КНБ подтвердил, что Бакауов - фигурант уголовного дела
Поддержать

КНБ подтвердил, что Бакауов — фигурант уголовного дела

Группы недовольных водителей со всех регионах Казахстана распространяют в социальных сетях видео-ролики, высказывая свое возмущение требованием МВД в срочном порядке зарегистрировать автомобили с кыргызскими и армянскими номерами под угрозой выдворения. В группах автовладельцев уже звучат призывы о проведении митингов. Так, в Уральске группа граждан уже подала заявку на проведение митинга 25-26 января.

Полицейские объясняют: водители машин с иностранными номерами, преимущественно из Кыргызстана и Армении, якобы чувствуют свою безнаказанность именно из-за отсутствия казахстанской регистрации и нарушают правила дорожного движения, пользуясь тем, что их данных нет в базе полиции и, соответственно, штрафы им платить не придется. Приводились такие данные: на автомобилях с иностранными номерами совершено 1 854 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 132 человека и более 500 получили ранения. Только за 2019 год автоматическими системами фиксации нарушений Правил дорожного движения выявлено более 90 тысяч нарушений на сумму более 1,1 миллиарда тенге (2,8 миллиона долларов), допущенных указанной категорией транспорта, и связанных с превышением скоростного режима, несоблюдением требований знаков и разметки. Всего же автомобилей с иностранными номерами (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия) в стране более 170 тысяч.

Впрочем, нельзя не заметить, что само МВД путается «в показаниях». Так, первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев заявил журналистам, что авто с российскими госномерами не попадают под ограничения, а требование о срочной регистрации касается только  транспорта с кыргызскими и армянскими номерами. Чуть позднее в Комитете административной полиции МВД заявили, что граждан «чуть неправильно информировали»: регистрировать транспорт должны все без исключения и в течение 10 дней после ввоза (https://tengrinews.kz/news/mvd-osobyih-usloviyah-avto-rossiyskimi-nomerami-nepravilno-388829/).

Сами владельцы таких машин говорят, что зарегистрировать автомобиль и встать на учет в Казахстане они не против, но это слишком дорогое удовольствие: с них требуют оплаты стоимости первичной регистрации транспортного средства, разницы в таможенной пошлине между странами и утилизационный сбор. Суммарно эти процедуры «вытягивают» на 2-3 миллиона тенге, что порой практически равно стоимости самого автомобиля.

Именно такая внезапная бескомпромиссность МВД и вызвала недовольство людей, уверен руководитель ОО «Общество Содействия Автомобилистам» (О.С.А.) Руслан Лазута.

«Закон о дорожном движении был принят несколько лет назад. И эти статьи, которые сейчас вытащили на свет божий, были. Но ведь до сих пор государство и автомобилисты благополучно сосуществовали, не причиняя друг другу никаких неприятностей, — поделился он своим мнением с exclusive.kz. — По официальным данным, у нас порядка 178 тысяч таких автомобилей. Это — ничтожная цифра по сравнению с общим количеством автомобилей, зарегистрированных в стране (порядка 4,5 млн единиц). Но сейчас тему начали муссировать, и люди в ужасе, потому что многие люди брали кредиты для покупки этих машин, ведь за относительно небольшие деньги люди могли приобрести подержанный, но качественный автомобиль, который для многих является еще и единственным источником дохода и содержания семьи. Мне звонят люди со всех регионов, и я вынужден им объяснять, успокаивать, призывать действовать в правовом поле, потому что уже появились и провокаторы, деструктивные элементы, начали призывать людей к бунтам. (…) Национальное законодательство противоречит международному законодательству по многим позициям. В данном случае, есть таможенный кодекс ЕАЭС, который является приоритетом. Там многие позиции не соответствуют законодательству Казахстана. Есть масса других законов, приказов того же МВД, которые не выполнялись. Например, автомобилистам на границе при ввозе автомобиля на территорию Казахстана необходимо было заполнять документ на временный ввоз таких автомобилей. Но таких документов мы не заполняли. Если МВД не выполняло свои нормы — какой спрос с водителей? Поэтому необходимо придумывать выход из сложившейся ситуации. Даже 178 тысяч — это большое количество людей, которые кормят свои семьи благодаря этим автомобилям. Поэтому нельзя просто взять и запретить. Вы, МВД, допустили ввоз этих автомобилей, теперь надо урегулировать эту ситуацию нормальным способом». 

Действительно, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза гласит (статья 260 пункт 1 подпункты 5, 6), что таможенному декларированию подлежат «транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах; временно ввезенные транспортные средства для личного пользования, находящиеся на таможенной территории Союза, в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7 и 12 статьи 264 настоящего Кодекса». Статья 264 Кодекса оговаривает порядок и условия временного ввоза транспортных средств для личного пользования, предусматривая срок не более одного года.

Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков, как и другие, недоумевает, в чем причина внезапного прозрения МВД:

«Требование существует давно, но если раньше оно практически не соблюдалось, то сейчас у МВД раскрылись глаза. Ситуация с иностранными номерами длится уже не первый год. Первая волна касалась исключительно кыргызских автомобилей, потом было еще несколько волн. Но законы с тех пор не менялись. Эти машины в основном можно завозить в режиме временного ввоза — на год привезти автомобиль, не ставя его на учет, но необходимо положить депозит на счет таможенного комитета, что гарантирует его последующий вывоз из страны. Год можно ездить на этих иностранных номерах, но через год машина должна быть вывезена из страны. Эти правила действуют достаточно давно, другое дело, что почему-то не соблюдаются. Сейчас на все эти схемы обратили внимание.  На самом деле все это можно было сделать много лет назад, это достаточно просто — данные о ввозимых автомобилях на территорию РК на таможне же есть, есть данные владельца, оформление документов и так далее. Все эти данные можно было запросить и в течение месяца всех владельцев уведомить о нарушении, либо обязать оплатить налоги, поставить на учет и так далее. Но почему сделали только сейчас? Может быть, новые люди пришли в МВД, может быть новые программы пришли, может быть пришел мессия, приложил руку ко лбу чиновника и тот прозрел, не знаю. Но почему-то только за прошлую неделю МВД прозрело и сделало много заявлений на эту тему», — сказал Эдоков в беседе с корреспондентом exclusive.kz.

Все эксперты, опрошенные нами, убеждены: требование о постановке этих автомобилей на учет в Казахстане абсолютно правильное. Однако, как и всегда, подкачало исполнение. Внезапность требования и путаница в комментариях официальных лиц доверия и понимания не добавляют.

Очевидно, что правоохранительным органам необходимо выработать какой-то компромисс. В «О.С.А.» уверены, что потребуется проработать и экономическую составляющую реализации требований о регистрации, поскольку для большинства владельцев машин с иностранными номерами сегодняшняя стоимость «узаконивания» абсолютно неподъемная.

Сакен Салимов  

Иллюстрация на обложке: https://avto-nomer.ru/kg/foto12339202




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *