English version

Тетя Мотя или Матильда в Казахстане – без пожаров, но и без смысла

Новости общества — 26 октября 2017 00:00
0 -1

Сегодня на казахстанские экраны выходит самый скандальный фильм года «Матильда», который наделал много шума задолго до своего официального релиза. Картина стала поводом бесконечных разбирательств, угроз жизни режиссеру Алексею Учителю и даже поджога автомобилей у его офиса. Так называемые российские православные активисты угрожали поджигать кинотеатры, где будет показан фильм. Депутат Госдумы Наталья Поклонская написала 49 заявлений в российскую Генпрокуратуру, и требовала аннулировать прокатное удостоверение фильма, который якобы оскверняет память последнего российского императора. Ажиотаж был настолько велик, что о фильме узнали далеко за пределами России. Волна докатилась и до Казахстана. Директор киносети «Арман» Бауржан Шукенов рассказал, что получил электронный призыв отказаться от проката фильма от «граждан Российской Федерации, православных верующих».

 

Изображение 1 для Тетя Мотя или Матильда в Казахстане – без пожаров, но и без смысла

 

«Откажитесь от «Матильды» – отойдите подальше от этой грязи. Не зарабатывайте деньги ценой гибели собственной души и душ тех, кого вы соблазните этим ритуальным повторным цареубийством», — говорилось в письме.

Авторы приводили слова священника Всеволода Чаплина о том, что, «если покажут «Матильду», Россия погибнет», и призывают задуматься о своей вечной участи

Дошло до того, что разрешение на прокат фильма в Казахстане выдавало, по сути, министерство культуры и спорта. Специально для чиновников из Министерства культуры и спорта РК и экспертов из Министерства по делам религий и гражданского общества даже состоялся отдельный показ картины.

«Решение о прокате фильма в Казахстане было принято после просмотра, на основании понимания контента. Я рад, что на него не повлияло информационное поле, сложившееся вокруг «Матильды». Конечно, это не семейное кино. Это фильм для взрослой, думающей аудитории», — рассказал генеральный директор компании «Меломан» Вадим Голенко.

И вот, после того, как было сломано столько копий, мир содрогнулся от возможности появления «Православного государства», готового бороться с «кощунниками», посмотревшими «Матильду» ,а Наталья Поклонская чуть ли сама не замироточила вместе с бюстом Николая Второго, картина все-таки вышла в прокат. И о ужас, но надо признать, что Поклонская была права, это действительно очень плохое кино.  Но не в том смысле, о котором говорила бывший крымский прокурор, утверждая, что он оскорбляет чувства верующих и бездуховный. Дело в том, что он очень плохо сделан с художественной точки зрения и крайне далек от исторической достоверности, даже не учитывая топорную и крайне безыскусную игру актеров. Если сравнивать эту картину Учителя с его же «Космосом как предчувствие», то «Матильда» проигрывает во всем – в драматургии, в образах, а главное в диалогах, они в фильмы слишком банальные и неправдоподобные, так не говорят, даже царские особы.

Главная же беда картины – отсутствие целепологания, о чем кино и для чего. Если это историческое полотно, то откуда такое количество вымыслов с включением в якобы реальную историю не существовавших в природе людей, типа сумасшедшего графа Воронцова преследующего Матильду Кшесинскую, которую император ласково называет Мотя, и некого полоумного немецкого доктора, над этим Вороноцовым всячески измывавшегося.  Если режиссер решил показать красивую любовную историю с допущениями, то зачем ей было придавать элементы достоверности, с конечными титрами о судьбе Кшесинской и царской семьи.

Но, пожалуй, главное прегрешение Учителя против истины – это попытка показать Николая Кровавого, как его прозвали современники, эдаким мучеником за Отечество, который готов пожертвовать любовью всей своей жизни, соответственно Матильдой, ради России

В действительности, нет никаких исторических документов, доказывающих что Николай Второй, имел намерение жениться на Кшесинской и отказаться от престола ради балерины. То, что он ее пользовал, писал любовные письма – это да, факт неоспоримый, но не более. Собственно, среди знати того времени легче было найти мужчину, который не переспал с Кшесинской, чем наоборот. Увы, но таковой была участь красивой талантливой женщины в то время, хотя и сейчас, судя по истории с голливудским продюсером Вайнштейном, мало что изменилось. Очевидно, что Николя никогда бы не отказался от престола ради женщины, которую даже сдержанная Майя Плисецкая открыто называла впоследствии «проституткой».

