Добить выживший бизнес: маркировка товаров легализует контрабанду? - Exclusive
Поддержать

Добить выживший бизнес: маркировка товаров легализует контрабанду?

«Внедряемая в Казахстане маркировка товаров ничто иное как цифровой налог и попытка убить отечественный малый и средний бизнес в угоду крупному, а также бизнесу других стран ЕАЭС, в первую очередь – России», – считает Айнур Кайдарова, независимый юрист, представитель группы импортеров и реализаторов обувной продукции в Казахстане.

С 1 июля вводится маркировка на все лекарства – о том, к каким проблемам это может привести, мы уже рассказывали в отдельном материале. Ранее маркировку ввели для табачных изделий, обуви и некоторых лекарственных средств. В будущем список товаров, подлежащих маркировке, планируют расширить. Спасет ли это казахстанский рынок от нелегальной продукции? Об этом мы спросили независимого юриста, представителя группы импортеров и реализаторов обувной продукции в Казахстане Айнур Кайдарову.

– Когда власти ввели маркирование товаров?

– Обувщики, которых я представляю, прошли этот путь в 2019 году. Еще ранее маркировать начали меховые изделия (шубы), но сегодня они по неизвестной нам причине не маркируются. Сами правила маркировки, были утверждены министерством индустрии и инфраструктурного развития РК в сентябре 2021 года без участия в нем импортеров. А Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе ратифицировали 1 марта 2019 года. Следующими в очереди на маркировку стоят ювелиры, по ним уже проводится анализ регуляторного воздействия.

– Зачем вообще понадобилась отдельная маркировка? Разве таможенного контроля недостаточно?

– В правительстве утверждают, что маркировать свою продукцию хотят предприниматели. Но если речь идет, к примеру, об обуви, то она и так уже едет к нам с маркой иностранного производителя. В таком случае зачем нам марка от Единого оператора в лице АО «Казахтелеком», который никаких других данных, кроме тех, что имеются на коробке от обуви (страна-производитель, размер и цвет и так далее), не имеет? Именно они указаны в сопроводительных документах, которые предоставляются во все уполномоченные органы (таможня, налоговая и орган сертификации).

Но правительство почему-то вдруг решило прибегнуть к такому сомнительному проекту как дополнительная маркировка и прослеживаемость товара. Последняя опция была, есть и всегда должна быть у таможни в информационных системах Комитета государственных доходов министерства финансов РК (КГД МФ РК).

Для чего нужен отдельный проект по маркировке и прослеживаемости, стало понятно уже после его внедрения: чтобы зарабатывал отечественный и зарубежный олигархат, а сведения о наших предпринимателях шли в общую базу, которую, возможно, планируют сделать наднациональной. Никакого другого эффекта, на мой взгляд, нынешняя маркировка от «Казахтелекома» не дает ни стране, ни бизнесу, ни гражданам.

Кстати, это же министерство промышленности и строительства, которое вдруг озаботилось прослеживаемостью товара, отобрав эту функцию у таможни, активно контролирует и настаивает на необходимости утильсбора, за отмену которого выступает большинство населения. А маркировка, между тем, куда хуже. Утильсбор вводится только на автомобили и на товары, в перспективе подлежащие утилизации. В то время как маркировку могут распространить на все те товары, которые уже маркируются в России.

– Как вы думаете, откуда растут «ноги» у двойной маркировки товаров?

– Как выяснилось, проект «Маркировка плюс прослеживаемость товара» – был принят для реализации так называемого «Бурабайского протокола» – Соглашения о создании зоны свободной торговли от 25 мая 2015 года. Согласно этому документу, Казахстан принял на себя обязательства по недопущению на территорию ЕАЭС товаров, ввезенных в нашу страну по ставкам ВТО, отличным от действующих в странах-участницах этого союза. Однако, с юридической точки зрения, такое обязательство противоречит договоренностям ЕАЭС о едином экономическом пространстве и равных правах для всех его участников.

Учитывая интересы лоббирующего маркировку меньшинства (я имею в виду тех, кто считает ее эффективной), мы предложили сделать ее добровольной. Это тот механизм, при котором останутся довольны все. Но правительство заявило, что нужна прослеживаемость от производителя (в нашем случае – иностранного) до фактической реализации товара. Мы доказали, что никакой прослеживаемости с марками Единого оператора АО «Казахтелеком» до сих пор нет и, скорее всего, не будет.

Во-первых, его деятельность не соответствует требованиям Закона «О регулировании торговой деятельности», который требует от оператора самостоятельной разработки ИС МПТ (Информационная система маркировки и прослеживаемости товаров).

Во-вторых, эта ИС МПТ не имеет никакой связи с ИС таможенных органов, где мы производим «очистку» товара, ввоз которого осуществляется через пункты пропуска таможенной границы. Говоря проще, «прослеживаемость» у Единого оператора начинается не с момента ввоза товара, а когда он уже продается в магазинах предпринимателя. А если совсем просто, то показатели таможни и кодов маркировки от Единого оператора нигде не пересекаются.

 – Тогда о какой же «прослеживаемости» товара и «обелении рынка», как утверждает правительство, идет речь?

– В качестве примера возьмем опять же обувь. Чтобы ввести маркировку на нее, правительство писало всюду, что «теневая экономика по импорту обуви составляла 47%». Но коль они знают, какова ее доля, то, следовательно, в курсе, кто обеспечивает такой высокий процент. Сегодня те, кто лоббирует маркировку, утверждают, что якобы доля теневой экономики снизилась, благодаря маркам Единого оператора. Но это неправда: как было сказано, нет никакой связи между системой маркировки и данным таможни.

Абсурд также заключается в том, что и правительство, и АО «Казахтелеком» игнорируют то, что идет от иностранного производителя, но берут деньги за марки, которые сам же оператор выдает всем, кто регистрируется в ИС МПТ. Не надо обладать специальными юридическими познаниями, чтобы понять – с помощью такой маркировки может быть легализовано огромное количество контрафакта и контрабанды. Смею утверждать, если система маркировки будет работать в том виде, в каком ее внедрили без малого 5 лет назад и продолжают внедрять на сегодня, то экономике страны грозит колоссальный ущерб.

Возьмем, к примеру, табачные изделия. Несмотря на то, что они маркируются с 2018 года, контрабанда никуда не исчезла. По информации Комитета госдоходов (КГД), за четыре месяца 2024 года правоохранительными органами было выявлено 5,5 млн пачек табачных изделий (2,2% от общего оборота) на общую сумму свыше 4,2 млрд тенге. А это значит, что маркировка не помогла в борьбе с контрабандой табака.

Что касается обуви, в СМИ есть информация КГД о том, что «сопоставление таможенной статистики в разрезе товарных позиций с КНР будет некорректным, поскольку согласно законодательству этой страны, допускается указывать один код из десяти товаров по наивысшей стоимости». К примеру, в одной фуре ввозятся разные товары (обувь, одежда, канцелярские товары и др.). При таможенном оформлении экспортер КНР все товары указывает как «обувь».

– Получается, что ради введения маркировки обуви статданные по серому импорту были сфальсифицированы?

– Мы все знаем, какими путями ходит у нас теневая экономика. Речь идет о консолидированных грузах, когда на таможне с машины берется определенная сумма без досмотра, а объем товара там может быть на сотни миллионов тенге. Поэтому, как мне кажется, нет смысла рассказывать байки про борьбу с контрабандой с помощью маркировки при наличии «дырявой» таможни. А то, что с ней борются в магазине у предпринимателя за его счет на этапе продажи товара, то это, не побоюсь сказать, – мошенническая схема, о чем мы неоднократно информировали всех чиновников, начиная от главы государства и кончая правоохранительными органами. Однако все наши обращения сбрасываются тем, кто этот механизм совместно с АО «Казахтелеком» и внедрял – в министерство торговли и интеграции, а также в министерство промышленности и строительства.

Надеюсь, в правительстве понимают, что все это создает проблемы для отечественного малого и среднего бизнеса. Маркировка как инструмент недобросовестной конкуренции играет на руку крупным игрокам обувного рынка, среди которых немало иностранцев, и россиян в первую очередь. Они могут позволить себе затраты на IT-специалистов и бухгалтеров, дорогостоящее оборудование и так далее.

Правительство и Единый оператор вместе с аффилированными компаниями (ТОО «Центр развития цифровой экономики» и ТОО «Казахстанская марка») утверждают, что затраты на марку составляют всего 3 тенге на единицу товара. Но они умалчивают, что ради этой «мизерной», как они говорят, суммы субъектам малого и среднего бизнеса нужно нанимать дополнительный штат, закупать оборудование и менять сложившиеся за десятилетия бизнес-процессы. А это очень большие затраты, так как нужно платить зарплаты и бухгалтеру, и IТ– специалистам, и пенсионные, и подоходные, и отпускные, и прочее.

Фактически правительство через приказы и прописывание нужных норм в законодательстве вмешалось в предпринимательскую деятельность. Все их ссылки на Соглашение о маркировке в рамках ЕАЭС необоснованны, так как статья 3 этого документа дает право выбора – внедрять или не внедрять обязательную маркировку с учетом целесообразности бизнес-процессов и уже имеющихся механизмов прослеживаемости. Повторюсь: прослеживаемость есть в информационных системах КГД МФ РК – ИС «Астана-1», «ИС «Виртуальный склад», ИС «ЭСФ». Мы это доказали, продемонстрировав эти системы в действии в правительстве на «Площадке импортеров».

Мерей Сугирбаева




35 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Сколько уже можно издеваться над мсб , одно нововведение хуже другого, позарываются ип кто от этого выйграет ? Где рабочие места. За эти годы смогли маркироваться только крупные сети это ли не сигнал , что малышам это не под силу или это как раз таки уничтожение малого в угоду крупных ?

  2. Вот такое слышащее государство, сами выживайте как получится. Не слышат нас, это большая проблема.

  3. Как уже устали от всех этих бесконечных поборов! И так все прозрачно, продажи через тенминал, оплачиваем налоги, сидим с нелеквидом и остатками так всевозможные пиндодо и валберисы забирают продажи от нас, так как у них нет налогов и аренды помещения, соответственно товар дешевле! Но и этого мало! Семь шкур готовы содрать! Да отдали бы этому казахтелекому по 3 тенге , пусть подавится! Но маркировать это же такой бред! Где брать ай ти специалистов?! Интернета то нормального нет, не то что!

  4. На сегодняшний день малому бизнесу и так тяжело, а тут ещё и маркировка!!!! Зачем она нужна? Предприниматели малого бизнеса не смогут вести такую АйТи программу, придется нанимать специалистов,они очень дорогие, да всё будет по найму, от туда и цена на обувь подымется!!!! Очень много минусов у маркировки !!!!! Только отмена маркировки пока не поздно, очень много предпринимателей закроется если не пересмотрят закон, и вот тогда у государства начнутся проблемы — !!!!! Наше провительс во совсем считать разучились!!! Своими новыми проектами народ в угол загоняете!!!!

  5. Грамотный текст, железные аргументы- юрист «камня на камне» не оставила от схематоза правительства. Если чиновники думают, что бизнес «проглотит» эту аферу, то они ошибаются. НЕТ — лоббизму олигархата! Не пройдешь!

  6. Нам указали адресса центров,которые помогают внедрить маркировку апткам.Но они специально тянут время,чтобы мы не успели пройти маркировку.Я уже как месяц хожу не могу пройти маркировку.

  7. Все стабильно. Усложнить все и поиметь с этого. А как отечественный бизнес не важно. Как говорится: «а дальше хоть трава не расти».

  8. Маркировка нужна только производителю, поэтому должна быть добровольной. Такое ощущение, что министерства лоббируют интересы Казахтелекома, но не думают о МБ и СБ. Ни к чему хорошему для страны это не приведет.

  9. Долой маркировку, издевательство над малым бизнесом, когда правительство уже услышит ,оно совсем глухое ,идёт на поводу только телекома и чиновников которые хотят на этом заработать

  10. Маркировка лоббирование интересов узкого круга лиц, не заинтересованных в развитии МСБ. Никаких задач она не решает только создает трудности и невозможность работы малому бизнесу!!

  11. Сколько можно издеваться над МСБ???? Дайте спокойно работать!!! Маркировка уничтожит мелких ип!Мы платим налоги государству,а частникам не хотим!!!

  12. Я думаю что законы Казахстана должны облегчать жизнь людям ,и тем более бизнесу казахстанцев ,а не наоборот.
    Поэтому нет маркировке ,нет поборам!!!

  13. Я думаю законы должны облегчать жизнь людям и тем более бизнесу казахстанцев а не наоборот
    Поэтому нет маркировке !!!

  14. Ещё один налог,как его не назови,приведёт к удорожанию и без того не дешёвых цен.Кому это нужно-вопрос….Нам,как покупателям,такая забота о нас,со стороны слышащего гос-во,НЕ НУЖНА.

  15. Люди добрые я против маркировок цифровизации , но также и против проверок активов чиновников. Это элитные ребята, заслужившие богатства пользой ,которую принесли стране и народу. Посмотрите под их руководством сколько создано заводов по прикручиванию колёс к комбайнам, машинам. Как они улучшили коммуналку , дороги, спасли от потопов. Молодцы. Не один из них не берет взятки. Так что не капризнячайте.

  16. Неужели такие железные аргументы никто не видит, полнейшее игнорирование очевидных вещей. Мне маркировка обходится 200 тенге за пару, плюс услуги, чтобы ее наклеить тупо, когда большая партия, это дополнительно выходит в копеечку. Также ежегодный взнос GTIN, угадайте — там не на год подписка, а по дате, то есть каждый год с 1 января нужно заново платить 96 000 тенге, как вам? я первый раз оплатила в сентябре, а потом уже в январе опять платила, крохоборы. А еще — это полная перестройка всех бизнес процессов. Просто тупо вывести марки или ввести — это отдельный человек нужен, никакой обычный предприниматель не способен самостоятельно это оформить, там все через одно место сделано в системе.