English version

Добить выживший бизнес: маркировка товаров легализует контрабанду?

Экономика — 17 июня 2024 14:00
34 -1

«Внедряемая в Казахстане маркировка товаров ничто иное как цифровой налог и попытка убить отечественный малый и средний бизнес в угоду крупному, а также бизнесу других стран ЕАЭС, в первую очередь – России», – считает Айнур Кайдарова, независимый юрист, представитель группы импортеров и реализаторов обувной продукции в Казахстане.

С 1 июля вводится маркировка на все лекарства – о том, к каким проблемам это может привести, мы уже рассказывали в отдельном материале. Ранее маркировку ввели для табачных изделий, обуви и некоторых лекарственных средств. В будущем список товаров, подлежащих маркировке, планируют расширить. Спасет ли это казахстанский рынок от нелегальной продукции? Об этом мы спросили независимого юриста, представителя группы импортеров и реализаторов обувной продукции в Казахстане Айнур Кайдарову.

– Когда власти ввели маркирование товаров?

– Обувщики, которых я представляю, прошли этот путь в 2019 году. Еще ранее маркировать начали меховые изделия (шубы), но сегодня они по неизвестной нам причине не маркируются. Сами правила маркировки, были утверждены министерством индустрии и инфраструктурного развития РК в сентябре 2021 года без участия в нем импортеров. А Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе ратифицировали 1 марта 2019 года. Следующими в очереди на маркировку стоят ювелиры, по ним уже проводится анализ регуляторного воздействия.

– Зачем вообще понадобилась отдельная маркировка? Разве таможенного контроля недостаточно?

– В правительстве утверждают, что маркировать свою продукцию хотят предприниматели. Но если речь идет, к примеру, об обуви, то она и так уже едет к нам с маркой иностранного производителя. В таком случае зачем нам марка от Единого оператора в лице АО «Казахтелеком», который никаких других данных, кроме тех, что имеются на коробке от обуви (страна-производитель, размер и цвет и так далее), не имеет? Именно они указаны в сопроводительных документах, которые предоставляются во все уполномоченные органы (таможня, налоговая и орган сертификации).

Но правительство почему-то вдруг решило прибегнуть к такому сомнительному проекту как дополнительная маркировка и прослеживаемость товара. Последняя опция была, есть и всегда должна быть у таможни в информационных системах Комитета государственных доходов министерства финансов РК (КГД МФ РК).

Для чего нужен отдельный проект по маркировке и прослеживаемости, стало понятно уже после его внедрения: чтобы зарабатывал отечественный и зарубежный олигархат, а сведения о наших предпринимателях шли в общую базу, которую, возможно, планируют сделать наднациональной. Никакого другого эффекта, на мой взгляд, нынешняя маркировка от «Казахтелекома» не дает ни стране, ни бизнесу, ни гражданам.

Кстати, это же министерство промышленности и строительства, которое вдруг озаботилось прослеживаемостью товара, отобрав эту функцию у таможни, активно контролирует и настаивает на необходимости утильсбора, за отмену которого выступает большинство населения. А маркировка, между тем, куда хуже. Утильсбор вводится только на автомобили и на товары, в перспективе подлежащие утилизации. В то время как маркировку могут распространить на все те товары, которые уже маркируются в России.

– Как вы думаете, откуда растут «ноги» у двойной маркировки товаров?

– Как выяснилось, проект «Маркировка плюс прослеживаемость товара» – был принят для реализации так называемого «Бурабайского протокола» – Соглашения о создании зоны свободной торговли от 25 мая 2015 года. Согласно этому документу, Казахстан принял на себя обязательства по недопущению на территорию ЕАЭС товаров, ввезенных в нашу страну по ставкам ВТО, отличным от действующих в странах-участницах этого союза. Однако, с юридической точки зрения, такое обязательство противоречит договоренностям ЕАЭС о едином экономическом пространстве и равных правах для всех его участников.

Учитывая интересы лоббирующего маркировку меньшинства (я имею в виду тех, кто считает ее эффективной), мы предложили сделать ее добровольной. Это тот механизм, при котором останутся довольны все. Но правительство заявило, что нужна прослеживаемость от производителя (в нашем случае – иностранного) до фактической реализации товара. Мы доказали, что никакой прослеживаемости с марками Единого оператора АО «Казахтелеком» до сих пор нет и, скорее всего, не будет.

Во-первых, его деятельность не соответствует требованиям Закона «О регулировании торговой деятельности», который требует от оператора самостоятельной разработки ИС МПТ (Информационная система маркировки и прослеживаемости товаров).

Во-вторых, эта ИС МПТ не имеет никакой связи с ИС таможенных органов, где мы производим «очистку» товара, ввоз которого осуществляется через пункты пропуска таможенной границы. Говоря проще, «прослеживаемость» у Единого оператора начинается не с момента ввоза товара, а когда он уже продается в магазинах предпринимателя. А если совсем просто, то показатели таможни и кодов маркировки от Единого оператора нигде не пересекаются.

 – Тогда о какой же «прослеживаемости» товара и «обелении рынка», как утверждает правительство, идет речь?

– В качестве примера возьмем опять же обувь. Чтобы ввести маркировку на нее, правительство писало всюду, что «теневая экономика по импорту обуви составляла 47%». Но коль они знают, какова ее доля, то, следовательно, в курсе, кто обеспечивает такой высокий процент. Сегодня те, кто лоббирует маркировку, утверждают, что якобы доля теневой экономики снизилась, благодаря маркам Единого оператора. Но это неправда: как было сказано, нет никакой связи между системой маркировки и данным таможни.

Абсурд также заключается в том, что и правительство, и АО «Казахтелеком» игнорируют то, что идет от иностранного производителя, но берут деньги за марки, которые сам же оператор выдает всем, кто регистрируется в ИС МПТ. Не надо обладать специальными юридическими познаниями, чтобы понять – с помощью такой маркировки может быть легализовано огромное количество контрафакта и контрабанды. Смею утверждать, если система маркировки будет работать в том виде, в каком ее внедрили без малого 5 лет назад и продолжают внедрять на сегодня, то экономике страны грозит колоссальный ущерб.

Возьмем, к примеру, табачные изделия. Несмотря на то, что они маркируются с 2018 года, контрабанда никуда не исчезла. По информации Комитета госдоходов (КГД), за четыре месяца 2024 года правоохранительными органами было выявлено 5,5 млн пачек табачных изделий (2,2% от общего оборота) на общую сумму свыше 4,2 млрд тенге. А это значит, что маркировка не помогла в борьбе с контрабандой табака.

Что касается обуви, в СМИ есть информация КГД о том, что «сопоставление таможенной статистики в разрезе товарных позиций с КНР будет некорректным, поскольку согласно законодательству этой страны, допускается указывать один код из десяти товаров по наивысшей стоимости». К примеру, в одной фуре ввозятся разные товары (обувь, одежда, канцелярские товары и др.). При таможенном оформлении экспортер КНР все товары указывает как «обувь».

– Получается, что ради введения маркировки обуви статданные по серому импорту были сфальсифицированы?

– Мы все знаем, какими путями ходит у нас теневая экономика. Речь идет о консолидированных грузах, когда на таможне с машины берется определенная сумма без досмотра, а объем товара там может быть на сотни миллионов тенге. Поэтому, как мне кажется, нет смысла рассказывать байки про борьбу с контрабандой с помощью маркировки при наличии «дырявой» таможни. А то, что с ней борются в магазине у предпринимателя за его счет на этапе продажи товара, то это, не побоюсь сказать, – мошенническая схема, о чем мы неоднократно информировали всех чиновников, начиная от главы государства и кончая правоохранительными органами. Однако все наши обращения сбрасываются тем, кто этот механизм совместно с АО «Казахтелеком» и внедрял – в министерство торговли и интеграции, а также в министерство промышленности и строительства.

Надеюсь, в правительстве понимают, что все это создает проблемы для отечественного малого и среднего бизнеса. Маркировка как инструмент недобросовестной конкуренции играет на руку крупным игрокам обувного рынка, среди которых немало иностранцев, и россиян в первую очередь. Они могут позволить себе затраты на IT-специалистов и бухгалтеров, дорогостоящее оборудование и так далее.

Правительство и Единый оператор вместе с аффилированными компаниями (ТОО «Центр развития цифровой экономики» и ТОО «Казахстанская марка») утверждают, что затраты на марку составляют всего 3 тенге на единицу товара. Но они умалчивают, что ради этой «мизерной», как они говорят, суммы субъектам малого и среднего бизнеса нужно нанимать дополнительный штат, закупать оборудование и менять сложившиеся за десятилетия бизнес-процессы. А это очень большие затраты, так как нужно платить зарплаты и бухгалтеру, и IТ– специалистам, и пенсионные, и подоходные, и отпускные, и прочее.

Фактически правительство через приказы и прописывание нужных норм в законодательстве вмешалось в предпринимательскую деятельность. Все их ссылки на Соглашение о маркировке в рамках ЕАЭС необоснованны, так как статья 3 этого документа дает право выбора – внедрять или не внедрять обязательную маркировку с учетом целесообразности бизнес-процессов и уже имеющихся механизмов прослеживаемости. Повторюсь: прослеживаемость есть в информационных системах КГД МФ РК – ИС «Астана-1», «ИС «Виртуальный склад», ИС «ЭСФ». Мы это доказали, продемонстрировав эти системы в действии в правительстве на «Площадке импортеров».


Мерей Сугирбаева

Поделиться публикацией
Комментариев: 34

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. Александра: 21.06.2024 в 15:41

    Неужели такие железные аргументы никто не видит, полнейшее игнорирование очевидных вещей. Мне маркировка обходится 200 тенге за пару, плюс услуги, чтобы ее наклеить тупо, когда большая партия, это дополнительно выходит в копеечку. Также ежегодный взнос GTIN, угадайте — там не на год подписка, а по дате, то есть каждый год с 1 января нужно заново платить 96 000 тенге, как вам? я первый раз оплатила в сентябре, а потом уже в январе опять платила, крохоборы. А еще — это полная перестройка всех бизнес процессов. Просто тупо вывести марки или ввести — это отдельный человек нужен, никакой обычный предприниматель не способен самостоятельно это оформить, там все через одно место сделано в системе.

  2. Аноним: 21.06.2024 в 12:03

    Люди добрые я против маркировок цифровизации , но также и против проверок активов чиновников. Это элитные ребята, заслужившие богатства пользой ,которую принесли стране и народу. Посмотрите под их руководством сколько создано заводов по прикручиванию колёс к комбайнам, машинам. Как они улучшили коммуналку , дороги, спасли от потопов. Молодцы. Не один из них не берет взятки. Так что не капризнячайте.

  3. Татьяна: 20.06.2024 в 23:29

    Против обязательной маркировки! Отмена!!!

  4. Анна: 20.06.2024 в 23:26

    Против обязательной маркировки обуви!!!

  5. Аа: 20.06.2024 в 20:28

    Против маркировки

  6. Вячеслав: 20.06.2024 в 18:04

    Ещё один налог,как его не назови,приведёт к удорожанию и без того не дешёвых цен.Кому это нужно-вопрос….Нам,как покупателям,такая забота о нас,со стороны слышащего гос-во,НЕ НУЖНА.

  7. Светлана: 20.06.2024 в 14:11

    Я думаю законы должны облегчать жизнь людям и тем более бизнесу казахстанцев а не наоборот
    Поэтому нет маркировке !!!

  8. Светлана: 20.06.2024 в 14:07

    Я думаю что законы Казахстана должны облегчать жизнь людям ,и тем более бизнесу казахстанцев ,а не наоборот.
    Поэтому нет маркировке ,нет поборам!!!

  9. Аноним: 18.06.2024 в 23:24

    Сколько можно издеваться над МСБ???? Дайте спокойно работать!!! Маркировка уничтожит мелких ип!Мы платим налоги государству,а частникам не хотим!!!

  10. Нурия: 18.06.2024 в 22:30

    Я против обязательной маркировки обуви в Казахстане. У кого то видимо цель уничтожить МСБ.

  11. Малика: 18.06.2024 в 13:42

    Маркировка лоббирование интересов узкого круга лиц, не заинтересованных в развитии МСБ. Никаких задач она не решает только создает трудности и невозможность работы малому бизнесу!!

  12. Анониму: 18.06.2024 в 13:15

    Долой маркировку, издевательство над малым бизнесом, когда правительство уже услышит ,оно совсем глухое ,идёт на поводу только телекома и чиновников которые хотят на этом заработать

  13. Гаухар: 18.06.2024 в 13:10

    Маркировка нужна только производителю, поэтому должна быть добровольной. Такое ощущение, что министерства лоббируют интересы Казахтелекома, но не думают о МБ и СБ. Ни к чему хорошему для страны это не приведет.

  14. Случайный прохожий: 18.06.2024 в 11:02

    Все стабильно. Усложнить все и поиметь с этого. А как отечественный бизнес не важно. Как говорится: «а дальше хоть трава не расти».

  15. Альмира: 18.06.2024 в 10:11

    Я против маркировки!

  16. Шолпан: 18.06.2024 в 10:11

    Против маркировки

  17. Аноним: 18.06.2024 в 10:10

    Против маркировки

  18. Аноним: 18.06.2024 в 07:59

    Долой маркировку

  19. Чингиз: 18.06.2024 в 04:14

    Нам указали адресса центров,которые помогают внедрить маркировку апткам.Но они специально тянут время,чтобы мы не успели пройти маркировку.Я уже как месяц хожу не могу пройти маркировку.

  20. Аноним: 18.06.2024 в 00:20

    Грамотный текст, железные аргументы- юрист «камня на камне» не оставила от схематоза правительства. Если чиновники думают, что бизнес «проглотит» эту аферу, то они ошибаются. НЕТ — лоббизму олигархата! Не пройдешь!

  21. Надин: 17.06.2024 в 23:52

    На сегодняшний день малому бизнесу и так тяжело, а тут ещё и маркировка!!!! Зачем она нужна? Предприниматели малого бизнеса не смогут вести такую АйТи программу, придется нанимать специалистов,они очень дорогие, да всё будет по найму, от туда и цена на обувь подымется!!!! Очень много минусов у маркировки !!!!! Только отмена маркировки пока не поздно, очень много предпринимателей закроется если не пересмотрят закон, и вот тогда у государства начнутся проблемы — !!!!! Наше провительс во совсем считать разучились!!! Своими новыми проектами народ в угол загоняете!!!!

  22. Игорь: 17.06.2024 в 23:26

    Против маркировки. Сделайте хотя бы добровольную.

  23. Аа: 17.06.2024 в 21:33

    Долой маркировку

  24. А: 17.06.2024 в 21:32

    Долой маркировку и утильсбор.

  25. Аноним: 17.06.2024 в 21:32

    Долой маркировку и утильсбор.

  26. Гуля: 17.06.2024 в 19:54

    Остановите этот беспредел против мсб!!!

  27. Аноним: 17.06.2024 в 19:52

    Жана Казахстан!!! Браво

  28. Аноним: 17.06.2024 в 19:51

    Как уже устали от всех этих бесконечных поборов! И так все прозрачно, продажи через тенминал, оплачиваем налоги, сидим с нелеквидом и остатками так всевозможные пиндодо и валберисы забирают продажи от нас, так как у них нет налогов и аренды помещения, соответственно товар дешевле! Но и этого мало! Семь шкур готовы содрать! Да отдали бы этому казахтелекому по 3 тенге , пусть подавится! Но маркировать это же такой бред! Где брать ай ти специалистов?! Интернета то нормального нет, не то что!

  29. A.A: 17.06.2024 в 18:04

    ???

  30. Шолпан: 17.06.2024 в 18:04

    Против!!!

  31. Жанна: 17.06.2024 в 17:59

    Мы против маркировки

  32. Аноним: 17.06.2024 в 16:37

    Вот такое слышащее государство, сами выживайте как получится. Не слышат нас, это большая проблема.

  33. Оксана: 17.06.2024 в 15:36

    Сколько уже можно издеваться над мсб , одно нововведение хуже другого, позарываются ип кто от этого выйграет ? Где рабочие места. За эти годы смогли маркироваться только крупные сети это ли не сигнал , что малышам это не под силу или это как раз таки уничтожение малого в угоду крупных ?

  34. Айнура: 17.06.2024 в 15:17

    Хуже чем утильсбор. Однозначно