Диляра Кайдарова: Я помогу решить любой вопрос лечения онкозаболеваний
В стране растет число онкобольных. В 2022 году в Казахстане заболело раком 39 096 человек, что выше прежних показателей почти на 5 процентов. По словам главного внештатного онколога МЗ РК, председателя правления АО «КазНИИ онкологии и радиологии», доктора медицинских наук Диляры Кайдаровой, пандемия значительно ослабила иммунитет людей. Но она обещает, что поможет решить любой вопрос, который касается лечения онкозаболеваний. – Нужно немедленно писать на нашу страничку в Facebook, с указанием региона, поликлиники и врача, – сообщила главный внештатный онколог страны. – В течение часа мы их находим и принимаем меры.
– Ежегодно в Казахстане умирают от рака более 14 тысяч человек. Сегодня на онкоучете состоит 200 тысяч казахстанцев, – говорит Диляра Радиковна. – Смертность от онкологии в нашей стране – одна из лидирующих и занимает третье место после сердечно-сосудистых заболеваний. Чаще всего от рака молочной железы, затем – рака легкого, колоректального рака, рака желудка. В структуре смертности стабильно лидирует рак легкого, затем идут рак желудка, колоректальный рак и онкология молочной железы.
В то же время 29 процентов рака выявляется на ранней стадии. То есть, каждый третий пациент приходит к врачам с 0 и 1 стадией, что нас, в общем-то, радует. Вместе с тем улучшилась пятилетняя выживаемость больных раком. Сейчас на диспансерном учете состоит 200 тысяч онкопациентов, из них 55 процентов прожили уже 5 и более лет.
Онкоцентров стало больше
Это, в частности, произошло благодаря тому, что в 2022 году в стране завершился Комплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями, целью которой стало снижение бремени злокачественных новообразований. Специалисты разработали новую программу по модернизации онкологической службы. В ней, во-первых, речь шла о необходимости строительства онкологических центров, а также модернизации лучевой службы. Дорогостоящие химиопрепараты, таргетные препараты и новые иммунопрепараты, стоимость которых доходит до трех миллионов тенге, уже зарегистрированы в нашей стране , созданы и протоколы на оказание онкологической помощи. Теперь нужно финансирование на закуп.
По словам главного внештатного онколога минздрава, казахстанцы предпочитают не доверять свое здоровье и жизни местным эскулапам.
– Но когда наши граждане возвращаются, пройдя лечение в других странах, то видят, что все те препараты, за которые они платили немалые суммы, у нас есть. И что терапия в Казахстане проводится бесплатно, – говорит Кайдарова. – Аппаратами МРТ и КТ оснащены все регионы страны. В стране открываются новые онкоцентры, оборудованные по международным стандартам. Так, в 2020 году онкоцентр с новым лучевым ускорителем, с КТ и МРТ на 100 коек появился в Мангыстау. Сейчас акимат разработал проектно-сметную документацию на онкоцентр в 250 коек в Алматы. Также мы запланировали строительство такого же центра в Атырау с новым диагностическим оборудованием, лучевой терапией и новыми операционными. Для этого уже готова проектно-сметная документация и выделен из республиканских средств бюджет на 36 млрд. тенге.
Важно, чтобы пациентам была доступна высокотехнологическая помощь в диагностике. Одним из актуальных вопросов остается организация ПЭТ-центров в регионах. На сегодняшний день их в стране семь. ПЭТ-центры уже есть в институте онкологии и радиологии Алматы, Шымкенте, Семее и Астане. Постепенно эти вопросы решаются в регионах. Так, в Актобе, в рамках договора о государственно-частном партнерстве, турецкие инвесторы установят ядерный ПЭТ-центр, который закроет потребность Уральска, Атырау и Актау. В 2023 году планируется запуск новых ПЭТ-центров в Астане и Актобе. В следующем году он появится и в Караганде. В КазНИИ онкологии и радиологии в рамках государственно-частного партнерства установлен новый аппарат томотерапии, который позволяет не только проводить лучевую терапию, но и имеет функции кибер– и гамма-нож. Ранее для проведения подобных манипуляций пациентов отравляли за границу, теперь надобность в этом отпадет. В новом аппарате, которых, к слову, всего восемь по всему миру, также есть и функция для лечения детей. Уже подготовлены кадры для работы с новым оборудованием и с февраля, когда откроется финансирование, специалисты будут готовы принимать пациентов.
