Рост проблемных активов может привести Казахстан к потере государственности
Казахстанская экономика стремительно превращается в огромный фонд проблемных кредитов. «Так живет весь мир», — скажете вы. И будете правы. Но для нас это может означать потерю государственности.

В конце 90-х в Казахстане был создан Фонд проблемных кредитов с благородной целью – улучшить качество банковского кредитного портфеля. Но сегодня, судя по всему, об этом уже мало кто помнит. Теперь он превратился в доходный бизнес для тех, кто скупает активы по дешевке, и в «братскую могилу» для неэффективных проектов, которых в нашей стране становится с каждым годом все больше и больше. К чему это приведет? Об этом мы побеседовали с финансовым консультантом Расулом Рысмамбетовым.
– Расул, что такое Фонд проблемных кредитов в мире и что такое ФПК в Казахстане? Каковы наши особенности?
– В свое время ФПК создали при Нацбанке, чтобы покупать у банков их проблемные активы. Это была своего рода централизованная компания для реструктуризации и сбора долгов. Все было логично. И прозрачно. Можно сколько угодно критиковать Нацбанк, но вся его отчетность доступна, в отличие от правительства. Поэтому ФПК забрало правительство и передало его в минфин – так было легче манипулировать активами, списывать их или продавать по дешевке. Дело в том, что реструктуризация в Казахстане как понятие не работает. Вернее, работает, но в интересах определенных лиц.
Наиболее ярко это иллюстрируют выкупы проблемных активов Казкома, БТА и Цесны – то есть проблемные активы ушли на баланс ФПК. Официально это подали под соусом спасения рабочих мест и депозитов населения. Но мало кто говорит вслух о том, что речь шла о десятках бизнес-центров, миллионах гектаров земельных участков, недвижимости и т.д. Я не исключаю, что это сегодня через «откаты» продается за половину рыночной стоимости. Поэтому ФПК сегодня – это «золотая курочка», и никто не собирается оздоравливать активы или заниматься реструктуризацией долгов. И речь идет о триллионах тенге после запуска таких предприятий.
– Ну может, это не так уж и плохо? Это тоже своего рода возвращение активов в экономику – лишь бы они начали работать.
– В ваших словах есть логика. Но есть нюансы. Во-первых, тогда ФПК должен быть не государственной, а частной компанией. Точнее, группой частных компаний, которым должны быть переданы госактивы. Но и это тоже нужно делать только после того, как будет проведен аудит одной, а лучше двумя международными аудиторскими компаниями. Мы не можем вот так просто взять и вновь отдать огромную часть казахстанской экономики за половину стоимости отдельно взятым лицам, как это происходит сейчас. Потому что, не исключено, что как раз именно эти люди до этого эти предприятия и завалили.
ФПК сегодня нуждается в принципиально новой концепции. В свое время была идея его продать крупным международным управляющим компаниям, чтобы вложить туда средства фондов уровня Темасек. Но правительство не пошло на это предложение.
– С учетом того, что ФПК превратился в братскую могилу для неработающих производств, почему правительство не продало его?
– Потому что проблемные кредиты в экономике Казахстана не исчерпываются ФПК. Есть еще Инвестиционный фонд, НУХ Байтерек, есть проблемные активы у ФНБ Самрук-Казына, есть NPL банков, и даже СПК – это маленькие районные фонды. И это не считая огромного квазигоссектора типа КТЖ, КМГ, ОХК… Вся экономика Казахстана накрепко опутана взаимными долгами, невозвращенными долгами и ни один уважающий себя инвестор просто не решится даже начать распутывать этот клубок.
А если государство начнет его распутывать, то среди создателей проблемных займов в ФПК вы найдете немало участников списка казахстанского Forbes. Фактически, это мешок компромата на олигархов.
Львиная доля экономики страны – это проблемные кредиты. Мы все друг другу должны и платит за все это Нацфонд и ЕНПФ, а точнее мы с вами — народ. И это нормально на первый взгляд. Так живет весь мир. Но проблема в том, что мы живем за счет нефти, металлов и немного сельского хозяйства. Но во всех этих отраслях сейчас очень непредсказуемая ситуация и у нас нет другой экономики, куда бы эти деньги могли бы плавно перейти. И в этом наше главное отличие от продвинутых экономик мира – мы не так диверсифицированы.
