При этом масштаб проблемы может быть гораздо серьёзнее: каждый четвёртый взрослый признался, что ему неизвестно, были ли такие случаи.

Чтобы оградить ребёнка от кибербуллинга, Андрей Сиденко рекомендовал родителям прежде всего установить тесный доверительный контакт с их ребенком.

– Нужно обязательно рассказывать ребёнку о правилах цифровой грамотности и этикета, а также о базовых понятиях из сферы кибербезопасности. В этом может помочь «Азбука кибербезопасности» от экспертов «Лаборатории Касперского» – сказал выступающий. – Необходимо также предупредить о рисках овершеринга, то есть излишней публикации личных данных, фото и видео в сети. Их могут использовать в том числе для кибербуллинга или шантажа.

А что делать, если ребенок сам стал жертвой кибербуллинга, угроз из сети? Следует объяснить ребёнку, что в таком случае не нужно отвечать агрессору, вступать с ним в диалог оправдываться. Самое эффективное оружие – это безразличие, поэтому лучше не реагировать и заблокировать обидчика, советует Андрей Сиденко. Полезно будет также рассказать на примерах, что с кибербуллингом сталкиваются многие люди, в том числе мировые звёзды.

В техническом плане можно использовать решение для родительского контроля, которое поможет защитить ребёнка от онлайн-угроз и отслеживать его онлайн-активность. Таких приложений сегодня много, но они требуют активного участия родителей в жизни ребенка.

Каждый пятый родитель не знает, какая информация опубликована в соцсетях у ребёнка. Таков еще один неутешительный результат исследования «Лаборатории Касперского». По-другому говоря, 19% мам и пап абсолютно не представляют, что выкладывает их чадо в сеть. А это могут быть и личные, конфиденциальные данные, фотографии квартиры, сообщения о предстоящих событиях и поездках… Всем этим ловко пользуются злоумышленники. Эксперты компании отмечают, что с детьми важно обсуждать правила безопасности в сети, в том числе рассказывать о рисках овершеринга – то есть излишней публикации данных о себе в сети.

Как рано дети начинают пользоваться соцсетями? Более половины опрошенных сообщили, что у их ребёнка есть личная страница в соцсетях, которую он ведёт самостоятельно (56%). При этом многие дети заводят аккаунты ещё в дошкольном возрасте: своя страница есть у каждого седьмого ребёнка 4-6 лет (14%)! Это сотни тысяч детей. И чем старше дети, тем активнее они начинают пользоваться соцсетями. Среди детей в возрасте 7-11 лет личная страница есть почти у половины (44%), 12-15 лет – уже у 78%, 16-18 лет – у 84%.

Что публикуют дети. По словам родителей, которые знают о публикациях детей, у каждого второго ребёнка на странице есть личные фотографии (49%), при этом у некоторых опубликованы фотографии, на которых видно обстановку квартиры (9%). У каждого четвёртого ребёнка указан номер мобильного телефона (24%).

Также многие дети публикуют информацию о хобби и увлечениях (51%), уточняют возраст (30%), номер школы (11%), имена родственников (8%), свою геолокацию (7%), домашний адрес (6%). Все эти данные вполне могут использоваться в негативных целях преступниками, уверены эксперты.

Какими соцсетями пользуются дети? Самая популярная соцсеть у детей в Казахстане – TikTok, сервис для создания и просмотра коротких видео. Ей пользуется большинство детей опрошенных родителей (74%). В числе самых востребованных соцсетей также YouTube (59%), Instagram (57%) и «ВКонтакте» (19%).

– Многие дети используют соцсети не только для общения и досуга, но и для самовыражения. Им важно делиться яркими моментами из своей жизни, в том числе фото и видео. Однако ребёнок не всегда задумывается о рисках, с которыми он может столкнуться в сети. – объяснил Андрей Сиденко. – Если в открытом доступе есть много личной информации, её могут использовать злоумышленники, например, в целях мошенничества или шантажа. Поэтому родителям необходимо рассказывать детям о правилах безопасности в сети и объяснять, зачем нужны те или иные меры предосторожности.

Дополнительно защитить ребёнка, не устанавливая за ним тотальный контроль, помогают специальные программы для родителей, такие как Kaspersky Safe Kids. Например, приложение пришлёт уведомление, если к ребёнку в соцсети добавится пользователь с большой разницей в возрасте.

