Борис Джонсон возвращается к работе
Список так называемых «системообразующих» предприятий для очередной порции господдержки вызвал широкое возмущение не только среди тех, кто не попал в него, но и тех, кто следит за кризисными действиями властей. Список «избранных» еще раз напомнил о конфликте интересов в НПП Атамекен между корпоративным бизнесом и малыми и средними предприятиями. «Это выглядит как плевок в лицо всем предпринимателям и населению страны» — заявил Союз промышленников и предпринимателей в своем вчерашнем обращении к правительству.
Их возмущение вполне понятно: из 360 предприятий в списке 218 это строительные компании основной деятельностью которых является строительство элитного жилья. Причем 80 компаний принадлежат одному лицу. 86 компаний – в сфере торговли и аренды недвижимости, 26 – транспортных, 15 – энергетических и всего 5 – горнодобывающих. И ни одного производственника.
«Правительство вместо того, чтобы помочь реальным производственным предприятиям хочет потратить миллиарды на поддержку строителей премиум-жилья, энергетики и тепловиков, которые являются монополистами и за счёт высоких тарифов не испытывают большой нужды. Такие подходы государственных органов считаем недопустимыми и дискредитирующими государственные органы власти в стране» — уверены «El Tiregi».
Истоки
О намерении создать «список приоритетных для господдержки предприятий» впервые было сообщено почти три недели назад, причем идею эту озвучил глава НПП «Атамекен» Абылай Мырзахметов. Это было сделано 8 апреля в ходе онлайн-заседания комитета обрабатывающей промышленности НПП, председатель правления которой подчеркнул, что он будет в том числе «по тем отраслям, которые не попали в число пострадавших напрямую в условиях карантина». Как говорится, запомните эти слова.
Так же г-н Мырзахметов, если верить сайту InBuisness.kz (https://inbusiness.kz/ru/news/v-kazahstane-budet-sozdan-spisok-prioritetnyh-dlya-gospodderzhki-sistemoobrazuyushih-predpriyatij), сказал: «Мы ставим вопрос по расширению видов отраслей, которым должны предоставляться меры поддержки в виде доступа кредитным отсрочкам, пени, штрафам и налогам. Специфичные вопросы, которые беспокоят коллег с обрабатывающего сектора – это сырье и сбыт». Он привел в пример российский опыт по созданию списка системообразующих предприятий, сославшись и на позицию правительства. Далее цитата, которая важна для понимания ситуации: «Мы считаем, что, наверное, с недропользователями, банками, монополистами правительство отдельно работу должно вести, потому что у недпропользователей имеются трудности, но девальвация играет на них. А кто работает на внутреннем рынке, девальвация наоборот работает на ухудшение обрабатывающего сектора, поэтому мы считаем, что с ними нужно отдельно работать. Крупный бизнес во внесырьевых секторах тоже необходимо включить в этот список, по нему уже точечно, либо на него распространить меры, если это не недропользователи, сырьевой сектор, монополисты, которые уже приняты в отношении МСБ».
Стоит отметить, что г-н Мырзахметов предположил, что о предприятиях, которые войдут в заветный список, возможно будет известно «на текущей неделе» (до 12 апреля, судя по моменту высказывания) и что «пока есть вопросы по критериям отбора». Вот этот вопрос, кого записать в счастливчики, оказался очень трудным. Это как будто у тебя дюжина ребятишек, а накормить досыта ты можешь только троих.
Чьих будете?
Но тут стоит напомнить главе «Атамекена» и открыть глаза всем другим на то, что критерии эти уже давно выработаны и определены. Еще в августе 2011 года вышел совместный приказ ряда министерств с вполне говорящим за себя названием «Об утверждении критериев отнесения предприятий к системообразующим». Некоторые его пункты весьма спорны и откровенно нелепы даже для тех, кто не очень хорошо разбирается в экономике, но критерии все же обозначены.
Правда, эти критерии разработаны в соответствии с посткризисными проектами правительства того времени, но за основу они берутся легко. Впрочем, тогда, девять лет назад, малый бизнес тоже не очень-то ощутил помощь, а основные куши достались банкам и различным ФПГ. На этот раз президент Токаев в самом начале пообещал обделить на этот раз банки. Но заодно он обещал послабления с коммуналкой и презентовал «дорожную карту» по созданию многих тысяч новых рабочих мест, а в итоге компенсацию за коммуналку получили далеко не все, а про рабочие места все успешно забыли. А вот экс-президент Назарбаев на последнем заседании Совбеза намекнул, что Нацфонд не бездонный, но эти слова были обращены скорее к простым смертным, чем к непростым смертным.
Но вернемся к нашему списку. Так как его уже стали активно обсуждать, а некоторые причастные стали активно отнекиваться от него, будем считать, что он не окончательный. К этому уже можно было привыкнуть за полтора месяца чрезвычайного положения, когда различные правительственные структуры, отдельные чиновники и члены Госкомиссии по ЧП противоречили друг другу и самим себе. Однако, сколько бы потом не переписывали и не редактировали данный список, первое впечатление от него довольно угнетающее.
Действительно, что в нем делают автосалоны и гольф-клубы? Как в «перерабатывающую промышленность» попала отверточная сборка морально устаревших машин? Почему счастливчиками стали мега-строительные корпорации и мега-торговые предприятия, которые и без того кормятся из бюджета в той или иной степени. И мы не откроем никакой тайны и вряд ли у здравомыслящего человека возникнет мысль, что мы распространяем заведомо ложную информацию или занимаемся клеветой (еще чего не хватало), если предположим, что основным критерием составления этого списка стали фамилия и (или) название учредителя предприятий-счастливчиков.
Мы не будем их называть – они и так у всех на слуху, да и называя одних, можно упустить других, что может вызвать обвинения в том, что мы кого-то покрываем. Здесь надо подходить к вопросу из общих интересов и существующих законов. Возьмем, например, Конституцию РК, пункт 4 статьи 26 которой гласит: «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается».
«Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» более четко расписывает эти нормы, но почему-то разработчики на них совершенно не обратили внимание. Например, на так называемые антиконкурентные действия, в число которых входит и предоставление отдельным предприятиям более выгодных и льготных условий для деятельности. Вообще, представляя этот список, нужно было указать методику, по которой он составлялся. Это основа основ в разработке подобных документов. Но этого сделано не было по вышеуказанным причинам.
Следите за руками
В принципе, это не новость – что отдельные фирмы вместе с их хозяевами оказываются равнее других. Такие вещи происходили всегда и везде, начиная с того, как президент (который Назарбаев) в былые времена чуть ли не лично раздавал «сестрам по серьгам» (их банкам по триллионам) и заканчивая закупками из одного источника в каком-нибудь районном акимате. Однако нынче времена не те.
Сейчас, в условиях чрезвычайного положения, все действия и, в особенности, бездействия властей стали проявляться особенно четко. Об этом говорит тот факт, что с открытой критикой создателей и лоббистов заветного списка (еще предстоит узнать, кто это был НПП, МНЭ, правительство или кто-то из Акорды и «Библиотеки») выступили те, кто ранее не был замечен в этом. Волна возмущения на этот раз была четко сформулирована и базировалась на конкретных претензиях, а не просто на эмоциях и протестных корнях.
Впрочем, эмоции и протестные начала здесь тоже немаловажны. Ведь, по сути, все понимают, что в слове «системообразующие» самым главным понятием является «Система», которая «прогнила вся». Другими словами, этот списком чуть ли не стал каплей, переполнившей чашу терпения и предпринимателей, и всего населения. Ведь ясно, что помогать олигархату в нынешнем положении опасно с точки зрения безопасности самого режима.
Можно предположить, что на днях, в связи с началом рабочей недели, многие госслужащие и придворные общественные деятели начнут возмущаться. Возмущения будут, конечно, с соблюдением социальной и политической дистанции, но вполне искренни. Интересно будет наблюдать, как НПП и МНЭ будут открещиваться от авторства списка «361», а в конце концов козлом отпущения станет какой-нибудь исследовательский институт, которому якобы сверху дали задание составить список, а «атамекеновцы» и члены правительства несмотря подмахнули его.
В общем, будем следить за развитием скандала, который может развиться в любую сторону. Интересно будет посмотреть и за реакцией тех, кто скидывался фонд в фонд, созданный елбасы, и поэтому оказался в списке «361», а теперь может оказаться «кинутым». Впрочем, Система своих не бросает – партия и правительство постараются возместить потраченные ими средства с лихвой, но уже другим способом. Следите за руками, как говорится.
Комментариев пока нет