Догонит ли Китай Америку по развитию экосистемы инноваций
США уже давно доминируют в экономике знаний, что во многом объясняется их инновационной средой, оказавшейся крайне привлекательной для иностранных талантливых кадров. Однако Китай тщательно изучал ключевые уроки американского опыта, адаптируя их к местным реалиям. Сегодня эта работа начинает приносить плоды.
Преимущество Америки велико. В период с 2000 по 2019 годы в списке Fortune Global 500 было намного больше компаний из США, чем из какой-либо другой страны. В 2000 году у США было 179 таких компаний, в то время как у Японии 107, а у Китая всего лишь десять. И хотя в 2020 году Китай обогнал США, у американских компаний сохранилось абсолютное преимущество по размерам рыночной капитализации, прибыльности и уровню технологических инноваций.
Американские технологические гиганты (Microsoft, Apple, Nvidia и так далее) выделяются своим доминированием: они быстрее расширяют свою деятельность на международных рынках и активней занимаются аутсорсингом, чем аналогичные компании Китая, Евросоюза, Японии и Индии. Критически важен тот факт, что они привлекают больше мировых специалистов.
Более того, Америка является сегодня главным магнитом для глобальных талантливых кадров: на её долю приходится почти половина высококвалифицированных иммигрантов, въезжающих в страны ОЭСР. Согласно рейтингу QS World University, треть из ста лучших университетов мира (и четыре из десяти лучших) располагаются в США. Эти элитные университеты привлекают талантливых иностранных студентов, которые обычно остаются в стране после окончания учёбы и начинают в ней свою карьеру.
В результате Америка стала сейчас родным домом для трети всех высококвалифицированных иммигрантов в мире. И именно эта группа населения играет ведущую роль в формировании деловой и инновационной среды в США. Например, индийские топ-менеджеры руководят американскими компаниями общей стоимостью $6 трлн: в их числе компании Adobe, Alphabet (и её дочернее подразделение Google), Microsoft и IBM.
Китайские города активно стараются повторить этот успех. В качестве примера можно привести Шэньчжэнь. Ещё живы те, кто помнит, как этот город на юге Китая был небольшой рыбацкой деревушкой, рядом с которой практически не было университетов мирового класса. Однако после 2000 года этот город стал превращаться в ведущий технологический центр, в том числе благодаря поддержке, которую он оказывал местным университетам, и благодаря открытию филиалов престижных университетов, в том числе Бизнес-школы Пекинского университета и HSBC, Университета Цинхуа, Китайского университета Гонконга.
Города привлекают ведущих специалистов, предлагая им привлекательный образ жизни, благоприятный бизнес-климат, хорошие связи с производственными цепочками. Промышленные парки (популярные во многих развивающихся странах) могут помочь этой работе, хотя их создание требует значительных усилий, поскольку они требуют привлечения талантливых специалистов в области технологий, корпоративного управления, государственной службы, а также сопутствующих услуг в сфере финансов, права и логистики.
Финансирование – ещё один важный кусочек этого пазла. Процветающая экосистема инноваций невозможна без доступа высокотехнологичных компаний к финансированию, необходимому им для роста. Однако китайским компаниям становится всё сложнее привлекать иностранные инвестиции. После 2018 года сотни китайских компаний, включая Huawei и BYD, столкнулись с санкциями или запретами, введёнными США и Европой. Многие транснациональные компании решили «разорвать связи» с китайскими производственными цепочками, чтобы выполнить требования регуляторов в своих странах, хотя это и приводило к росту стоимости производства.
Впрочем, иностранный капитал не является незаменимым. В Кремниевой долине инновационные технологические компании финансируют свой рост, обращаясь к фондам прямых инвестиций и венчурного капитала. Эти американские фонды непрерывно инвестируют в следующее поколение «единорогов» (то есть частных компаний стоимостью более $1 млрд), обычно используя доходы от вложений в предыдущее поколение. Согласно данным Национальной ассоциации венчурного капитала, около 80% американских фондов венчурного капитала вкладываются в компании, которые находятся на стадии роста и разработок.
Однако в Китае (включая Гонконг) размеры таких фондов обычно меньше, чем в США: в 2021 году средний размер фонда прямых инвестиций в США приближался к $1 млрд, а в Китае – примерно $20 млн. Кроме того, китайские фонды прямых и венчурных инвестиций испытывают недостаток опыта и экспертных знаний в области передовых технологий.
Всё это означает, что перед Китаем стоит серьёзная проблема. С точки зрения макроэкономической политики, фонды прямых и венчурных инвестиций играют важнейшую роль катализатора модернизации производственных цепочек с помощью новых технологий и управленческих ноу-хау. Когда китайские компании хотят внедрять новые технологии, повышать производительность, расширяться и проникать на зарубежные рынки, значительная часть их рискового капитала должна обеспечиваться именно этими фондами, а не традиционными банками или публичными финансовыми рынками.
Однако инвестиции в технологии обычно имеют короткие инвестиционные горизонты, а фонды прямых и венчурных инвестиций зависят от ликвидных фондовых рынков для продажи своих активов. Прозрачные, устойчивые, ликвидные рынки капитала нужны для привлечения долгосрочных институциональных инвесторов, которые готовы взять на себя больше рисков в виде альтернативных или нетрадиционных финансовых инструментов. Важно также мобилизовать страховые, пенсионные и социальные фонды, которые обладают долгосрочными сбережениями и, соответственно, долгосрочными горизонтами инвестиций в сфере технологические инноваций.
Пока что руководству Китая не удаётся создать необходимую стране экосистему инноваций, включая ликвидные и прозрачные механизмы финансирования – государственные и частные. В условиях китайско-американского соперничества это становится огромным недостатком. Для конкуренции с США Китаю нужно выращивать собственных технологических «единорогов» и создавать глобальные платформы, которые могли бы посоперничать с американскими аналогами по скорости, масштабам и охвату.
Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет