English version

Экс-вице-министр Олжас Абишев выявил коррупционные риски в трёх проектах НПА Минздрава

Контекст дня — 17 июня 2025 14:30
1

Об этом он написал в комментариях к каждому проекту, сообщает Exclusive.kz.

Первый НПА – О внесении изменений в приказ по видам и критериям высокотехнологичной медпомощи – экс-вице-министр охарактеризовал, как «неопределённость в критериях». В документе указано, что для перевода вида медпомощи в категорию ВТМП устанавливается пороговое значение суммы критериев 7.0. Но сам механизм расчёта этих критериев, вес каждого из них, методика оценки на портале «Открытые НПА» не прописан.

Как отметил Олжас Абишев, это создаёт «серую зону» – комиссии, экспертные советы, лоббисты могут субъективно определять, какие услуги попадут в ВТМП (где тарифы, как правило, выше). Также в документе указано, что используются «научно доказанные методы», но не говорится, кто и как проверяет эффективность, кто осуществляет постмаркетинговый контроль, какова ответственность за ложные обоснования.

Таким образом, существует прямой коррупционный риск в виде возможного лоббирования производителей медоборудования, клиник, фармкомпаний с целью включения нужных услуг в перечень ВТМП для получения дорогих тарифов из бюджета и включения в перечень под давлением групп интересов заведомо неэффективных или устаревших технологий.

Помимо этого, Абишев указал на то, что документе нет норм по созданию электронной базы принятия решений (какие виды помощи и по каким основаниям включены), нет публичного доступа к протоколам заседаний комиссий, аудита расчётов критериев, не сообщается, как выбирается источник, . Это также открывает пространство для кулуарных решений – «закрытых» согласований и манипуляций, перевода в более дорогой источник финансирования, завышения планов госпитализации для получения большего объема оплаты.

Второй НПА, на который обратил внимание экс-вице-министр, – в правила формирования перечня орфанных заболеваний и лекарственных средств для их лечения будут внесены изменения. Как утверждается, цель проекта – «обеспечение эффективной и координированной деятельности по вопросам редких (орфанных) заболеваний в Республике Казахстан, гармонизация национального законодательства с международными стандартами, обеспечение доступа к актуальной, достоверной информации об орфанных заболеваниях, препаратах и услугах через международный портал Orphanet».

Монополизация координационной функции Национальным координатором по орфанным заболеваниям определён Республиканский центр координации орфанных заболеваний на базе КФ «UMC». Централизация всех решений в одном учреждении (UMC) даёт возможность узкой группе лиц контролировать: кто попадает в перечень орфанных заболеваний, какие лекарства закупаются, какие компании поставляют препараты, кого включают в эксперты и рабочие органы. Это создаёт риск административной монополии.

Отсутствие прозрачного алгоритма включения заболеваний и препаратов в реестр – документ ссылается на необходимость «соответствия уровню распространенности не более 10 случаев на 100 тыс. населения», но кто проводит анализ, какие данные используются, есть ли верификация достоверности статистики? Риск: возможность манипулировать критериями редкости заболевания в угоду интересам отдельных фармкомпаний – завышать или занижать распространенность, чтобы обосновать включение нужного препарата в госфинансирование.

Орфанные препараты – это всегда сверхдорогие позиции (от сотен тысяч до миллионов долларов на пациента в год). Даже одно решение о включении препарата даёт поставщику огромный бюджетный поток. Существует риск ведения неформальных переговоров фармпредставителей с чиновниками, экспертами, центрами координации для продвижения своих препаратов под госфинансирование. В документе нет требований о публикации обоснований решений, открытых заседаний рабочих групп, отчетности о включенных или отклоненных заявках, внешнего мониторинга принятия решений. «Кулуарность» решений по перечню может стать питательной средой для коррупционного давления.

– написал Олжас Абишев.

Третий НПА предусматривает включение трёх новых позиций лекарственных средств «на основании предложения компании в рамках портфельного пакета» для лечения онкологических заболеваний, псориаза и злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, включая апластическую анемию и иммунную тромбоцитопению.

Олжас Абишев обратил внимание на то, что Минздрав не обозначает в проекте НПА какая именно компания подала предложение и вновь не указывает прозрачных критериев для принятия столь значимых решений.

Нет механизма открытого сравнения с другими препаратами. Нет сведений о независимой экспертизе эффективности этих лекарств. Риск: фармкомпания может пролоббировать включение «своих» препаратов в госперечень без объективного конкурса. Это даёт ей гарантированный рынок на миллиарды тенге с 2026 года.

Нет обоснования экономической эффективности. Указано, что «повышается доступность и качество жизни», но нет расчётов: сколько это будет стоить бюджету, как соотносятся эти препараты по эффективности/цене с аналогами, какой будет прирост качества жизни на каждый вложенный миллион? Риск: заложить неоправданно дорогие препараты в систему ГОБМП/ОСМС без оценки «затраты–эффект».

Кто принял решение включить именно эти препараты? Были ли независимые рецензенты? Есть ли конфликт интересов у лиц, одобривших включение?

– прокомментировал эксперт.

Напомним, ранее Exclusive.kz обнаружил, что на фоне критики ситуации с лекарственным обеспечением министерство здравоохранения Казахстана назвало пустой лист проектом указа о новых предельных ценах на лекарственные средства и медизделия. С момента выхода новости количество комментариев с требованием представить приложение с наименованиями препаратов и указанием новых предельных цен на них увеличилось вдвое, но Минздрав продолжает их игнорировать.

Фото из открытых источников


Поделиться публикацией
Комментариев: 1

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. зритель в корень: 17.06.2025 в 14:53

    Одно название, а не публичное обсуждение.
    Государство закрылось от общественности и уже месяца два на «отрытых НПА» не выкладывает тексты самих НПА, пояснительные записки и сравнительные таблицы. Закрывайте уже сайт или переименуйте его на «закрытые НПА».