Европа-Центральная Азия: три сценария взаимодействия
В Центральной Азии все менее спокойно – мы все больше чувствуем на себе усиление конкуренции между глобальными акторами, такими как Европейский Союз (ЕС), США, Китай и Россия. ЕС – один из наших ключевых торгово-экономических партнеров. Как будут складываться отношения региона с Европой?
Текущая динамика отношений ЕС и Центральной Азии
Отношения между ЕС и странами Центральной Азии значительно активизировались после 2022 года. В октябре 2023 года была принята совместная дорожная карта по укреплению сотрудничества между ЕС и странами региона. ЕС заключил стратегические партнерства по критически важным сырьевым материалам с Казахстаном в 2022 году и Узбекистаном в 2024 году. В январе 2024 года ЕС обещал выделить 10 миллиардов евро через различные институты на развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
Экономические перспективы региона демонстрируют устойчивый рост. Прогнозируется увеличение ВВП региона на 5,1% в 2024 году и 5,9% в 2025 году. Казахстан, крупнейшая экономика региона, по прогнозам, покажет рост 4% в 2024 году и 5,5% в 2025 году. Объемы торговли между Китаем и Европой через Центральную Азию увеличились в четыре раза. Геополитический контекст также важен: Китай, крупнейший торговый партнер региона, поддерживает развитие транспортных коридоров между регионом и Европой. Россия и Китай могли первоначально негативно воспринять усиление активности ЕС в регионе, но затем, как отмечает польский аналитический центр «Center for Eastern Studies», адаптировали свою позицию. Страны Центральной Азии используют сотрудничество с ЕС как инструмент для усиления своих переговорных позиций в отношениях с Россией и Китаем.
Сценарий 1: Усиление активности Европейского Союза в Центральной Азии
Казахстан является приоритетной страной для ЕС в контексте противодействия влиянию России и Китая. Дональд Лу, помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии, отмечал, что Соединенные Штаты активно опираются на региональные СМИ для конкуренции с Россией и Китаем в информационном пространстве Центральной Азии. Для США и ЕС ключевым объектом внимания в регионе также является Казахстан. Учитывая, что часть населения Казахстана более критично настроена по отношению к действиям России по сравнению с жителями других стран региона, Запад может продолжить акцентировать внимание на инструментах мягкой силы. В условиях возможного ослабления визового режима между ЕС и Казахстаном это может способствовать усилению культурных и социальных связей. В какой-то степени Казахстану придется пройти тот путь, который уже прошли Грузия и Молдова в сближении с Евросоюзом.
ЕС демонстрирует амбиции по расширению своего торгово-экономического присутствия в Казахстане. Это заметно даже по ассортименту товаров в супермаркетах страны. Подписание стратегических партнерств по критически важным сырьевым материалам и инвестиции в инфраструктурные проекты, такие как ТМТМ, свидетельствуют о серьезных намерениях ЕС в регионе. Четырёхлетний кризис, начавшийся с пандемии COVID-19, газовой войны России в 2021 году и обострившийся из-за конфликта на Украине, привёл к разрыву экономических связей с Россией, Белоруссией и Украине, что стоило Германии около 7% ВВП и оказалось тяжелее кризиса 2008 года. На этом фоне Германия активизировалась в Центральной Азии, чтобы расширить свое экономическое присутствие ввиду поиска альтернативных рынков.
В перспективе 3–5 лет Казахстан является страной, где у ЕС и США могут быть наибольшие шансы на изменение ландшафта влияния. Рост экономических показателей региона и укрепление торговых связей могут способствовать усилению активности ЕС в Центральной Азии.
Сценарий 2: Снижение активности
Этот сценарий может стать реальностью на фоне вероятного обострения торговых конфликтов между Китаем и ЕС. Торговые отношения между этими акторами играют важную роль в развитии Среднего коридора, поддерживающего политику ЕС в Центральной Азии. Рост торговых отношений между США и ЕС может снизить необходимость для Европейского Союза развивать сухопутные транспортные маршруты для доступа к китайскому рынку. При этом для Европейского Союза США является более приоритетным торговым партнером нежели Китай, так как торгово-экономические отношения между США и ЕС последние 20 месяц динамично развиваются.
Экспорт Европейского Союза в США и КНР с декабря 2022 г. по июль 2024 г.
Источник: Trademap.org
Переизбрание Дональда Трампа на пост президента США может привести к значительным изменениям в экономических и торговых отношениях между США и ЕС. Планируемое введение широких тарифов на импорт в размере 10–20% может существенно затронуть торговые отношения ЕС и США. На этом фоне Европейский Союз может рассматривать страны Центральной Азии, как и в случае с Германией, в качестве альтернативного рынка, но проблема здесь заключается в том, что ЕС (как организация) пока не проявляет себя достаточно в этом направлении. Приоритетным направлением для Европейского Союза может стать Южная Корея, Мексика, Канада, Бразилия и Индия.
Экономическое воздействие может быть серьезным: потенциальное сокращение ВВП Европы на 1,5% (примерно €260 млрд), снижение прибыли европейских компаний на 6–7 процентных пунктов и необходимость увеличения расходов на оборону. В этой связи ЕС может быть вынужден пересмотреть свою внешнеэкономическую стратегию, в том числе в отношении Центральной Азии, и сосредоточиться на решении внутренних экономических проблем, что приведет к снижению активности в регионе.
Кроме того, ухудшение отношений между ЕС и Китаем, а также возможные торговые войны могут ограничить возможности ЕС по реализации инфраструктурных проектов в Центральной Азии. Текущая ситуация на Кавказе складывается для ЕС неблагоприятно, что ограничивает его возможности по улучшению транспортных связей через Южный Кавказ. Снижение активности ЕС в регионе может быть обусловлено и внутренними факторами, такими как изменение приоритетов внешней политики или экономические сложности внутри ЕС, вызванные внешними торговыми конфликтами.
Сценарий 3: Сохранение статус-кво
ЕС может сохранить свою роль в регионе, не предпринимая активных шагов для развития новых инициатив. Медленное выполнение ранее данных обещаний, таких как реализация инфраструктурных инвестиционных проектов и проведение полноценного саммита ЕС – Центральная Азия с участием председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, создаёт впечатление отсутствия чёткой стратегии. Отсутствие оценки пяти лет реализации стратегии ЕС в Центральной Азии и ее корректировки могут привести к тому, что ЕС останется актором со сдержанной активностью, ограничиваясь поддержкой уже существующих инициатив.
Три рассмотренных сценария — усиление активности, снижение активности и сохранение статус-кво — отражают возможные пути развития внешней политики ЕС в Центральной Азии. Каждый из них зависит от множества внешних факторов, включая торговые отношения с Китаем и США, геополитическую обстановку в регионе и стратегию сотрудничества ЕС с ключевыми партнерами. Учитывая текущую динамику отношений ЕС и Центральной Азии, а также потенциальные изменения в глобальной политической и экономической обстановке, ЕС стоит внимательно оценить свои приоритеты и возможности в регионе. Активное и стратегически продуманное участие может принести взаимовыгодные результаты, способствуя стабильности и процветанию как в Центральной Азии, так и в Европе.
2 Комментария
В лучшем случае ес будет плыть в ца по инерции, т к. Европе уже не до того, а будет ещё веселее, в худшем — отношения ухудшатся (в том числе из-за осложнения отношений ЕС с китаем)
Я очень доволен, что прочитал эту статью. Она не только предоставила мне интересные факты, но и вызвала новые мысли и идеи. Очень вдохновляющая работа, которая оставляет след в моей памяти!