Хотя на самом деле, заниматься реструктуризацией – это всегда хороший бизнес. Казахстан нуждается глобальной в реструктуризации внутренних долгов. Потому что иначе цена может оказаться слишком большой. Посмотрите, кто должен ЕНПФ. Не все заемщики ЕНПФ кризисные, но часть из них плывут благодаря ЕНПФ.
| Стоимость на дату покупки, в млн.тенге | Текущая стоимость в млн.тенге | |||
|
ЦБ организаций РК |
2,990,658.04 |
3,287,630.70 |
||
|
2.1 |
АО Банк ЦентрКредит |
61,024.01 |
64,277.61 |
|
|
2.2 |
АО Народный сбер банк Казахстана |
478,156.26 |
605,341.00 |
|
|
2.3 |
АО Банк Bank RBK |
55,166.04 |
59,656.08 |
|
|
2.4 |
АО Нурбанк |
20,545.48 |
19,515.24 |
|
|
2.5 |
АО АТФБанк |
143,043.34 |
149,835.00 |
|
|
2.6 |
АО Kaspi Bank |
187,489.83 |
192,501.43 |
|
|
2.7 |
АО Евразийский банк |
13,650.38 |
14,144.46 |
|
|
2.8 |
АО AsiaCredit Bank (АзияКредит Банк) |
9,987.23 |
10,286.58 |
|
|
2.9 |
Дочерний Банк АО Сбербанк России |
8,023.32 |
8,031.49 |
|
|
2.10 |
Дочерний банк АО Альфа-Банк |
7,500.00 |
7,578.39 |
|
|
2.11 |
Дочерний банк АО Хоум Кредит энд Финанс Банк |
12,553.48 |
13,355.10 |
|
|
2.12 |
АО First Heartland Jysan Bank |
37,597.46 |
39,652.39 |
|
|
2.13 |
АО «ForteBank» |
63,584.92 |
69,062.95 |
|
|
2.14 |
АО Аграрная кредитная корпорация |
39,979.01 |
40,995.51 |
|
|
2.15 |
АО Банк Развития Казахстана |
254,714.37 |
301,209.66 |
|
|
2.16 |
АО Нац управляющий холдинг КазАгро |
621,757.62 |
675,795.73 |
|
|
2.17 |
АО Ипотечная организация Казахстанская Ипотечная Компания |
10,733.03 |
11,227.57 |
|
|
2.18 |
АО Нац управляющий холдинг Байтерек |
108,050.00 |
110,947.73 |
|
|
2.19 |
АО Казахстанский фонд устойчивости |
143,836.99 |
145,706.87 |
|
|
2.20 |
АО Нац атомная Комп Казатомпром |
60,600.19 |
82,935.97 |
|
|
2.21 |
АО Нац Комп Казахстан темір жолы |
244,049.12 |
255,549.25 |
|
|
2.22 |
АО АстанаГаз КМГ |
79,000.00 |
95,276.19 |
|
|
2.23 |
АО Казахтелеком |
43,117.59 |
49,879.70 |
|
|
2.24 |
АО КазТрансОйл |
10,254.08 |
9,448.09 |
|
|
2.25 |
АО KEGOC |
85,376.31 |
100,169.07 |
|
|
2.26 |
АО СевКазЭнерго |
5,000.00 |
5,244.44 |
|
|
2.27 |
АО Фонд Нац благосостояния Самрук-Казына |
75,994.38 |
81,997.61 |
|
|
2.28 |
АО Fincraft Resources |
18,070.35 |
5,479.28 |
|
|
2.29 |
АО Dosjan temir joly |
10,355.25 |
14,185.82 |
|
|
2.30 |
АО АБДИ |
3,405.19 |
384.65 |
|
|
2.31 |
АО Атамекен-Агро |
14,705.45 |
2,023.57 |
|
|
2.32 |
АО Кселл |
36,025.85 |
41,256.04 |
|
|
2.33 |
АО БАЯН СУЛУ |
1,097.48 |
1,700.35 |
|
|
2.34 |
АО KazTransCom |
337.33 |
562.48 |
|
|
2.35 |
АО Холдинг КАЗЭКСПОРТАСТЫК |
25,876.70 |
2,417.40 |
|
(источник – сайт ЕНПФ, раздел Развернутая структура портфеля)
Как мы видим, ЕНПФ активно снабжал ликвидностью банки второго уровня, как в марте 2015 года и предлагал председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов. Однако, далеко не все вложения ЕНПФ были логичными, рыночными и прибыльными. ЕНПФ финансировал и в КазАгро и кризисный КТЖ, а также деньгами пенсионеров рисковали в банках, у которых нет инвестиционного рейтинга. Тут и другие игроки, которые должны бы сами зарабатывать деньги, а не получать их у ЕНПФ – Казатомпром, Самрук-Казына, Казэкспортастык. Есть даже Казахстанский фонд устойчивости (это наши ипотеки со стабзаймами для банков).
И это далеко не все проблемные активы в нашей экономике. Например, взять ФПК – он стоит около 1 млрд долларов, ИФК –одно время стоил около 100 млн долларов, NPL банков второго уровня – при портфеле в 15 трлн тенге, при нынешней траектории экономики может быть и 30%, что составляет 5 трлн тенге. СПК в регионах – наверное, не менее 2-3 млрд долларов, если принять во внимание их активы, с потенциалом профессионального использования.
Итого, навскидку, в экономике может находиться 15-20 млрд долларов активов, на которые у государства не хватает денег для развития. И нередко мы видим, как их отдают за бесценок, «своим» людям.
На наших глазах идет эпический «дембельский аккорд» распила. И все это не считая того, что рано или поздно банки столкнутся с ростом NPL. И очень скоро карета может превратиться в тыкву. И не факт, что государство сможет еще раз поддержать штаны банков.
– И что из этого следует?
– Из этого следует, что у нас есть очень реальная перспектива «слить» свою экономику. Впрочем, это уже произошло. И давно. Нефтянку уже давно контролирует Китай и немного США, а металлы – Россия. Теперь осталось дожевать остатки экономики и поверьте, никто ими не поперхнётся. Зато кому надо сохранят свои позиции и деньги. В конце концов, у них всегда есть альтернатива опять уйти фактически младшим партнером под Россию или Китай – на условии сохранения позиций.
Конечно, я с 90-ых годов сам читал – «экономика дышит на ладан» — однако мы сейчас в 2021 году. События никогда не разворачиваются в ключе, как это прогнозируется. Всегда есть возможность вытащить ситуацию. Поэтому озвучиваемые мной риски – это скорее крайний исход событий.
– Есть ли вероятность массовых банкротств предприятий?
– Банкротство очень сложная процедура, поэтому у нас чаще предпочитают идти по пути рефинансирования. Поэтому массовых банкротств не будет. По самым скромным подсчетам стоимость восстановления экономики – это как раз 15-20 млрд, долларах. Куда пойдут эти деньги? На создание новых активов вместо реанимации старых, что было бы более разумно. Прямо сейчас государство ищет деньги для сотен, а то и тысяч неработающих предприятий. И все это от неправильной концепции привлечения инвестиций. Когда мы просим деньги на проекты, инвестор понимает, что эти активы довели до кризиса мы сами. Поэтому осторожные инвесторы нам в руки деньги не дадут.
Деньги дают только под управляющие/операционные компании. Например, если у вас есть участок земли, вы ищете девелопера, а он ищет профессионального застройщика, а он ищет хороший цемент и так далее. Никому не интересно вкладывать в нас, лишь только потому что мы Казахстан.
– Сейчас государство собирается создать мега-ФПК, объединив его с Инвестиционным фондом и Казагро. К чему это может привести?
– Есть опасение, что они не знают, что со всем этим делать, поэтому идет сворачивание квазигоссектора – чего, кстати, мы всегда требовали. Вот… президент пошел навстречу.
Но к сожалению, у нас очень мало профессиональных управляющих. Поэтому некоторым проще реализовать схему расхищения проблемных активов, а не их оздоровления. Что касается объединения КазАгро с Байтерек – хотелось бы сначала посмотреть на результаты аудита КазАгро, прочесть досье их заемщиков, взглянуть, куда ушли эти деньги.
К сожалению, на волне сырьевой выручки, мы, как государство, редко занимались созидательным трудом. Даже нефть и металлы добывают кто угодно, только не мы сами. Фактически наша экономически-мускульная система немного деградирует – только недропользование как сердце гоняет туда-сюда кровь. Впрочем, большего никогда и не требовалось – только тратить деньги, осваивать.
Поэтому, есть два варианта – ждать, когда сердце остановится и все страна уйдет под внешнее управление. Второй вариант – самим пригласить диверсифицированный пул управляющих компаний и воспитать своих госменеджеров. Или мы делаем внешнее управление под нашим контролем, или внешнее управление все равно приходит, но уже без нашего контроля.
– А есть фантастический вариант, что мы осознаем масштабы бедствия и начнем сами расчищать авгиевы конюшни?
– Вот как раз, когда мы сейчас говорим об этом, это и есть попытка осознать масштабы бедствия. Казахстанская экономика так устроена, что 30% минимум находится в тени. И это нас спасает. Но если мы все-таки хотим стать государством, а не союзом областей, то нужно искать новых богатых людей. И думаю, они находятся в регионах. Список Форбс, боюсь, уже себя дискредитировал. Да, у нас акимы назначаются, часть олигархов – тоже, но в регионах есть достаточно сильные игроки, хорошие активы, которые стараются держаться ниже радаров во избежание рейдерства.
Это то, что попытается сделать Токаев – или перевербует старые элиты, или создаст новые. Мы одновременно в многообещающей и сложной региональной обстановке, между экспансивными и достаточно агрессивными Россией и Китаем. Нам еще повезло, что США заняты собой, а ЕС тоже. И очень хорошо, что никоновы и Си давят на нас. Может это нас хоть как-то мобилизует. Иначе, если мы потеряем независимость — история не даст нам еще одного шанса. Исторический опыт показывает, что никто не теряет независимость за день или за месяц. Процесс потери суверенитета достаточно малозаметный и виден лишь в исторических книгах. Поэтому нам надо понять – сможем ли мы реструктуризировать себя, сесть и договориться, что у нашей страны есть свое будущее, а не навязанное нам.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.