Каждый десятый родитель в Казахстане терял деньги из-за ошибок детей в интернете – таков еще один неожиданный результат проведенного опроса.

Обычно это происходит из-за недостаточной цифровой грамотности, поэтому с ребёнком важно обсуждать правила безопасного поведения в интернете.

– Ошибки детей в сети не всегда связаны с внешними угрозами, например онлайн-мошенничеством. Ребёнок может оформить пробную платную подписку с банковской карты родителей, за которую потом продолжат списывать деньги, если вовремя её не отменить. Или, например, добавить в корзину онлайн-магазина какие-то товары с аккаунта взрослых. – пояснил Андрей Сиденко. Он рассказал, что даже его собственные дети порой оплачивали онлайн-покупки, просто по нечаянности нажав одну кнопку. Методы маркетинга в сети становятся все агрессивнее и изощреннее, поэтому родители должны готовить своих детей им противостоять.

Как показал опрос, у многих детей есть доступ к сервисам, которыми пользуются родители. Причём, иногда они начинают осваивать их в совсем маленьком возрасте. Например, 15% родителей сообщили, что у их детей есть доступ к онлайн-кинотеатрам. При этом 17% уточнили, что их детям всего 4-6 лет, ещё 13% – 7-11 лет. Доступ к онлайн-магазинам и маркетплейсам есть у детей 14% опрошенных, из них 6% – в возрасте 4-6 лет, 11% – 7-11 лет.

Среди других платных онлайн-инструментов, к которым предоставляют доступ родители в Казахстане: такси (14%), музыкальные приложения (13%), доставка продуктов и еды из ресторанов (10%), облачные сервисы (10%).

Ошибки детей в интернете порой могут нанести значительный ущерб семейному бюджету. Каждый пятый опрошенный родитель в Казахстане потерял из-за этого свыше 16 тысяч тенге: 11% – от 16 до 40 тысяч тенге, 6% – от 40 до 80 тысяч тенге, 3% – от 80 до 400 тысяч тенге, 2% – более 400 тысяч тенге.

Помимо этого, есть и регулярные расходы. На подписки для ребёнка и покупку гаджетов более половины родителей потратили более 16 тысяч тенге: 7% – от 16 до 40 тысяч тенге, 19% – от 40 до 80 тысяч тенге, 24% – от 80 до 400 тысяч тенге, 4% – более 400 тысяч тенге.

Чтобы оградить детей от угроз, важно обучать их с раннего возраста основам цифровой грамотности. Иного пути просто нет, предупрежден и научен – значит вооружен… Здесь можно провести аналогию с правилами дорожного движения: без регулирования на дорогах было бы очень опасно. При этом нужно рассказывать не только о распространённых угрозах, например, онлайн-мошенничестве, но и прививать ребёнку навыки финансовой грамотности. Например, он должен понимать, что нужно тщательно подходить к выбору платных сервисов, следить за своими подписками, стараться не совершать спонтанных покупок и не привязывать без крайней необходимости банковскую карту к каким-то сервисам.

Чтобы защитить детей в сети, «Лаборатория Касперского» рекомендует объяснять им, что аккаунты необходимо защищать надёжными уникальными паролями, и их нельзя никому сообщать. Комбинации должны содержать не менее 12 знаков: заглавные и строчные буквы, цифры и спецсимволы. Необходимо также приучать детей не сообщать свои личные и банковские данные без крайней необходимости и не вводить их на сомнительных ресурсах. Родители должны помочь ребёнку настроить двухфакторную аутентификацию во всех сервисах, которые это позволяют – это снижает риск взломов и утечек, установить надёжное защитное решение на все устройства, которыми пользуется ребёнок. И обязательно использовать специальные программы для родительского контроля, которые позволяют отслеживать онлайн-активность детей.

Последнее представляется самым важным. Интернет -активность детей должна стать в фокусе внимания всех родителей, потому что угрозы из сети никуда не уходят. Теперь это постоянная реальность, с которой нам всем придется жить. Но осознание этого, к сожалению, есть далеко не у всех мам и пап в Казахстане.

Дмитрий Слинько




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.