С 2019 года в республике проводятся молекулярно-генетические исследования больным раком легкого, меланомой кожи и колоректальным раком для уточнения диагноза и подбора таргетных и иммунологических препаратов с целью назначения персонифицированной терапии. Впервые в Казахстане с 2019 года внедрены телеконсультации с международными экспертами с использованием системы телепатологии в диагностически сложных случаях. Для улучшения доступности паллиативной помощи онкологическим больным в рамках Комплексного плана во всех регионах организованы мобильные бригады.
«Зеленый коридор» для онкобольных
Еще одно достижение онкослужбы – это то, что в рамках Программы с середины 2022 года внедрен «зеленый коридор» для пациентов с подозрением на рак, согласно которому определены конкретные сроки постановки диагноза и начала лечения.
– Чтобы получить помощь, пациенту с подозрением на онкозаболевание нужно, прежде всего, пойти в свою районную поликлинику, – отметила Диряра Кайдарова. – В компьютерной программе врача общей практики уже заложены стандарты. В период от 3 до 5 дней он обязан принять данного пациента и сразу же выписать ему направление на бесплатное прохождение всех необходимых исследований: сделать УЗИ, сдать анализ крови, опухолевые маркеры, сделать КТ, МРТ. Работающий в поликлинике онколог должен при необходимости взять биопсию. Если он не может это сделать, то пациента нужно отправить в онкологический центр. В целом в течение 10 дней пациенту должен быть поставлен диагноз.
На это выделено соответствующее государственное финансирование. Однако, по словам Кайдаровой, далеко не все главные врачи и менеджеры от медицины понимают необходимость «зеленого коридора». Поэтому представители онкослужбы составили списки поликлиник, которые не выполняют новые требования и отправляют их облздравам, заместителям акимов, чтобы они или исправили ситуацию, или исключили нарушителей из системы ФОCМС.
– Наша главная задача, как раньше, так и теперь – профилактика заболеваний, чтобы пациенты не доводили себя до крайнего состояния, – добавила доктор. – То есть нашим гражданам нужно вовремя проходить скрининги на рак шейки матки, молочной железы и на колоректальный рак. В 2020 году в связи с ковидом и тем, что рентген не выявляет начальной стадии заболевания, ВОЗ предложила ввести новый скрининг на рак легкого. Это так называемая низкодозная компьютерная томография. Мы провели три пилотных проекта в тех регионах, где рак легкого доминирует – Павлодаре, Усть-Каменогорске и Алматы. И это показало впечатляющие результаты. Мы уже ввели в программу нашего института низкодозную КТ. Так что любой пациент с 50 лет может здесь провериться. Особенно это касается курящих более 10 лет мужчин. К слову, рак легких стал расти не только у мужчин, но и среди женщин. В первую очередь, к нему ведет курение, экологические факторы, пассивное курение и грязный воздух.
К слову, я воспользовалась возможностью обследоваться на низкодозном КТ во время скрининга в КазНИИ онкологии и радиологии, организованном специально для представителей СМИ. Результат меня неприятно удивил. Оказалось, что у меня у меня есть фиброзные изменения в легких по причине перенесенной на ногах пневмонии. Об этом заболевании я ранее не догадывалась, хотя и постоянно наблюдалась в районной поликлинике. Примечательно, что все ранние диагностические исследования этого не показывали. Конечно, есть и врачебные проблемы, но существуют и проблемы самих онкоцентров, где оборудование давно устарело. Во всем мире оно обновляется каждые пять лет. У нас с этим дела обстоят далеко не лучшим образом. К примеру, поставка мамографов производилась еще в 2008 году, и они заменены далеко не во всех регионах. В то же время для точного скрининга сегодня требуются цифровые мамографы, которые позволяют выявлять опухоли. Но самое главное – сегодня в Казахстане настоящий кадровый голод на грамотных онкоспециалистов и средний медперсонал. Из-за быстрого профвыгорания люди в этой области медицины не задерживаются. В регионах страны не хватает 200 онкологов. Также остро стоит вопрос доступности диагностического оборудования для населения сельской местности.
Изменить ситуацию может закуп при поддержке НПО передвижных мамографов и КТ в три региона страны. Их планируют отправить туда в начале нынешнего лета.
– Мы ставим вопрос о закупке обезболивающих лекарств для онкобольных впрок, а также о покупке таблетированной формы лекарств, – отметила Кайдарова. – Квота по закупу обезболивающих, которая была недопустимо низкой, увеличена. В начале их выдавали в одной аптеке. Потом сказали, чтобы каждая поликлиника имела свою аптеку. Но тут выяснилось, что им нужна лицензия на наркотики. И теперь лекарства вновь выдаются в одной аптеке. Но главное, что обезболивающие препараты у нас есть.
Комментариев пока нет