Чем ответили депортированные народы казахам?
Поддержать

Чем ответили депортированные народы казахам?

Аида Альжанова

Недавно exclusive.kz опубликовал позицию известного казахстанского предпринимателя Маргулана Сейсембая о том, что главной целью всех экономических реформ должно стать увеличение количества казахстанцев до 80 млн. человек. По его мнению, этот показатель может быть достигнут не только за счет роста рождаемости, но и возвращения миллионов казахстанцев, проживающих сегодня за рубежом. Рост населения позволит создать перспективный рынок сбыта, обеспечить экономический рост за счет роста доходов и уровня образования. Однако с ним не совсем согласна эксперт по демографии Аида Альжанова.

В последние десятилетия возникла достаточно новая демографическая проблема, связанная с низкой рождаемостью, которая распространятся в Европе и других развитых странах. Показатель рождаемости в этих странах ниже так называемого демографами уровня замещения, который равен 2.1.

Все эти страны на определенном этапе своего развития принимали меры в области «политики народонаселения», которая включает следующие действия правительств:  политики в области образования и военной службы, что может повлиять на повышение возраста вступления в брак и соответственно показатель рождаемости; политики в области здравоохранения, влияющая на показатель материнской и младенческой смертности; жилищная политика, тесно связанная с брачностью и размером семьи; развитие промышленности и строительство дорог влияет на распределение населения; политика поддержки работающих матерей и многие другие факторы.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что в каждой конкретной стране, политика народонаселения тесно взаимосвязана с национальными особенностями. Каждая страна рассматривает свою собственную ситуацию в свете своего исторического развития и традиций, а также географических особенностей и природных ресурсов.

Исторически, количественные демографические устремления отдельных государств по увеличению количества населения, как правило, были вызваны геополитическими мотивами.

Так, Франция в XIX веке проиграв войну Пруссии, поставила перед собой цели увеличить количество населения, т.е. иметь больше солдат в будущем. Озабоченность французского правительства и общественности в связи с падением численности населения страны привела к разработке и проведению государственной политики, направленной на поддержку семьи. Появление законов о социальной помощи; о компенсациях, связанных с травмами, полученными на производстве; об ограничении и сокращении женского и детского труда; о росте государственного жилищного строительства; о прибавки к жалованию, налоговых льготах родителям многодетных семей и меры пропагандистского характера позволили Франции приостановить падение рождаемости накануне I мировой войны.

К началу XX века французским правительством была принята целая серия законов о семье и поддержке рождаемости, имеющие своей целью увеличение численности населения страны. Одним из первых был закон о запрете применения контрацептивов и абортов; введение дополнительной военной службы для неженатых мужчин, достигших 29 лет; запрет на возможность занимать чиновничий пост любого государственного уровня неженатым молодым людям, достигшим возраста 25 лет; поощрение всех государственных служащих — женатых, вдовых или разведенных, — имеющих на своем попечении троих детей, за каждого следующего ребенка продвижение по службе и прибавление денежной суммы и пенсии.

После II мировой войны, цели увеличения количества солдат перестали быть приоритетными, а демографическая политика  Франции изменились в сторону невмешательства в решение семьи о количестве детей и была направлена на обеспечение поддержки семьи – увеличение материальной поддержки по возрастающей с каждым последующим ребенком, создание благоприятных социально-экономических условий для развития личности, защиты детей, матерей и пенсионеров,  а вышеупомянутые ограничивающие  меры были отменены. 

Несмотря на полуторавековую демографическую политику, рождаемость во Франции сегодня составляет всего 1,9 ребенка на женщину, что ниже уровня замещения, но самая высокая среди Европейских стран[1].

За Францией следуют скандинавские страны известные своим социальным подходом к поддержке семей с детьми. Успех этих стран по поддержке рождаемости обусловлен созданием благоприятных условий для работающих матерей с целью сохранения экономической устойчивости семьи. Пособия для неработающих многодетных матерей достаточно высокие, чтобы дети в таких семьях не чувствовали социально-экономических проблем. При этом отделы опекунства следят за тем, чтобы выплаты использовались строго по назначению, а именно на развитие детей. Данные меры привели к тому, что увеличилось количество детей, рожденных вне брака – в Швеции это почти 50% всех семей с детьми. При этом биологические отцы выплачивают детям алименты. Поощрение работающих матерей связано с созданием устойчивой пенсионной системы и вовлечению женщин в экономику – больше заработок, больше потребления.

В настоящее время, все развитые страны пытаются вести сбалансированную демографическую политику в соответствии с имеющимися ресурсами. Как известно, скандинавские страны являются богатыми странами, создавшие безопасную и благоприятную среду для детей и других уязвимых групп населения.

Кроме того, если сравнивать географические особенности стран Европы и Казахстана, то Европейский континент исторически был довольно хорошо заселен в виду достаточного количество водных ресурсов, чего не скажешь о Казахстане. Будучи страной, не имеющей доступа к морю и зависимой от трансграничных рек, эксперты ООН обеспокоены сокращением водных ресурсов на 25%[2] к 2030 году.

В целом, кроме ресурсных ограничений существуют еще глобальные тренды снижения рождаемости, по которым демографы делают прогнозы населения на довольно длительный период.