Собственно, в тех самых письмах, которых, как стало понятно, Учитель не читал, сама Кшесинская открыто пишет, что скоро им с Николя придется расстаться, так как его участь править Россией. Поэтому, конечно, речь не шла не о большом чувстве, а о пусть и серьезном, но увлечении. Теми чертами, которыми режиссер наделил последнего русского императора, судя по историческим хроникам, он никогда не обладал, был крайне бездарным правителем, приведшим империю к краху. О возвышенности в его случае речь идти не могла, общеизвестны его в том числе садистские наклонности, в своих дневниках Николай Кровавый подробно документировал, как он убивал животных, в особенности кошек, истребив за свою жизнь 20 тыс. не в чем неповинных животных.

 

Вот некоторые характерные записи в его дневниках.

«В 11 часов поехали к обедне и завтракали со всеми. Принял морской доклад. Гулял с Дмитрием в последний раз. Убил кошку».

«Сделал хорошую прогулку с Мишей, убил ворону Гулял долго, убил ворону Гулял и катался в «Гатчинке». Убил ворону. Катал Аликс в парке; Татьяна гуляла с нами. Убил 2-х ворон. Охота была весьма удачная — всего убито 879 штук»

Фильм подавался как главное полотно к столетию революции 1917 года, но ничего повествующего о том, что к ней привело в нем нет, зато есть попытка представить Николая Второго хоть и живым человеком со страстями, но вполне благообразным. Ничего в картине не говорится о бездарной русско-японской войне, проигранной Николя, о том, как он без никакой надобности вверг Российскую империю в пучину Первой мировой войны, обернувшейся колоссальными тратами и человеческими жертвами, по сути и приведшей к краху монархии.

Нет в нем ничего о расстреле сотен людей, выходивших на стачки. Сотни бастующих рабочих погибли или были искалечены при расстрелах в 1897 г. в Домброве; в 1899 г. в Риге; в 1901 г. на Обуховском заводе в Петербурге; в 1902 г. в Ростове; в 1902 г. на станции Тихорецкой; в 1903 г. в Златоусте; в 1903 г в Киеве; в 1903 г — в Екатеринбурге, в 1904 г — в Баку; в 1905 г — в Риге; в 1905 г — в Лодзи; в 1912 г — на Ленских приисках. Ничего не говорится о знаменитом «Кровавом воскресенье».

«Кровь и мозги рабочих забрызгали мостовую, мощеную их же руками», — писали тогда подпольные газеты.

Ни о чем подобном фильм не повествует, в нем вообще словно нет места рефлексии. Пожалуй, единственная сцена, где есть хотя бы какая-то попытка отойти от слащавой псевдоромантической истории и взглянуть в лицо исторической правде — это демонстрация ходынской трагедии, когда в ходе давки во время коронации Николая Второго погибло больше тысячи человек. Но и здесь Учитель решил серьезно погрешить против истины, представив императора страдальцем, который не хотел крови и отдал приказ всех погибших похоронить чин по чину и раздать их семьям компенсации. Деньги действительно давали, но не из-за пущего царского благородства, а из-за страха перед гневом родных погибших и желания замолчать эту трагедию. Есть в фильме и откровенная ложь, когда якобы император распорядился никого из погибших не хоронить в братской могиле, а опознать каждого и захоронить отдельно. В действительности же большинство людей было захоронено как раз-таки в братской могиле.

 

Вот как сам Николай описывал свои впечатления от трагедии на Ходынке.

«В 12 1/2 завтракали и затем Аликс и я отправились на Ходынку на присутствование при этом печальном «народном празднике». Собственно, там ничего не было; смотрели из павильона на громадную толпу, окружавшую эстраду, на которой музыка все время играла гимн и «Славься». Переехали к Петровскому, где у ворот приняли несколько депутаций и затем вошли во двор. Здесь был накрыт обед под четырьмя палатками для всех волостных старшин. Пришлось сказать им речь, а потом и собравшимся предводителям двор. Обойдя столы, уехали в Кремль. Обедали у Мама в 8 ч. Поехали на бал к Montebello. Было очень красиво устроено, но жара стояла невыносимая. После ужина уехали в 2 ч.»

Поэт Константин Бальмонт в 1906 году написал стихотворение «Наш царь», в котором присутствовали слова «Кто начал царствовать — Ходынкой, Тот кончит — встав на эшафот», впоследствии оказавшиеся пророческими.

Но, если вы думаете, что это кино про правду, то нет, ничего из перечисленного в фильме нет, а есть красивая почти голливудская история. Учителя даже можно понять. Если столь сервильный фильм подвергся таким нападкам, то страшно представить, что было бы, если кто-то решился снять честное кино о событиях, приведших к февралю 1917 года.

В современной России пока историческая рефлексия невозможна, поэтому придется довольствоваться псведовымыслами о красивом царе и его чистой любви


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.