Фонд Visa Foundation выделил 210 миллионов долларов на поддержку малого и микробизнеса
В казахстанском обществе, наряду с вахабитскими и турецкими джамаатами, ведут свои проповеди псевдосуфийские шейхи. Они претендуют на свою исключительность и умеют воздействовать на людей. Это и эпатажный Курбанали Ахмедов и харизматичный Исматулла. Но, как првило, эти «шейхи» имеют сомнительное прошлое.
К примеру, несмотря на то, что про прошлое Курбанали написано даже в Википедии, он спокойно продолжает свою деятельность на территории Казахстана. Уже не говоря о том, что он имеет четыре коттеджа в разных городах для 4-х жен и немало детей. Пусть этим занимаются заинтересованные службы. Но дело в том, что его последователи(муриды) тоже стремятся не отставать от своего шейха и, как итоге, в этой среде немало случаев семейных драм, поскольку жены хранят молчание, боясь проклятия «пира» Курбанали и осуждения окружения. Хотя сигналов в полицию о семейных скандалах предостаточно. И так, кто же такой Курбанали Ахмедов?
Курбанали́ Бакбулла́евич Ахме́дов, по данным википедии, родился в апреле 1955 года в Уртачирчикском районе Ташкентской области, является этническим узбеком.
Обучался в медресе Мири Араб в Бухаре. После распада СССР начал распространять свой тарикат в южном и северо-западном Казахстане (Шымкент, Тараз, Актобе), а также в регионах России с татарским населением (Орск). Был заместителем имама мечети «Убай ибн Кааб» (с 1992 года) в Паркентском районе Ташкентской области. С 1994 года проживал в Казахстане и России. В 1996 году Курбан-Али начал появляться на телевидении Казахстана (при полном игнорировании со стороны узбекских медиа) и проповедовать суфизм. Сегодня он суфийский шейх (пир), видный деятель Накшбандийского тариката (муджаддидия-хусайния) в Средней Азии.
В 1998 году КНБ Казахстана раскрыл деятельность радикально-исламской общины в Кызылорде, руководителем которого оказался Курбан-Али Ахметов. Центром общины было село Ширкейли в Кызылординской области, куда приезжали вести проповеди многие пиры из соседнего Узбекистана. Всего в накшбандийской общине «тарикатшылар» состояло около сотни жителей южных регионов Казахстана. Никаких особых мер против последователей Курбан-Али предпринято не было, за исключением официального предупреждения от властей, а сам Курбан-Али был выдворен в Узбекистан.
В 1999 году Курбан-Али Ахметов был задержан уже на территории Узбекистана, в кишлаке Каракалпак в Ташкентской области. При обыске в его доме нашли листовки запрещённой в Узбекистане партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Сначала Курбан-Али осудили на 15 суток административного ареста, затем, в 2000 году, он был приговорён к 9 годам лишения свободы (статья 159 часть 3 пункт «б» и статья 244-1 часть 3 пункт «а» УК РУ). После рассмотрения кассационной жалобы срок заключения был сокращён до 3 лет, а в 2001 году Курбан-Али Ахметов был амнистирован и вышел на свободу.
В декабре 2014 года в узбекской газете «Даракчи» появилась критическая статья об Ахмедове, чьи «халифы» начали появляться в Ташкенте. Накшбандийский пир был обвинён в неверии и язычестве (ширк) из-за того, что в книге «Рухнама» он назвал себя «полюсом» («кутб») и «властелином миров». В статье с досадой констатируется тот факт, что в Узбекситане есть группа людей, считающих Ахмедова «пиром» и слепо следующих за ним.
По последним данным, деятельность Курбан-Али Ахметова наиболее активна в казахстанском городе Тараз, где им была основана организация «Ислам шапагаты» (полное название «Просветительное общество Ислам шапағаты (Шафағатул Ислам)»). Религиозное объединение занимается изданием газеты «Хақ жолы» (рус. Путь истины) на казахском и русском языках.
Курбан-Али является последователем накшбандийского шейха Ибрахимджана Маматкулова (Хазрат Ибрахим, узб. Ibrohimjon Mamatqulov, 1937—2009) из Коканда. Принадлежит к течению муджаддидия-хусайния, шейхи которого ведут свою духовную цепь преемственности от индийского богослова Ахмада Сирхинди (имам Раббани, 1564—1624), автора известного труда «Мактубат», и накшбандийского шейха Мухаммада Хусайна из Бухары (ум. в 1833 или 1834). Муджаддидия-хусайния является одной из редких накшбандийских линий, выживших при советской власти. После распада СССР представители этого течения стали самыми многочисленными из числа накшбандитов в Узбекистане — к концу 1990-х годов у Ибрахимджана Маматкулова насчитывалось около тысячи мюридов (ученики), а количество простых почитателей (мухлис) было гораздо больше. Кроме того, Курбан-Али для завоевания авторитета воспринял и ясавийское учение.
При жизни шейха Ибрахимджана Курбан-Али Ахметов был вторым по значимости человеком в тарикате, но после его смерти 2009 году произошёл раскол среди лидеров казахстанских накшбандитов в лице Курбан-Али и Наср ад-дин-ишана. Оба стали претендовать на титул ишана. Сейчас Курбан-Али является «халифом» Южно-Казахстанской и Жамбылской областей Казахстана.
Другой псевдосуфий
После развала Советского Союза в Казахстан из Афганистана в 1997 году переселился этнический казах Исматулла-максум, сын Абдалгаффар-максума. Учение Исматуллы-максума джахрия (накшбандийское течение, основанное китайцем-хуэй Ма Минсинем в XVIII веке в Ганьсу) получило распространение в посёлке Карасу Жетысуского района Алма-Аты. Однако в 1999 году мечеть этого течения была закрыта из-за отсутствия регистрации в Духовном управлении мусульман Казахстана, а сам Исматулла-максум был выдворен из страны. В 2000-годах эта группа возобновила свою деятельность в районе Мамыр города Алма-Аты. Количество последователей джахрия в городе составляет около 1 тыс. человек, халифом Исматуллы-максума является Нарымбай Разбекулы. Члены группы пытались открыть благотворительный фонд «Шакарим», было основано общественное объединение «Сенім. Білім. Өміp» (рус. Вера. Знание. Жизнь) с 17 филиалами и 16 отделениями. Действует вокальная группа «Ясави», издаётся еженедельная республиканская газета «Үш қиян».
Об Исматулле Абдыгаппаре и «зикршилер» было написано много статей. Особенно про их задержания и осуждения на длительные сроки. Но, несмотря на недавнее освобождение из мест заключения, Исматулла уже успел отправить воззвания некоторым президентам. Видимо, его статус не позволяет говорить с людьми ниже уровня президентов?
Неясно одно – кто и зачем позволяет псевдошейхам проповедовать в нашей стране сомнительные учения. Очевидно, это вопрос к спецслужбам и ДУМК…
Турарбек Хусаинов
Комментариев пока нет