К таким трендам относятся:

  • повышение возраста первого брака;
  • повышение возраста рождения первого ребенка;
  • повышение показателей разводимости;
  • повышение числа пожилых людей;
  • повышение уровня урбанизации.

Два первых тренда связаны с тем, что женщины все больше стремятся получить высшее образование и реализовать себя в карьере; повышение уровня разводимости связано с моделями гендерных отношений в семье — патриархальные отношения больше не воспринимаются как единственно правильные и более устойчивыми считаются семьи с эгалитарными отношениями. Увеличение количества пожилых людей говорит о снижении уровня смертности и увеличении ожидаемой продолжительности жизни – из-за чего у людей снизилась потребность родить много детей за короткий промежуток времени жизни — на начало XX века она составляла всего 45 лет. Это связано, в первую очередь, с невиданным научно-техническим прогрессом в медицине, сельском хозяйстве и энергетике. Люди перестали умирать от «страшных» когда-то болезней, снизилась младенческая и материнская смертность, люди стали лучше питаться и меньше используется тяжелый физический труд. 

Урбанизация является одним из самых важных факторов, влияющих на рождаемость. Отпадает надобность в дополнительных рабочих руках так необходимых в аграрных сообществах, возникают ограничения по жилплощади на члена семьи из-за ее высокой стоимости в городах и повышается уровень образования внутренних мигрантов. А образование как известно – самый «надежный контрацептив».

По прогнозам Population Reference Bureau в 2050 году население Казахстана достигнет всего 24 миллиона человек[3], а уровень рождаемости упадет с нынешних 2.7 до  2.1  — т.е. до уровня замещения населения.

Таким образом, за счет рождаемости, вряд ли удастся значительно увеличить население, учитывая, что уже последние два года наметился тренд на ее снижение.

Проблему роста населения многие страны решали путем регулирования миграционных потоков. Например, такие страны как Австралия, Канада, Израиль и США поощряли семейную иммиграцию, в то время как Бельгия, Франция и Нидерланды приветствовали селективную иммиграцию трудоспособного населения, что привело в некоторых странах Европы к гендерному перекосу – большему количеству мужчин, так как они чаще вовлечены в трудовую миграцию по сравнению с женщинами. А уровень рождаемости в стране определяется нетто-коэффициентом воспроизводства женского населения[4].

При этом, даже такая привлекательная страна как Канада, которая сумела обеспечить высокий уровень жизни своему населению и ведет многолетнюю активную иммиграционную политику за 30 последних лет смогла увеличить свое население только на 10 млн.человек с 27 млн до 37 млн. Глядя на эту динамику, можно понять, что амбициозные планы страны по увеличению населения до 100 млн.человек вряд ли сбудутся до конца текущего столетия, при том, что Канада будучи страной иммигрантов не ставит перед собой задачу привлечь определенную этническую группу и приветствует этническое и религозное разнообразие населения страны.  Кстати, данная цель была поставлена в то время, когда Канада боялась интервенции со стороны США и поэтому практически все население страны проживает вдоль границы с США. В настоящее время фокус переместился с геополитики на экономику. А лозунг увеличения населения до 100 млн.человек, в основном, активно эксплуатируется во время избирательных кампаний.

Учитывая, что за пределами Казахстана живет всего 4,5 млн.казахов (3,7 млн.живут вдоль границ Казахстана), по поло-возрастному составу которых у нас нет данных, но, допустив, что половина из них в репродуктивном возрасте и переедет в Казахстан (при этом основной поток иммиграции оралманов уже произошел), который в его нынешнем социально-экономическом и политическом состоянии не является привлекательной для мигрантов страной, то прогнозируемое увеличение население к 2050 году может быть максимум 26-27 млн.человек. 

Очень важно отметить одну особенность, присущую всем развитым странам. Ни одной стране не удалось увеличить рождаемость до желаемого уровня после того, как она резко упала ниже показателя 3.0, в результате второго демографического перехода – снижение смертности и снижение рождаемости. Все программы, напрямую направленные на увеличение рождаемости, были очень затратными и не возымели желаемого эффекта. Однако, многим странам на протяжении длительного времени удается поддерживать рождаемость на одном уровне (как правило между 1.6 и 1.9) и не дать ей упасть еще ниже через различные социальные и миграционные программы.

В итоге, все больше развитых стран стремятся не столько увеличить население, сколько улучшить качество жизни людей. Казахстану стоит последовать этому глобальному вектору: модернизации экономики, улучшению состояния здоровья и образования, созданию безопасной среды проживания, улучшению условий работающих матерей и внедрения других элементов трансформации общества, включая верховенство закона и искоренение коррупции. А геополитические задачи в современном мире решают на международных и региональных платформах коллективной безопасности.

[1] О. В. Бессчетнова. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ И РОССИИ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

[2] https://kursiv.kz/news/ekonomika/2018-11/oon-prognoziruet-sokraschenie-vodnykh-resursov-kazakhstana-na-25-k-2030-godu

[3] https://www.prb.org/international/indicator/population-2050/snapshot

[4] http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0125/tema01.php




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *