Долгая война Путина - Exclusive
Поддержать

Долгая война Путина

На этот раз Владимир Путин решил быть честным с российским народом и признал, что война с Украиной будет долгой.

Его откровенность давно назрела после череды потерь российской армии на Украине, перспективы еще больших неудач в ближайшие недели и месяцы и предсказаний о ее скором крахе. Предположения, что эти события приведут к краху режима Путина или заставят его вести переговоры о прекращении войны преждевременны. Несмотря на неудачи России на поле боя, Путин готов вести свою войну с Украиной и ее народом столько, сколько потребуется для достижения его окончательного видения победы.

СУДЬБА? УДАЧА? ЧТО-ТО ЕЩЕ?

Единственный выживший ребенок советской пары «величайшего поколения» — ветеран войны и переживший ужасную блокаду Ленинграда 1941–1944 годов, во время которой целых 1 миллион жителей города умер от голода — Путин рос ребенком из рабочего класса, для которого советская система была лучшей. Он был принят в высший университет, а затем в КГБ, элитное учреждение, которое предлагало редкие для большинства советских людей привилегии. Нет никаких оснований сомневаться в том, что в ответ он лояльно служил системе. Когда все рухнуло быстро и без предупреждения, престижное положение Путина, карьерные перспективы, материальное благополучие и даже государство, которому он служил, исчезли. Но всего через несколько лет он вынырнул из небытия и начал свое восхождение на вершину. Если раньше Путин не верил в судьбу, то как он мог не верить в нее сейчас? Часто говорили, что Путину повезло, что впечатляющим экономическим ростом в течение первых двух сроков и своей популярностью он обязан трудным и непопулярным, но необходимым реформам, проведенным при президенте Борисе Ельцине в 1990-х годах, и росту цен на нефть в 2000-х годах. Другими словами, он сделал нечто большее, чем прокатился на волне нефтедолларов к неоспоримой политической власти. Преимущества реформ и роста цен на нефть, несомненно, были важными факторами ранних успехов Путина, но, выйдя из безвестности, этот «никто» продемонстрировал значительное политическое мастерство и решимость — и часто безжалостность — в решении многочисленных проблем внутри страны и за рубежом. Подумайте, с чем он столкнулся, когда сменил Ельцина: банда влиятельных олигархов, которые управляли экономикой и политикой и свободно бродили по коридорам Кремля, столь же могущественные и непокорные региональные бароны, повстанческое движение в Чечне, задача погашения огромных долгов, накопленных при его предшественнике, демографический кризис, который обречет страну и население.

ЭТО ЭКОНОМИКА

Решения Путина вряд ли были системными или трансформационными, но достаточно эффективными. В разработке экономической политики он полагался на профессиональную экспертизу, даже если она, возможно, была менее политически целесообразной. Он сохранил команду компетентных экономических технократов и следовал их советам во время многочисленных кризисов. Жесткая фискальная дисциплина, накопление резервов для хеджирования экономических спадов, отказ от финансирования амбициозных схем, продвигаемых влиятельными деловыми и политическими интересами, — все это указывает на уважение и зависимость российского лидера от своей экономической команды.

Тем не менее, экономические показатели Путина оставляют желать лучшего. Чрезмерная зависимость страны от экспорта сырья, особенно углеводородов, так и осталась ее слабостью, несмотря на декларации об обратном. Возможно, основная причина отсутствия диверсификации экономики заключается в том, что это потребует широкомасштабных экономических и, вероятно, политических изменений, переупорядочивания инвестиционных приоритетов и конфликта с мощными укоренившимися деловыми и политическими интересами. Очевидно, что еще одна перестройка — это не то, что Путин когда-либо был готов предусмотреть.

НАСТОЙЧИВАЯ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Во внешней политике сначала Путин пытался навести мосты с Западом. Но вскоре стало ясно, что они возможны только в случае его компромисса в отношении двойной цели защиты своего все более недемократического режима внутри страны и восстановления контроля над бывшим советским пространством в качестве буфера против посягательств со стороны Запада. Поэтому Путин начал свое отступление от компромисса с Европой и Соединенными Штатами. Эти две цели стали единым целым, поскольку НАТО и ЕС расширили свою сеть партнерских отношений и пропаганды демократических ценностей в бывшем СССР, а членство в обоих институтах стало основными целями для Грузии и Украины.

Путин не мог принять идею о том, что какая-то из стран не захочет возвращаться под зонтик экономики и безопасности России и предпочтет евроатлантические институты. Это проявилось в жестком вмешательстве в украинскую политику во время Оранжевой революции 2004–2005 годов, запретах на грузинский импорт и агрессивных пропагандистских кампаниях по запугиванию общественности и правительств обеих стран. Путин наиболее четко выразил свое неприятие формирующегося евроатлантического порядка безопасности в своей речи на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году. В 2008 году российские военные разгромили крошечную грузинскую армию в короткой войне.

Незаконная аннексия Россией Крыма и начало необъявленной войны на востоке Украины в 2014 году, возможно, были паническим шагом Путина, направленным на предотвращение безвозвратной потери Украины. Внезапный крах поддерживаемого Москвой правительства президента Виктора Януковича в Киеве и его замена правительством, приверженным стремлению к членству в ЕС и НАТО, угрожали давней цели, которую Путин не смог достичь во время Оранжевой революции: обеспечение контроля России над Украиной. Потерпев поражение от решимости украинцев покинуть орбиту России, Путин не сдался. Вместо этого он перешел к аннексии Крыма и начал необъявленную войну на Донбассе.

Была ли политика Путина успешной? С одной стороны, его жесткие отношения с Грузией и Украиной явно имели неприятные последствия. После Оранжевой революции, а затем восстания на Майдане в 2013–2014 годах украинцы отшатнулись от российского вмешательства в их политику и агрессию. Решимость Грузии вступить в ЕС и НАТО практически не уменьшилась. С другой стороны, послание Путина о том, что он не потерпит дальнейшего расширения НАТО на восток, несомненно, было услышано на Западе. Несмотря на обещание о возможном членстве, данное Грузии и Украине на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году, в практическом плане их заявки были отложены на неопределенный срок. Несмотря на многочисленные публичные заявления западных чиновников об обратном, Путин фактически достиг главной цели: обеспечения права вето на перспективы вступления обеих стран в альянс.

Более того, Россия практически не пострадала от серьезных последствий после войны против Грузии. Вскоре после окончания боевых действий Запад загорелся желанием перевернуть страницу и возобновить нормальные отношения. Затем последовал период разрядки. Администрация президента США Барака Обамы подписала с Россией новый договор о контроле над вооружениями и начала диалог о модернизации экономики страны; НАТО участвовала в дискуссиях о сотрудничестве в области противоракетной обороны; началось строительство нового газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Однако это мало повлияло на решимость России сохранить свои красные линии вокруг бывшего советского пространства. Оппозиция Кремля членству Грузии и Украины в НАТО оставалась твердой, как всегда, независимо от того, насколько отдаленной была эта перспектива. Россия также была полна решимости изгнать Соединенные Штаты с базы в Кыргызстане, которую Вашингтон использовал для поддержки своих военных усилий в Афганистане.

КИТАЙ — ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР

Стремление Путина к все более тесным связям с Китаем было основой его внешней политики наряду с конфронтацией с Западом. Начатое при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине сближение с Пекином резко ускорилось при Путине. Некоторые наблюдатели предупреждают, что Россия становится младшим партнером Китая со всеми сопутствующими рисками. Однако ухаживания Путина за Китаем вряд ли можно назвать ошибкой. Он сознательно принял другой авторитарный режим, который, в отличие от Запада, не настаивает на внутренних изменениях в России как цене лучших отношений и не угрожает стабильности политического порядка, построенного Путиным.

УКРАИНА, НЕЗАМЕНИМАЯ СТРАНА

Зацикливание на Украине, как это делает Путин, не является новым явлением в российской истории. Более того, в личном переписывании Путиным украинской и российской истории Украина приобрела особое культурное значение: с этой точки зрения Киевская Русь, как колыбель российской государственности, является неотъемлемой частью великорусского государства и поэтому должна быть возвращена ему. Украина также является буферным государством между Россией и остальной Европой, ключевым призом в многовековом стремлении Кремля к стратегической глубине, чтобы поглотить удар вторжений со стороны Запада, и важным требованием для безопасности страны. Стратегическая глубина спасла Россию в 1812 году во время вторжения Наполеона и в 1941 году, когда Гитлер вторгся в Советский Союз. В глазах российского истеблишмента национальной безопасности, без Украины, защищающей свой южный фланг, российский центр опасно уязвим, особенно после того, как Румыния вступила в НАТО в 2004 году, а Украине и Грузии было обещано членство в альянсе в 2008 году, изменив баланс сил на южном фланге Европы в ущерб России. Украина также сыграла ключевую роль в распаде Советского Союза, который Путин назвал величайшей геополитической катастрофой двадцатого века.

Путину не удалось восстановить господство над Украиной в 2004 и в 2014 годах. В феврале 2022 года, после того, как все меры, кроме прямой войны, не увенчались успехом, он сбросил все оставшиеся претензии и пошел на войну. И снова потерпел неудачу.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Убедят ли неудачи России на поле боя Путина в том, что вторжение в Украину было ошибкой? В его послужном списке с тех пор, как он пришел к власти, или в его личном прошлом нет ничего, что указывало бы на то, что он, вероятно, откажется от своего проекта по возвращению Украины в сферу влияния России. На самом деле, последовательная, настойчивая политика Путина в отношении Европы и Соединенных Штатов вместе с критическим местом Украины между Россией и западным альянсом свидетельствуют о том, что он не собирается менять курс.

Масштаб и амбициозность задачи по восстановлению контроля России над Украиной таковы, что она затмевает все, что Путин пробовал на международной арене за время своего долгого правления. Если бы он отказался от этого, это стало бы эпитафией его президентства, закончившегося неудачей. В октябре ему исполнилось 70 лет, и, вероятно, он рассматривает следующий этап своей карьеры в качестве заключительной главы. Поэтому неудача не является вариантом.

Чего ожидать Путину, независимо от того, сдастся ли он сейчас или продолжит воевать? Изоляция и презрение на Западе, младшее партнерство с Китаем, партнерство с автократами и клептократами от Мьянмы до Зимбабве? Репутация военного преступника, даже если он вряд ли когда-нибудь предстанет перед судом? Сильно поврежденная экономика и обедневшее, озлобленное население, разочарованное и преданное лидером, которого она поддерживала, в надежде, что он принесет славу, безопасность и процветание? Растущее недовольство среди элиты, давление на радикальные внутренние изменения и постоянные слухи о том, что потенциальные преемники могут не дождаться, пока он умрет? Путину уже слишком поздно отказываться от самого большого начинания в своей карьере. С таким же успехом он мог бы продолжать войну в надежде каким-то образом одержать победу, а затем написать заключительную главу своей карьеры победителя. Другой исход для него смерти подобен.

Не имея возможности победить Украину на поле боя, Путин, очевидно, решил уничтожить ее и сделать непригодной для жизни, о чем свидетельствуют волны ракетных ударов по гражданской инфраструктуре и городским центрам. Трагедия этой ситуации заключается в том, что чем больше российская армия теряет на поле боя, тем меньше вероятность того, что Путин отступит от своего убийственного курса. Чем больше российская промышленность ограничена санкциями и чем меньше у нее доступа к передовым технологиям для производства «умного» оружия, тем более беспорядочными и разрушительными будут российские ракетные и артиллерийские обстрелы, проводимые с использованием «тупого» оружия. Если смотреть в будущее за пределами Путина, российский истеблишмент национальной безопасности, скорее всего, сохранит Украину в качестве большого стратегического приза в противостоянии с Западом по историческим и геополитическим причинам. Беда географии Украины означает, что она всегда будет в уязвимом положении по отношению к России, без фундаментальных изменений в российской внутренней политике и стратегической культуре. А ставка на последнее имеет низкую вероятность успеха в лучшем случае.

Прекращение войны путем переговоров, которое может надежно обеспечить безопасность Украины и восстановить прочный мир в Европе, не может быть достигнуто с Путиным. Скорее всего, это не будет достигнуто и с лидером или режимом, который придет ему на смену. Альтернатива заключается в том, чтобы безопасность Украины была достигнута за счет сочетания военного потенциала, достаточного для сдерживания России от начала новой агрессии, и гарантий безопасности или заверений, предоставленных ее партнерами и возможными будущими союзниками.

Полная версия здесь

Eugene Rumer

Румер, бывший офицер Национального совета по разведке США, старший научный сотрудник и директором программы Карнеги «Россия и Евразия».




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Очень похоже на рассуждения человека из команды Путин-verstehen. Причём старательно скрывающую эту свою принадлежность. В основе поведения Путина лежит газовая война. А до этого, кооператив «Озеро». Автор этого эссе рассуждает об эфемерных субстанциях, а Путин поклонник материального прикрытого мероприятиями характерными для спецслужб.