Экономика Казахстана возвращается в тень
Многие продавцы начали признаваться, что покупатели чаще стали платить наличными. Особенно часто, по их словам, с наличными стали приходить в начале месяца. Это может говорить о том, что всё больше работодателей в Казахстане переходят на выплату заработной платы «в конвертах». Недавно озвученная Нацбанком статистика и результаты государственного аудита косвенно подтверждают эту тенденцию. Похоже, меры правительства возвращают экономику в тень.
В июле 2023 года правительство Казахстана утвердило Комплексный план мероприятий по противодействию теневой экономике на 2023-2025 годы, согласно которому теневая экономика до конца 2025 года должна снизиться до 15% от ВВП. Достичь этого планировалось за счёт улучшения таможенного регулирования, развития цифровых технологий для отслеживания транзакций и сокращения использования наличных средств.
Тем не менее, в сентябре 2024 года глава государства в своём послании подчеркнул, что сохраняющаяся высокая доля теневой экономики продолжает усугублять финансовые проблемы.
– Для значительного сокращения теневой экономики следует принять комплекс продуманных мер. В частности, нужно завершить в сжатые сроки всю работу по приграничным таможенным постам, а также не допустить незаконный «переток» доходов от внешнеторговых операций в другие юрисдикции, – отдавал поручение Касым-Жомарт Токаев.
В начале января глава агентства по финансовому мониторингу Жанат Элиманов отчитался президенту о снижении уровня теневой экономики по итогам года на 1,3%. При этом, какой именно теперь реальный показатель объёма теневой экономики в Казахстане и от какого конкретного значения ВВП он был рассчитан, в пресс-релизе о приёме главы АФМ сказано не было.
Примечательно, что предпринятые меры, о которых Элиманов доложил Токаеву, в основном касались силовых решений: начало и завершение расследований уголовных дел, конфискация преступных доходов, ликвидация финансовых пирамид, блокировка аккаунтов рекламирующих мошеннические схемы, закрытие доступов к сайтам, идентификация перечисления средств и так далее.
Всё это, безусловно, важно, однако это не системные решения существующей проблемы, а лишь борьба с её последствиями. О каких-либо реформах в работе и о реализации мер, предусмотренных принятым правительством планом по противодействию теневой экономике, в отчёте главы АФМ (по крайней мере, согласно официальному пресс-релизу) не было сказано ни слова.
Отчёту главы АФМ, в котором заявлено об уменьшении уровня теневой экономики, противоречат отдельные статистические факты.
В частности, одной из ключевых составляющих проблем, способствующей развитию теневой экономики в Казахстане, остаётся неформальная занятость. Аналитики Adam Research недавно провели исследование «Особенности рынка труда и занятости в РК», по итогам которого выяснили, что в «серой» зоне или вовсе без трудового договора трудится каждый третий работающий казахстанец. Значительная часть работников получает зарплату «в конвертах», а предприниматели различными способами часто скрывают свои доходы от государства. Эти тенденции особенно выражены в южных регионах страны, в которых доля теневой занятости по расчётам аналитиков превышает 30% от численности населения. Также активно развита неформальная предпринимательская деятельность в западных областях.
Проблема подтверждается не только социальными опросами, но и официальной статистикой. По данным Бюро национальной статистики, в прошлом году в Казахстане насчитывалось 1,2 млн неформально занятых казахстанцев. Примечательно, что большинство из них, 682,5 тысяч человек, работают в формальном секторе экономики, – то есть на легальных предприятиях, но только по устной договорённости, без трудового договора. И проблема лишь усугубляется: в сравнении с 2022 годом неформально занятых по официальной статистике стало больше на 3,6%.
Как следствие, в ВВП Казахстана фиксируется крайне малая доля оплаты труда, – всего лишь 31,8% по итогам девяти месяцев 2024 года (за весь год статистических сведений пока нет). И год от года этот показатель практически никак не растёт: годом ранее он составлял 31,1%, то есть рост составил всего лишь 0,7 п.п. Этому, конечно, есть множество причин, но важно помнить, что разрастание теневой экономики доходов – одна из них.
Выплата средств казахстанцам «в конверте» неизбежно ведёт и к увеличению использования наличных средств. По недавно озвученным итогам проведённого Нацбанком соцопроса, всего за год доля граждан, предпочитающих хранить деньги наличными, увеличилась с 23,9% до 38%. Количество граждан, предпочитающих наличные средства, в целом стабильно растёт в последние несколько лет. В декабре 2020 года по результатам опроса Нацбанка хранить сбережения в наличной форме предпочитали только 21,2%.
Такая тенденция может объясняться накопившимся недоверием к финансовой системе. К тому же, отдельные инициативы экономического госаппарата только ухудшают ситуацию. В частности, одной из самых противоречивых инициатив стал контроль за мобильными переводами.
С одной стороны, это решение, как заявлялось, было направлено на борьбу с теневой экономикой. Контроль должен привести к большему выявлению лиц, которые умышленно скрывают свои доходы. С другой стороны, это решение в том виде, в котором было представлено, отпугнуло многих казахстанцев из-за относительно низких заявленных пределов мониторинга и недостаточно прозрачных объяснений принципа работы.
По причине объективного недоверия к госаппарату даже обычные граждане, которые ничего не скрывают от государства, но которые имеют невысокие доходы и боятся возможного получения необоснованных и несправедливых штрафов и проверок, стали также больше пользоваться наличными, – просто «на всякий случай». По озвученной депутатами мажилиса информации, уже на этапе обсуждения в 2024 году подобный контроль привёл к снижению объёма мобильных платежей на 30%.
Такой ситуации бы не возникло, если бы инициатива была сразу представлена властями более прозрачно, с внятным объяснением, для чего это нужно, без устрашений и с более адекватным предложенным пределом мониторинга. Депутаты мажилиса от фракции «Ак жол» недавно предложили повысить порог до 1 млн тенге для уменьшения давления на граждан. Но пока что информации о реакции на данное предложение нет. При этом, примечательно, что вице-премьер Нурлан Байбазаров уже заявлял в феврале 2024 года о необходимости пересмотреть механизм контроля, но этого до сих пор так и не было сделано.
О проблемах с низким качеством ведущейся борьбы с теневой экономикой на днях также объявил ВАП. Алихан Смаилов ещё в июне 2024 года заявил о необходимости проверить государственную политику по противодействию теневой экономике, поскольку план по налогам был катастрофически недовыполнен. И вот, накануне палата представила итоги аудита, которые подтвердили существование системных проблем.
Согласно итогам госаудита, комплексные планы мероприятий по противодействию теневой экономике охватывают лишь часть отраслей и многие их пункты носят формальный характер. Вместо конкретных действий экономический госаппарат использует размытые формулировки, такие как «провести анализ» или «выработать предложения», при этом единый орган, отвечающий за координацию действий в этой сфере, отсутствует. Это приводит к несогласованности и снижает эффективность реализации планов.
– Слаженная работа госорганов не прослеживается. Комплексные планы на снижение теневой экономики недостаточно ориентированы. Мероприятия проработаны слабо, некоторые фактически снимаются с контроля без исполнения. Не проводится оценка их влияния на снижение теневой экономики. При этом аудит показал, что в стране есть значительный объем скрытого оборота, – объявил глава ВАП Алихан Смаилов.
Высшая аудиторская палата подчеркнула, что проблемы дополняются несовершенством методологии оценки теневой экономики: расчёты базируются на растущем безналичном обороте, который автоматически «снижает» долю теневой экономики без реальных мер.
Итоги аудита установили 74 млрд тенге косвенных потерь бюджета по доходной части, 18 процедурных нарушений и 23 системных недостатка. В частности, стали известны ряд сфер и направлений, которые до сих пор подвержены теневому обороту, но не фиксируются госорганами. Например, к таковым относится регулирование трудовой деятельности мигрантов. Граждане Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана по данным КГД заработали в Казахстане за три года 136 млрд тенге, тогда как по информации Нацбанка за это же время они перевели на родину суммарно 1 трлн тенге. Разница в 8,5 раз прямо говорит о существовании факта их работы «в чёрную».
Стоит отметить, есть и некоторые положительные результаты. Отдельные проекты по цифровизации бюджетного управления, – например, пилотные программы банков, направленные на перевод торговых рынков на безналичные расчёты, и проект комитета внутреннего госаудита по усилению прослеживаемости исполнения госбюджета, – реально способствуют борьбе «с тенью». Однако пока что такие проекты остаются локальными, затрагивают недостаточное количество сфер жизни и требуют масштабирования.
Государственные инициативы по борьбе с теневой экономикой будут работать только в том случае, если они будут действительно качественно реализованы, – причём в срочном порядке и не для стандартной отчётности по типу заявлений АФМ, что «при реализации комплексного плана по противодействию теневой экономике внедрены и модернизированы 36 информационных систем».
Для эффективного решения проблемы необходимы системные изменения, включающие три ключевых шага. Первый – создание единого координирующего органа, который будет отвечать за реализацию комплексных мер, распределение обязанностей и взаимодействие между ведомствами. Второй – пересмотр подходов к планированию с учётом специфики наиболее уязвимых отраслей, таких как торговля, сельское хозяйство и недвижимость, что позволит разработать более целенаправленные меры. Третий – переход от политики давления и ужесточения контроля к стимулированию прозрачности. Снижение налоговой нагрузки на зарплаты, улучшение социальной защиты и активное продвижение преимуществ официального ведения бизнеса создадут условия для добровольного участия граждан и предпринимателей в легальной экономике, что укрепит доверие к государственным институтам.
Если государство сосредоточится на стимулировании прозрачности и демонстрации выгод «белой» экономики, оно сможет укрепить налоговую базу и добиться устойчивого роста. Только создание доверия, а не страх перед наказанием может вывести Казахстан из тени. Будем надеяться, что разработчики нового Налогового кодекса учтут это и не загонят окончательно экономику в тень.
Комментариев пока нет