Еще плюс 30%: коммуналка опять дорожает - Exclusive
Поддержать

Еще плюс 30%: коммуналка опять дорожает

Цены на коммунальные услуги в Казахстане за год вырастут в среднем на 20-30%. Так сказали в министерстве нацэкономики. Причина звучит логично – нужно обновлять инфраструктуру, которая сильно изношена. Однако казахстанцев такой расклад дел не устраивает: качество услуг не растет – на что тогда идут деньги?

«Они хотели увеличить на 150%»

В Актау 26 сентября проводились «общественные слушания». Представители МАЭК, акимата и «Каспий жылу, су арнасы» обсуждали с немногочисленными жителями, готовыми прийти на мероприятие в рабочий день, насколько повысить тарифы на воду и отопление. Одна из жительниц так охарактеризовала намерения властей: «Запросы, конечно, были очень большие, они хотели увеличить на 150%». Аргументация чиновников та же, что и везде – нужна модернизация инфраструктуры. Правда, в Актау есть своя специфика – модернизировать нужно вечно изношенный МАЭК (о ситуации с предприятием мы рассказывали в отдельной статье: «МАЭК будет спасать Актау, но кто спасет МАЭК?»). Как следствие, в городе постоянные перебои с подачей воды, а горячую воду летом вообще отключают.

Так о будущем повышении тарифов высказались жители Актау в комментариях на LADA:

«МАЭК удобный рычаг, чтобы бесконечно доить и людей, и бюджет. Как и к моменту завершения модернизации через два года снова 80% износа у вас будет».

«Хватит уже людей за дураков считать! Воды нет, а тариф растет на нее, отопления нет, а тариф поднимают! Мы против повышения! Платить не собираюсь!».

«Народ уже не верит властям местным, если они решили поднять тарифы, то они это сделают, а эти слушания просто фикция».

А в других регионах тарифы уже подняли. С 1 сентября в Алматы значительно выросли тарифы на коммунальные услуги – в большей степени на холодную воду и водоотведение (канализацию). Так, минимальный тариф на холодную воду для физических лиц увеличился на 30% – до 73.92 тенге за кубометр (с учетом НДС). При этом если человек потребляет более 3 кубометров воды в месяц, то цена будет выше – от 88.7 тенге за кубометр до 147.9 тенге за кубометр. Если алматинец не установил себе счетчик, то для него тариф увеличится на 162%, и такая же судьба ждет владельцев частных домов. За услуги по водоотведению нужно будет платить на 40% больше, чем раньше. Электричество в Алматы тоже станет дороже – почти на 30% (12,77 тенге/кВт с НДС).

С 10 сентября увеличились тарифы в Западно-Казахстанской области: стоимость 1 кубометра холодной воды выросла на 23,7% (до 86,43 тенге), отопления – на 18,2% (5815 тенге), услуги по водоотведению стали дороже на 27% (95,62 тенге). В Астане тарифы увеличили в июле прошлого года, тоже примерно на 20% по всем категориям. О том, что рост тарифов в Казахстане в 2024 году составит в среднем 20-30% признавались и в министерстве нацэкономики.

Очевидно, большинству казахстанцев такие изменения не нравятся. А заверения властей, что нужно просто более скромно потреблять воду, тогда и цена будет невысокой, не сильно обнадеживают. Как и дежурное напоминание о том, что уязвимые слои населения могут рассчитывать на компенсацию. Однако ясно и то, что существующая коммунальная инфраструктура требует капитального ремонта. Так что же делать?

Порочный круг или Жана ЖКХ?

Текущие изменения происходят в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции». По словам руководителя департамента комитета по регулированию естественных монополий в Алматы Асель Буденеевой, сейчас в городе коммунальная инфраструктура изношена в среднем на 54%. Ее нужно обновлять, а для этого компаниям-монополистам, работающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства, нужно привлекать инвестиции. Для этого тарифы и повышают – за счет дополнительных средств затраты снижаются, прибыльность предприятия повышается, инвестиции вкладываются. Плюс к этому инфляцию в Казахстане никто не отменял, а значит затраты компаний на товары и заработную плату работников тоже выросли, и их нужно как-то компенсировать.  

Программа «Тариф в обмен на инвестиции» для Казахстана не новая. Она уже действовала с 2009 года по 2015. Цены за этот период выросли значительно. На старте программы в октябре 2010 года отопление стоило 2463 тенге за Гкал, а в октябре 2016 уже 3715 тенге за Гкал. Цена за электричество в 2010 составляла 8,9 тенге за кВт/ч, а в 2016 – 14,9 кВт/ч. Хотя программу должны были остановить в 2016, а цены сделать рыночными, в реальности это произошло только в 2019 году – тогда цены сильно упали, а на их рост были введены ограничения. В результате, если в 2018 году отопление стоило 4000 тенге за Гкал, то в 2019 году – уже 3440.  

Результаты этой программы были противоречивыми. С одной стороны, инфраструктуру действительно удалось частично модернизировать. По данным Первого кредитного бюро, износ казахстанских ТЭЦ снизился с 80% в 2008 году до 55% в 2016 году. За это время в отрасль привлекли около $6,8 млрд инвестиций. Однако эти результаты не устроили даже тогдашних властей. Назарбаев в 2018 году заявил, что энергетические компании, вместо того чтобы обновлять мощности, незаконно обогащались за счет потребителей, включая в стоимость услуг премии, бонусы своим работникам, а также необоснованно завышали производственные затраты. В принципе тут не нужно быть президентом, чтобы понять, что возможности для коррупции такая программа дает широкие. Увы, елбасы это понял спустя 9 лет с момента ее внедрения.

К тому же, как заметили тогда в Генпрокуратуре, эффективность программы была сомнительной – износ генерирующих мощностей остался на высоком уровне, в 53%. Добавим: долгосрочный эффект программа не дала вообще. Вот такие данные по износу коммунальной инфраструктуры в Казахстане приводи вице-премьер Канат Бозумбаев:

«Текущий износ сетей составляет от 65% до 90% на 22 предприятиях теплоснабжения; на 18 объектах электроснабжения – от 70% до 97%; на 13 предприятиях водоснабжения – от 70% до 100%; на 24 предприятиях водоотведения – от 70% до 100%».

Без комментариев. Про то, к каким последствиям привела крупная авария на Экибастузе в 2022 году помнят все. Поэтому цифры, которые привел Бозумбаев вызывают обоснованную тревогу.

Не ясно, сделали ли власти какие-то выводы из результатов прошлого этапа работы программы и внедрили ли какие-то механизмы, чтобы исключить коррупцию и увеличить эффективность. Насчет последнего уверенности немного. Например, прогнозы алматинских чиновников по масштабу модернизации выглядят весьма скромными. По словам заместителя руководителя Управления энергетики и водоснабжения города Нурбакыта Серикбая, текущее повышение тарифов «позволит ежегодно снижать уровень изношенности водоснабжения и теплоснабжения на 3%, а остальных инженерных сетей – на 1,2%». Напомним, что износ в Алматы, по данным властей, составляет около 54%. То есть чтобы полностью обновить инфраструктуру понадобится не меньше 25 лет…

Но в одном чиновники все-таки продвинулись. Оказывается, можно финансировать модернизацию не только за счет потребителей! Министр национальной экономики Нурлан Байбазаров рассказал, что параллельно к этому будет подключаться Банк развития Казахстана.

– Когда мы начали «Тариф в обмен на инвестиции», в основном это все финансировалось за счет тарифа. То есть повышался тариф, за счет этого компании собирали инвестиции, вкладывали, ремонтировали. Эти работы до сих пор у нас ведутся, мы активно готовимся к отопительному сезону. Сейчас что мы предлагаем? Мы приняли программу долгосрочного тенгового финансирования, ремонта. <…> Банк развития Казахстана будет финансировать. Надеемся, что вот это длинное финансирование будет сглаживать тарифы, оно к этому приведет. Здесь мы не будем больше допускать таких шоковых всплесков тарифов на коммунальные услуги, – заявил министр.

Обещание «сглаживать тарифы» мы сможем проверить через год. Но идея хорошая – не сваливать всю ответственность на конечных потребителей. Увы, сейчас это происходит повсеместно – где-то так «решает рынок» (рост цен на товары), где-то государство (тарифы общественного транспорта, например). А зарплаты за темпами инфляции не поспевают.

Кто за все заплатит?

Однако можно помочь государству довести эту идею до конца и принять стратегическое решение – ввести прогрессивную шкалу налогообложения, чтобы увеличить государственную казну и не побираться так позорно из рук и без того нищего населения. Суть этой схемы в том, что чем больше доход, тем больший процент налогов платит человек. Учитывая катастрофический уровень неравенства в Казахстане (10% самых обеспеченных владеют более 60% богатства страны), эта мера вполне адекватно могла бы перераспределить на общественные блага деньги тех, кто за счет общества нажил себе многомиллиардное (в долларах, разумеется) состояния. Эта практика есть во всех развитых странах, а вот в СНГ до нее пока никто не додумался.

На самом деле казахстанские власти уже давно говорят о возможности введения прогрессивного налога. Более того, в 2006 году ее даже ввели, но уже через год передумали. Официальная причина – много доходов ушли в тень. В 2019 к обсуждению прогрессивного налога вернулся уже Токаев. Но все никак не может на нее решиться. В последнем послании президент упомянул о разработке для нового Налогового кодекса «дифференцированных ставок», что по смыслу близко к прогрессивной шкале.

Иронично, что и тарифы в обмен на инвестиции, и прогрессивный налог уже применялись в «старом» Казахстане. Сейчас кажется, что власть просто ходит по кругу, в котором сама запуталась. И хотя государство начинает подозревать, что сваливать все на конечного потребителя не очень справедливо, осознание это происходит слишком медленно. Настолько, что на реформах оно если и отражается, то население этого не замечает.

Руслан Ибрагим




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.