Тажина наградили
Поддержать

Тажина наградили

Если Касым-Жомарт Токаев не имеет полномочий (что самое по себе нонсенс) вмешиваться в политическую сферу, то экономические реформы он провести может. Этого для его успеха более чем достаточно.

Главный ресурс экономики – это люди. Они же – хозяева и конечные бенефициары. Если им не мешать, они построят успешную экономику. Все, что требуется от государства, – создать условия, что означает принятие законов, соответствующих вызовов времени. Именно это стало одной из основ и гарантий успеха реформ в странах, успешно осуществивших глубокую реформу экономики. Приведу пару примеров. 

Идеологической основой реформ «Плана Эрхарда» в послевоенной Германии стало сочетание социальной рыночной экономики и регулирующей роли государства. Цель — достижение благосостояния для всех. Роль государства сводилась к определению приоритетов развития, надзору и созданию максимально благоприятного предпринимательского климата. Двумя главными принципами социальной рыночной экономики являются: «благосостояние для всех» и «благосостояние через конкуренцию».

Одним из первых шагов стало принятие антимонопольного закона, защищавшего свободную конкуренцию.

В 1947-1949 гг. была проведена аграрная реформа и принят закон о земельной собственности, сокративший число крупных юнкерских хозяйств. Основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким собственникам. Вопрос обеспечения страны продовольствием, остро стоящий в послевоенные годы, был полностью снят.

Параллельно в свободное плавание были отпущены потребительские цены. Регулировались лишь цены на некоторые виды продуктов. Опасения того, что цены взлетят в 2-3 раза, не оправдались; их рост составил несколько процентов

Закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен позволил отменить сотни разрешительных документов, предписаний, согласований, которые жестко регулировали экономическую деятельность и тормозили проведение реформ.

Решению вопроса свободного предпринимательства способствовали новая кредитная и налоговая политика, антимонопольные указы. Как результат уже через 15 лет главным субъектом социальной рыночной экономики Германии стал именно МСБ.

В 1950-ые годы значительно возросли объемы жилищного строительства, что дало импульс стремительного развития целому ряду производств. В короткие сроки был решен жилищный вопрос для миллионов германцев, оставшихся после войны без крыши. 

Если говорить об обнулении, то оно было проведено в Западной Германии 1940-х годах, названных «нулевыми», следующим образом. Была проведена валютная реформа (она нам не нужна): каждый совершеннолетний житель страны мог поменять только фиксированную сумму денег. Таким радикальным методом Л. Эрхард лишил накоплений небольшую группу тех, кто заработал благодаря заказам, в т.ч. военным, в предыдущие 15 лет. Таким образом, в 1948 году все жители Германии оказались поставленными в одинаковые условия. Это и было настоящее обнуление.

Полагаю, что такого радикального обнуления у нас никто не захочет (уже проходили). Нам необходимы другие меры по восстановлению социальной справедливости и возврату хозяину-народу богатства страны.

Говоря о помощи США в соответствии с программой Маршалла 1947 г. (за 4 года было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и технологий), следует помнить и о том, что Германии выплатила репарации объеме примерно 20 млрд долларов. То есть даже выплачивая миллиардные долги, при грамотном управлении можно стремительно поднимать экономику.

Почему у нас этого не было сделано? Потому что не ставили таких целей: ни поднимать экономику страны, ни выплачивать долги. 

План Дж. Доджа в Японии получил название «Обратного курса». Этот план предусматривал реформирование экономики Японии на основе либеральных ценностей, свободной конкуренции, ликвидации монополии и сохранении регулирующей роли государства.

При определении реформ авторы руководствовались целью – создать рыночную экономику с регулированием экономических процессов государством. Именно эта цель обусловила все принимаемые решения и меры. Следует помнить о том, что и власть, и бизнес определяли долгосрочные цели как для страны, так и для отдельных производств, ставя во главу угла интересы всей нации.

С целью демонополизации экономики в 1947 г. было принято антимонопольное законодательство, вводившее запрет на образование холдингов и монополистических объединений. Проблема была в том, что в 1947 г. 9 концернов контролировали треть акционерного капитала страны. Акции крупнейших холдингов закрытого типа были пущены в свободную продажу (величина покупаемых акций «в одни руки» – не более 1 %). Предпринятые меры привели к формированию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.

Земельная реформа, предпринятая в период с 1947 по 1950 годы, носила форму принудительного выкупа государством помещичьей земли с последующей ее продажей арендаторам. В результате земельной реформы количество собственников земли возросло на 70%. Эта реформа способствовала стремительному развитию земледелия и животноводства.

Новый формат был введен для промышленных, финансовых, бюджетных структур, созданы новые отрасли хозяйства, которые освобождались от излишних бюрократических процедур со стороны государства. Сокращение бюрократических операций привело к оптимизации административного аппарата предприятий и госчиновников, количество которых было сокращено на полмиллиона человек.

Что касается протекций, то, например, в 1950-ые гг. в машиностроении приветствовался импорт технологий при одновременном ограничении экспорта готовых автомобилей. И еще: иностранный капитал, ограниченный лимитом, получил право вложений в японскую автопромышленность только после 1970 года, когда автомобили японских компаний уже уверенно вышли за зарубежных рынок.

 

Свидетельством успеха реформ, предпринятых в Германии и Японии, является их нынешнее процветание. При этом значительные результаты реализуемых мер сказались достаточно быстро, спустя уже 5 лет.

Мы находимся в менее сложных условиях по сравнению с послевоенными Германией и Японией. Нам необходима четкая идеология реформ. Определение цели и задач: что нам необходимо преодолеть и исправить, чего мы хотим достичь, какие отрасли станут локомотивами экономики, способными повлечь за собой развитие целого ряда направлений жизнедеятельности государства. Ответы на эти вопросы сделают наши реформы осознанными и сосредоточенными на решении единых задач. В противном случае мы рискуем вновь бездарно растратить ресурсы. И, что страшнее, потерять время и шансы на возрождение экономики.

И еще: в Германии и Японии был духовный подъем всего народа, который был абсолютно уверен в стремлении своих политических и деловых кругов возродить страну. С духом все можно преодолеет и взять любые вершины. Сможет ли нынешняя власть возродить дух народа, сама оставаясь бездуховной? Сможет ли стать инициатором реальных реформ власть, не научившаяся заботиться о стране и переживать за ее будущее? Будет ли она поддержана деловыми кругами, привыкшими достигать лишь свои меркантильные цели? Готово ли чиновничество работать на благополучие народа без мысли о собственной выгоде?

Ответ мы получим очень скоро. А пока остается открытым вопрос: быть или не быть «Плану Токаева»?

Фото на обложке: nur.kz 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *