Ya Metrika Fast


English version

ЕАЭС запретил ввоз электрокаров в Казахстан

Общество — 22 октября 2025 14:00
1
Изображение 1 для ЕАЭС запретил ввоз электрокаров в Казахстан

Казахстан исчерпал свою квоту на беспошлинный ввоз электромобилей, из-за этого на границе застряло большое количество машин, а граждане не могут получить свой транспорт. Это еще один наглядный пример ограчений торговли, связанный с членством в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

К 15 октября в республику было ввезено 15 000 электромобилей. Таким образом, завершен установленный объем квоты, предоставленный Казахстану в рамках действующего решения Евразийской экономической комиссии, сообщил Комитет государственных доходов (КГД).

Накануне ведомство рекомендовало гражданам «заранее учитывать оставшийся объем льготы при принятии решения о покупке и ввозе электромобилей, чтобы избежать возможных ограничений».

В соответствии с решением ЕАЭС, граждане Казахстана могут импортировать электромобили в свою страну по нулевой таможенной ставке, но только определенное количество – 15 000 единиц в 2025 году.

«Это не просто сухая статистика. Это реальные проблемы для тысяч казахстанцев и бизнеса. На таможенных пунктах скопилось большое количество электромобилей, которые теперь не могут быть оформлены по льготной схеме. Люди, ожидающие свои авто, сталкиваются с задержками и угрозой уплаты высоких пошлин и НДС», – говорит Олег Пак, заместитель председателя партии зеленых «Байтақ».

По его словам, исчерпание квоты означает, что последующий ввоз электромобилей будет облагаться ввозной пошлиной в 15% от таможенной стоимости, а также НДС в 12% (с 2026 года – 16%) при оформлении по режиму Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕАЭС.

«Это неизбежно приведет к росту цен на экологичный транспорт на 30-40%. Созданный благодаря льготам бум спроса на электромобили рискует резко затормозиться, что противоречит стратегическому курсу страны на «зеленую» экономику», – отмечает общественный деятель.

По его сведениям, в 2024 году в республику было ввезено в 12 раз больше электромобилей, чем в 2022 году. Беспошлинный ввоз позволил увеличить количество электрокаров в стране до почти 20 000 единиц.

Олег Пак говорит, что сложившаяся ситуация абсолютно не отвечает общественным нуждам и поставленным государством экологическим задачам. В крупных городах Казахстана, таких как Алматы, до 80% загрязнения воздуха приходится на автотранспорт. Средний возраст казахстанского автопарка превышает 10 лет, и эти старые машины выбрасывают в 5-7 раз больше вредных веществ. Тогда как электромобили – это нулевые выбросы в местах их использования.

«Зеленые» требуют продлить льготы и увеличить квоту

«Необходимо немедленно инициировать на уровне ЕЭК вопрос об увеличении квоты на беспошлинный ввоз электромобилей в Казахстан уже на остаток 2025 года. Общество и рынок продемонстрировали, что спрос намного превышает установленный лимит в 15 000. Мы призываем правительство республики добиться продления режима беспошлинного ввоза электромобилей как минимум до конца 2028 года. Это даст рынку предсказуемость, позволит потребителям планировать покупку, а бизнесу – развивать инфраструктуру (зарядные станции, сервисы)», – заявляет Олег Пак, выступая от имени партии.


При этом «зеленые» призывают всех граждан, общественные организации и предпринимателей поддержать это требование, чтобы экологически чистый транспорт был доступен для всех казахстанцев.

Эксперт объясняет, что запреты и квотирование – не в интересах экологии и экономики нашей страны. Да, у нас есть автопроизводители и власти принимают ряд мер, чтобы их поддержать. Но здесь ситуация не касается отечественного производства, поскольку никто в стране не выпускает электрокары.

В правительстве сейчас рассматривается возможность принятия новых правил по качеству воздуха, которые могут включать переход на стандарты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Также обсуждается возможность ввода ограничений для въезда в города ряда категорий автомобилей, работающих на двигателе внутреннего сгорания (ДВС). При этом электромобили могли бы стать идеальным решением для снижения загазованности воздуха в городах.

«Сегодня в большинстве стран мира электрическая техника широко используется. Недавно был в Шанхае (КНР). В городе очень тихо и очень чисто. Потому что везде используется электрическая техника, город практически не шумит. Выбросов нет. Красивый, зеленый город. Так же могло бы быть в Алматы, к примеру, если бы в городе больше стали использовать электромобили», – считает эксперт.

Тем более, что для автовладельцев с точки зрения эксплуатации электромобили обходятся дешевле, чем автомашины на ДВС. Понятно, что сначала нужно дать людям какие-то льготы, чтобы они пересели на электрокары, чтобы это не было для них накладно.

«Кроме того, мы говорим о необходимости перевода на электричество промышленной, в том числе строительной техники. Такая тенденция тоже есть. Во многих странах, в том числе в Китае, есть зоны, ограничивающие использование авто на ДВС, и разрешающая только электромобили. Те же погрузчики, экскаваторы, самосвалы, строительная и буровая техника – вся полностью может быть электрической», – говорит Олег Пак.

По его данным, изначально электрокары могут нести более высокие расходы, но потом в течение 2-3 лет, техника становится выгодной благодаря низким затратам на обслуживание, в том числе на электроэнергию вместо топлива.

«Я считаю, что правительство должно задуматься над тем, каким образом стимулировать переход на «зеленую» технику, широко вовлекать общественность. К сожалению, у нас хоть и «слышащее» государство, но иногда они (власти) глухо-немые и не хотят слышать и общаться с экспертным сообществом. Это я вам говорю, как председатель альянса «Парасат» и заместитель председателя партии зеленых «Байтак», – отмечает Олег Пак.

Ранее в интервью Exclusive автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Алексей Алексеев рассказал о том, как развивается сектор электромобилей в Казахстане. В частности, по его словам, с приходом на казахстанский рынок в 2022 году китайских электромобилей Zeekr электрокары в Казахстане стали не только автомобилем энтузиастов или обеспеченных людей, но уже массовым и модным явлением. На электромобиль стали пересаживаться люди с дорогих машин, либо начали брать его в семью в качестве второго-третьего автомобиля.

Также толчок электромобильному движению дало увеличение числа зарядных станций, возникло много компаний, которые занимаются установкой собственных зарядных устройств.

При этом автоэксперт говорит, что «электромобили могут стать массовыми, только тогда, когда они станут недорогими». А это значит, что правительству, если оно заинтересовано в улучшении экологической обстановки в стране, необходимо продлить беспошлинный ввоз электрокаров, и делать все, чтобы они стали доступны для всех граждан.


Дулат Тасымов

Поделиться публикацией
Комментариев: 1

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. Мымра: 22.10.2025 в 14:31

    Одни убытки Казахстану от этого ЕАЭС.