До 30% казахстанских мини-НПЗ могут закрыться из-за новых требований правительства

Министерство энергетики Казахстана предлагает поправки в Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», которые обяжут нефтеперерабатывающие заводы малой мощности (мини-НПЗ) с 2029 года производить востребованные нефтепродукты в объеме не менее 45% от общего производства. Однако сами мини-НПЗ считают, что существует ряд трудностей, которые не позволят модернизировать заводы. В результате принятый закон может привести к закрытию 30% предприятий.
Под востребованными нефтепродуктами минэнерго подразумевает топливо для транспорта (бензин, дизельное и авиационное топливо) и энергетики, а также строительные и смазочные материалы.
Однако, для того, чтобы осуществить модернизацию мини-НПЗ отрасли, во-первых, понадобятся инвестиции в размере от $500 млн до $700 млн. Во-вторых, мини-НПЗ ограничены в сырье, у них нет доступа к объему нефти, которые получают крупные НПЗ по графику поставок от нефтедобывающих компаний и ресурсодержателей. В-третьих, помешать осуществить модернизацию может дефицит технологий и кадров. Все это приведет к закрытию 20-30% мини-заводов, если им не предоставить переходный период. Помимо этого, предприятия считают, что есть риск усиления монополизации рынка со стороны крупных НПЗ. Об этом Exclusive.kz рассказал Муратбек Маханов, управляющий директор нефтегазового сектора и экологии НПП «Атамекен».
«Чтобы провести модернизацию и соответствовать предлагаемым новым требованиям нужны меры государственной поддержки. В частности, субсидирование кредитов по ставке 5-7%, гранты до 30-50% затрат (около 10 млрд тенге в год), налоговые льготы (снижение КПН до 10%, освобождение от НДПИ на 3-5 лет). Кроме того, нужно, чтобы мини-НПЗ тоже получали сырье по квоте, выделяемому Минэнерго», – говорит Муратбек Маханов.
Также, по его словам, нужно снять запрет на экспорт полуфабрикатов, чтобы мини-НПЗ не несли убытки, упростить сертификацию топлива (К-5, Jet A-1).
Между тем, увеличить выпуск востребованных нефтепродуктов можно, если перенаправить продукцию мини-НПЗ на дальнейшую переработку на три крупные казахстанские НПЗ.
«Насколько мне известно, тот объем полуфабрикатов, который выпускают малые заводы, легко могут дальше переработать три крупные заводы. Однако законодательство Казахстана запрещает крупным НПЗ принимать продукцию от мини-НПЗ для переработки, поскольку они не подпадают под категорию поставщиков нефти, определенную в статье 11-1 Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», – говорит представитель НПП «Атамекен».
Кроме того, предложенная крупными НПЗ цена закупки нафты значительно ниже ее себестоимости, что делает такую сделку нерентабельной для мини-НПЗ. Таким образом, текущие законодательные ограничения и рыночные условия препятствуют сотрудничеству между малыми и крупными НПЗ в переработке нафты.
Бизнес предлагает разработать соответствующее постановление правительства, которое позволило бы мини-НПЗ сдавать нефть в крупные нефтеперерабатывающие заводы. Также нужно внести поправки в Закон РК «О государственном регулировании нефтепродуктов», включив мини-НПЗ в график поставки нефти со стороны недропользователей.
Казахстанские мини-НПЗ покупают нефть у частных нефтедобывающих компаний, в том числе с месторождений в период их разведки. Они закупают сырьё по ценам не ниже экспортных и ценам на трех крупных НПЗ.
Около 50% их выпускаемой продукции – это мазут, 15% – нафта или так называемый прямогонный бензин, 30% – судовое и печное топливо. Судовое топливо используется для бункеровки судов в Каспийском море, и в случае увеличения грузопотока через Каспий ожидается рост его потребления, полагает Маханов.
По его данным, в среднем в год мини-НПЗ выпускают от 800 тыс. до 1 млн тонн продукции. От 60 до 70% своей продукции мини-НПЗ отправляют на экспорт, оставшуюся часть продают промышленным предприятиям, в том числе энергетического, сельскохозяйственного и транспортного секторов.
«Сейчас экспорт нафты запрещён, поэтому ее на заводах уже накопилось около 10 тыс. тонн. Открытие экспорта этой продукции для мини-НПЗ позволило бы увеличить доходы республиканского бюджета за счет налоговых и таможенных сборов, а также обеспечить легализацию и прозрачность оборота нефтепродуктов», – говорит Муратбек Маханов.
Он считает, что переход к выпуску не менее 45% востребованных нефтепродуктов, таких как бензин и дизтопливо класса К5, а также авиакеросин, требует инвестиций в размере $20-25 млн на 100 тыс. тонн мощности при сроках окупаемости от 5 до 7 лет. Еще надо учитывать, что внутренние цены на топливо низкие. Они составляют, примерно, 50 центов за литр, тогда как на внешних рынках (экспортные цены) – 70 центов за литр.
