Эксперты опровергли стереотип о том, что по традиционным казахским ценностям «место женщины только у очага»
На фоне дела Бишимбаева, а также мартовского скандала из-за ток-шоу на государственном телеканале «Хабар» и нелицеприятных высказываний в адрес разведённых женщин со стороны журналистки Меруерт Айтеновой в эфире программы «Көреміз» на канале «Евразия», в Казахстане начали обсуждать проблему неуважительного и пренебрежительного отношения к женщинам. Очень часто её пытаются объяснить «традиционными казахскими ценностями». Этносоциолог Аксункар Абдулина, автор учебника «Ситуативный казахский» Канат Тасибеков и адвокат Кундыз Утебекова опровергли данный стереотип, передает Exclusive.kz со ссылкой на РЕСПУБЛИКА.KZ.media.
Несмотря на сильные патриархальные устои, положение женщины в традиционном казахском обществе было достаточно высоким. С самого детства их учили сидеть на коне, держать лук, ведь многие казахские женщины воевали наравне с мужчинами. Старались давать девочкам образование, во многих семьях это приветствовалось, особенно у баев все дочери получали образование. Девочек баловали, сажали на төр (почетное для гостей место за столом). Есть казахское выражение «Қыз – қонақ» ( Дочь – это гостья), и их не заставляли заниматься домашней работой, потому что считалось, что девочки, выйдя замуж, будут и так заниматься хозяйством в доме мужа. Братья относились к сестрам с уважением, оберегали их. И если у женщины были братья, мужья знали, что они всегда встанут на ее защиту.
– отмечает завотделом этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Ч.Валиханова Аксункар Абдулина в интервью с РЕСПУБЛИКА.KZ.media.
Этносоциолог считает, что вбросы о том, что положение казахских женщин исторически было другим, обусловлено влиянием исламских течений, влиянием салафизма на современное казахстанское общество. Она отметила, что в традиционном казахском обществе девочкам действительно старались прививать уважение и почтительность к мужчине, но никогда не прививали полное безмолвие.
В любом обществе было и есть насилие, оно характерно для социальных сообществ, нельзя говорить, что мы, казахи, отличались в этом, бьют женщин везде. Но это не поощрялось, более того, строго наказывалось. За увечья, нанесенные женщине, у казахов полагалась выплата — құн (возмещение ущерба) родне этой женщины, она могла обратиться в суд биев. И в то время были разводы, кроме выплаты ущерба их могли и развести.
– указывает Аксункар Абдулина.
Писатель, автор учебника «Ситуативный казахский» Канат Тасибеков также рассказал, что положение женщин-казашек никогда не соотносилось с хрестоматийным «угнетенная женщина Востока». Он напомнил, что казахские женщины всегда пользовались уважением у мужчин и даже были родоначальницами родов: Айша-биби, Домалак-ана, Қарашаш (жена Жиренше-шешена) и так далее.
История сохранила прецедент иска женщины: она развязала верблюда, но ей не дали приз, потому что у нее были роскошные длинные волосы, которые прикрывали ее наготу, и публика была этим недовольна. Но она обратилась к биям (судьям), и ей в итоге присудили этого верблюда.
– говорит Тасибеков.
Практикующий адвокат Кундыз Утебекова, которая практически ежедневно в своей работе сталкивается со случаями абьюза в отношении женщин, считает, что в казахском обществе «долго навязывались стигмы, обесценивающие женщин», но при этом «традиционное» воспитание не спасает девушек от семейного абьюза. На вопрос, что делать, чтобы изменить ситуацию, адвокат предлагает менять правовую культуру в обществе.
Основываясь на экспертных мнениях, можно сделать вывод, что исторически положение казахских женщин не было столь зависимым от мужчин, как пытаются представить сторонники «традиционных ценностей»: у них было больше личной свободы, чем у многих других женщин Востока, они занимались не только домашним хозяйством, но могли участвовать в общественной жизни, воевать наравне с мужчинами и даже управлять родом.
Опрос жителей мегаполиса на улицах Алматы также показал, что в обществе ещё сильны патриархальные устои, есть ссылки на менталитет, предубеждение к разведенным женщинам, терпимое отношение к насилию, однако мнений о неприятии всего вышеперечисленного озвучивается больше.
Фото: РЕСПУБЛИКА.KZ.media



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.