Эпоха Child Free: дети становятся экономически невыгодны - Exclusive
Поддержать

Эпоха Child Free: дети становятся экономически невыгодны

«Гендерный дисбаланс, наблюдающийся среди репродуктивного населения Казахстана (мужчин больше. чем женщин), может привести в ряду проблем социально-психологического, экономического и политического характера», – предполагает юрист Евгений Тихонов.

«На официальном сайте Бюро по статистке есть диаграмма, где сравнивается количество мужчин и женщин по возрастам, – пишет он, – Из этих данных видно, что по состоянию на 2021 год в Казахстане проживало 51,4% женщин и 48,6% мужчин. Но если посмотреть на молодое поколение, то мы увидим, что в возрастных группах с 1 года до 34 лет мужчин значительно больше, чем женщин».

Такой гендерный дисбаланс в обществе, по его мнению, может привести к тому, что мужчинам станет труднее найти партнёршу и это, следовательно, привет к снижению рождаемости. Дефицит женщин, в свою очередь, может вызвать рост конкуренции среди мужчин и увеличение агрессии и насилия, а также миграции. Кроме того, неженатые мужчины менее мотивированы на долгосрочные инвестиции в жильё и другие активы, что может затормозить развитие экономики. Демограф, доктор исторических наук Александр Алексеенко, считает такие выводы далеко не однозначными.

– Столь серьезные выводы основаны на стандартных статистических данных. Во всех странах мира мальчиков всегда рождается больше, чем девочек, и возрастная мужская группа до 30–35 лет превышает женскую, а потом начинаются проблемы, связанные с преждевременной смертностью мужчин. Однако к годам к 35–40 сложившиеся брачные пары в подавляющем большинстве уже выполнили свои репродуктивные функции. То, что в возрасте после 40 удельный вес мужчин становится меньше, а женщин – больше, вызывает другую проблему, но не ту, которую описывает автор поста в плане рождаемости, репродуктивности и прочего.

– А какая эта проблема?

– Гендерный дисбаланс в старших возрастных группах – это одиночество и связанные с ним социальные издержки, но они сейчас решаемы. Вопрос – «кто подаст стакан воды на старости?» – уже не актуален. А вышеназванные проблемы частично характерны для бывших советских южных республик, где мужчин было больше. Остро стоит этот вопрос для Китая, где в свое время господствовала политика «одна семья – один ребенок». Если должна была родиться девочка, женщины шли на аборт. В традиционных культурах родовая структура идет по мужской линии, поэтому мальчиков надо было сохранить во что бы то ни стало. В Казахстане это не так ярко выражено. У нас стандартная, типичная ситуация, без описанных выше жестких проблем.

– Почему в большинстве стран Азии сохраняется высокий прирост населения по сравнению с европейским?

Сейчас и в Азии идет быстрое снижение рождаемости. Развитие промышленности, постиндустриальных тенденций и городского образа жизни нейтрализовали у народов социокультурные традиции. В Европе такое понятие, как большая многопоколенная семья разрушилось довольно давно. И началось это во время промышленной революции в Великобритании. Когда экономика перестала быть аграрно-феодальной, люди перестали зависеть от семьи, которая, являясь в традиционном обществе экономическим центром, обеспечивала их работой. Теперь государство взяло на себя многие ее функции. С потерей значения семьи и индивидуализации появляется материальный стимул работать много и рождение детей становится не очень выгодным.

– Что говорят глобальные демографические прогнозы относительно населения земли и Казахстана, в частности?

– Про население земли я не могу сказать точно, потому что существует много вариантов прогнозов, а про Казахстан – только на близкую перспективу, так как мы не знаем, как поведет себя нынешнее молодое поколение. Если брать возрастную структуру, то демографическую ситуацию сейчас определяет малочисленное поколение, рожденное в 90-е, поэтому число рождений в стране на какое-то время снизится. Но сейчас постепенно в репродуктивный возраст вступает многочисленное поколение «тучных» двухтысячных. Однако сказать, как оно поведет себя, – сложно. Возможно, когда это поколение начнет полностью реализовывать свой потенциал, тогда число рождённых начнет расти. А потом, вполне вероятно, демографическая волна опять пойдет вниз. То есть выстраивать долговременный прогноз по экспоненте, отталкиваясь от сегодняшних показателей, нельзя.

И все же – тенденция будет идти к росту населения земли или к уменьшению?

– Это будет зависеть от региона. За счет Африки население будет расти. Но в большинстве стран суммарный коэффициент рождаемости снижается. Даже в Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии и Иране он уже ниже, чем в Казахстане, хотя, казалось бы, ислам там имеет большое влияние и культурные традиции очень сильны. Снижение рождаемости там произошло очень быстро, за каких-то 10–15 лет. В Южной Корее и Японии тоже ведь традиции были очень сильны, но теперь у них самая низкая в мире рождаемость: на 100 женщин приходится условно 75–80 детей.

Общепринятое объяснение этим процессам такое: чем выше уровень жизни, тем ниже рождаемость, потому что женщина занята на производстве. Это одна из издержек или темных сторон гендерного равенства. ООН выстроил классификатор, где низкая рождаемость — это развитые страны, высокая рождаемость – слабо развитые страны. То есть идет жесткая привязка этого процесса к экономике – она нейтрализует рождение детей. Что касается Казахстана, то наша страна не потеряла социокультурный стержень даже в условиях ускоренной урбанизации, роста уровня образования, занятости женщин: на 100 женщин репродуктивного возраста приходится около 300 детей.

– А следствием чего является рост числа Child Free?

– Полной автономии людей, когда они ни от кого и ни от чего не зависят. Их девиз: живу в свое удовольствие, дети мне не нужны. То есть идёт процесс, когда экономика начинает доминировать в сознании, нейтрализуя традиционную культуру, частью которой является рождение детей. Раньше их рожали, чтобы было кому стакан воды подать на старости лет (пожилые родители жили с младшим сыном), то теперь эту функцию государство взяло на себя. Оно платит пенсии и социальные пособия, построило дома престарелых и т.д. Следовательно, стакан воды подаст какая-нибудь социальная работница.

– А что ожидает мир из-за геополитических событий последних лет? Например, того же российско-украинского конфликта?

– Пока об этом говорить рано, так как нет точных цифр по потерям военного и мирного населения: какова численность и возрастная структура эмигрировавших, воюющих и погибших. Это не говоря уже о качественных характеристиках, образовании, например. Это все сейчас закрытая серая зона. Ясно только одно – демографическая будет стопроцентно тяжелой, что для Украины, что России




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.