«При этом на внутреннем рынке присутствует дефицит сырья (нефти). Кроме того, есть нехватка специалистов, которые необходимы для расширения предприятий. Без господдержки модернизация заводов на 100 тыс. тонн в год убыточна для большинства мини-НПЗ», – отмечает эксперт.
К5 – экологический класс топлива, согласно стандартам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), соответствуют европейскому экологическому стандарту Евро-5.
При этом мини-НПЗ смогут выпускать и авиакеросин, если установят необходимое оборудование, такое как гидроочистка, каталитический крекинг, новые фракционирующие колонны. Также для этого нужно будет пройти сертификацию по стандарту ASTM D1655 (требования к качеству авиатоплива, в частности к таким характеристикам, как состав, летучесть, текучесть, горение, термическая стабильность и наличие примесей), обучить персонал. Такая модернизация продлится от 18 до 24 месяцев, и будет стоить $15-25 млн для НПЗ мощностью 100 тыс. тонн в год. Срок окупаемости оценивается примерно в 6 лет при цене авиационного топлива Jet A-1 около 80 центов за литр.
На мини-НПЗ средних размеров работает 200-300 операторов, еще около 100-200 человек занимаются логистикой, на крупных – мощностью 100 тыс. тонн в год и более занято до 500-600 человек. В общей сложности все заводы малой мощности, которые в основном расположены в западных и южных регионах республики, дают приблизительно 5 тыс. рабочих мест.
Ориентировочно совокупная годовая выручка казахстанских мини-НПЗ составляет примерно $1,5-2 млрд, а сумма выплачиваемых ими налогов – $150-250 млн в год (корпоративный подоходный налог, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины).
Чего хочет правительство?
По данным минэнерго, в Казахстане сейчас более 30 мини-НПЗ заявленной мощностью переработки 4,5 млн тонн нефти в год. Из них действующих 22 мощностью около 2 млн тонн в год. Мини-НПЗ работают по простейшей технологии перегонки нефти, производя полуфабрикат на экспорт – нафту, судовое и печное топливо, прямогонный мазут до 50%.
При этом, если крупные НПЗ после глубокой переработки производят топочный мазут, годный только для сжигания на ТЭЦ, то мини-НПЗ выпускают, так называемый, «жирный» прямогонный мазут, который содержит более 17% светлых фракций. От 70 до 90% продукции экспортируют. В результате из страны вывозится сырье, из которой при дальнейшей переработке можно было бы получать топливо экологического класса К-4, считают авторы законопроекта.
Также в документе говорится, что, экспортируя полуфабрикаты под видом мазута, НПЗ уплачивают налог по сниженной ставке (экспортная пошлина, рентный налог и НДПИ) – в 4 раза меньше или с 90 тыс. до 22 тыс. за тонну.
За последние пять лет переработка на мини-НПЗ увеличилась с 0,4 до 0,8 млн тонн в год.
Разработчики законопроекта полагают, что после модернизации для 22 действующих мини-НПЗ потребуется около 880 человек дополнительного персонала. У заводов прибыль увеличится примерно на 30%, и они смогут отчислять в бюджет около 3 млрд тенге в год. Разовые инвестиции на постройку технологических установок гидроочистки дизельного топлива и каталитический риформинг составят $20 млн. А ежегодные расходы на техобслуживание и текущий ремонт оборудования, материалы и привлечение подрядчиков – около 433 млн тенге.
Почему появились требования
Ожидается, что поправки позволят увеличить выпуск бензина, дизтоплива и авиакеросина. В Казахстане спрос на бензин в основном покрывается за счет продукции трех крупных НПЗ – Атырауского, Павлодарского и Шымкентского. Однако в прошлом году национальная компания «КазМунайГаз» впервые с 2019 года была вынуждена закупить бензин марки АИ-92 у российской «Татнефти», чтобы не допустить дефицита топлива на внутреннем рынке во время планового ремонта АНПЗ, отмечает минэнерго.
За 2014-2023 годы потребление бензина выросло более чем на 20%, до 5,1 млн тонн. В прошлом году по сравнению с предыдущим спрос на АИ-92 вырос на 2%, до 4,3 млн тонн, на АИ-95 – 11% до 1 млн, дизтопливо – 5%, до 5,7 млн. По всем видам топлива потребление оказалось выше производства – АИ-92 не хватило 68 тыс. тонн, АИ-95 – 25 тыс., дизтоплива – 422 тыс. тонн.
В целом в 2024 году внутреннее потребление востребованных нефтепродуктов составило около 12,135 млн тонн, тогда как объем их производства – 11,427 млн тонн. При этом республика периодически импортирует дизтопливо, а по авиатопливу зависима от импорта на 35%.
Помимо этого, чрезмерная загруженность крупных НПЗ приводит к незапланированным остановкам заводов и авариям, которые влекут за собой многомиллионные убытки и преждевременный износ оборудования. За 2020-2022 года на всех трех НПЗ произошло 127 аварийных остановок.
Потребление и производство бензина и дизтоплива за 2022-2024 годы, тыс. тонн

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.