Сюрпризы для Киндеров
Поддержать

Сюрпризы для Киндеров

Безусловное преимущество нового поколения – нацеленность на образование, что является мировой тенденцией: большинство молодых людей в мире сейчас образованы лучше, чем их родители. Мировой финансовый кризис затронул практически все сферы нашей жизни. Повлиял он и на развитие рынка образования в силу снижения платежеспособности населения, нуждающегося в образовательных услугах. Кризис не мог не отразиться на образовательных планах некоторой части нашей молодежи. Связано это прежде всего с возникшими финансовыми проблемами, с оплатой образования. «Денег нет платить за учебу»; «не хватает денег на обучение»; «труднее стало оплачивать обучение»; «личный бюджет уменьшился»; «финансовые затруднения» – вот наиболее часто встречающиеся ответы наших студентов, которые руководству вузов приходится слышать последние год-полтора.


Ряд вопросов в системе образования, которые стояли до сих пор, кризис обострил. Один из них – невостребованность многих выпускников. Кто первым оказался на улице? Дипломированные «специалисты», уровень подготовки которых не выдержал требований времени. Кризис сегодня дает возможность исправить структурную диспропорцию, которая сложилась: разумно уменьшить число невостребованных специалистов в пользу конкурентоспособных. Кризис создал более жесткие условия трудоустройства наших выпускников, поскольку перевел в статус соискателей рабочих мест не только их, но и людей, уже имеющих опыт работы.
Финансовый кризис породил сокращения персонала во многих компаниях, замораживание проектов и, как следствие, отсутствие потребности в наборе новых людей. На рынок вакансий выплеснулось много специалистов. Однако именно кризис дал новые возможности образовательному пространству. Сегодня можно наблюдать и не характерные для кризисных явлений процессы. Люди, лишившись по тем или иным причинам своих основных рабочих мест и вынужденно получив таким образом «свободное от работы время», направили свои усилия в пользу образования. Это и получение второго высшего образования, и повышение квалификации по направлению магистратуры, и, конечно же, программы бизнес-образования МВА. «В кризис нужно вкладывать деньги в образование» – это, несмотря на многие трудности, та фраза, которую нам, преподавателям, к счастью, доводится слышать от студентов, чаще заочников.
Отрадно, что политика многих частных вузов при приеме студентов в 2009 году оказалась как никогда социально ориентированной. В условиях кризиса не стоит повышать цену за обучение – напротив, лучше устанавливать скидки для сильных студентов. В этом во многом проявляется социальная ответственность бизнеса в системе образования.
Кроме того, весомой поддержкой в сложный период явились государственные программы антикризисных мероприятий. Студенты частного платного образования в 2009 году как никогда ранее смогли в «реальности ощутить», что же такое государственные дополнительные образовательные гранты. Согласно постановлению Правительства РК, в 2008/09 учебном году они выделены для студентов платных отделений вузов, начиная с третьего курса. Гранты присуждены студентам очного отделения как государственных, так и частных вузов. На эти цели направлено более 3,5 млрд тенге.
Называя нынешний кризис «финансово-экономическим», мы невольно большую долю ответственности за него возлагаем именно на экономистов вообще и финансистов в частности. Поэтому подготовка кадров – задача крайне важная, решать ее нужно с самого начала: как только будут запущены реформы в посткризисный период, сразу создавать, развивать и поддерживать соответствующую систему подготовки кадров.
Задача системы образования сегодня сложнее, чем когда бы то ни было. Сегодня мы готовим для экономики не просто специалистов, а тех, кто в будущем должен постараться не допустить подобных кризисов в экономике и обществе в целом.
Наступили такие времена, когда возможность хорошего трудоустройства выпускника вуза напрямую будет зависеть от того, к чему его готовили во время учебы. И поскольку сложившаяся система профессиональной подготовки в первую очередь формирует знания, очень важно совмещать такое обучение с более активной деятельностью (пассивно слушая лекции, нельзя научиться проектировать или разрабатывать бизнес-планы). То есть привлекать работодателей к участию в учебном процессе. Такой синтез поможет студентам получить настоящую профессию и найти потом работу. Мы видим, что выпускники, начавшие трудиться курса с третьего, гораздо легче находят работу, чем те, кто занимался одной учебой.
В итоге мировой финансовый кризис вполне может подтолкнуть казахстанское образование к тем изменениям, которые обозначило само время. Уже сегодня Министерство образования внедряет такие стандарты, которые позволят вузам обучать тому, в чем действительно нуждается экономика.
Кризис есть своего рода момент истины, когда кардинально изменяются и обновляются экономические механизмы и управленческие решения. Кризис – это точка отсчета, с которой начинается новый этап развития. Кризис может отбросить назад, но может и дать импульс для качественного рывка вперед.
Мы все осознаем, что образование – ключевой фактор экономического и социально-политического развития общества. В условиях кризиса эта роль существенно возрастает. Каждой стране нужны хорошо подготовленные кадры, способные обеспечить экономический рост на основе продуманной стратегии развития и инновационных технологий. Кроме того, система образования, при правильной политике в этой сфере, может стать важным фактором социальной стабильности.
От нас, от нашей работы зависит, куда пойдет развитие, каким будет завтрашний день. Как говорит казахская пословица, ничто не дальше вчерашнего дня, ничто не ближе завтрашнего.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *