Вступление в ВТО остается нашим приоритетом
— Совсем недавно Казахстан активно собирался вступать во Всемирную торговую организацию, но потом внезапно ориентир был взят на Таможенный союз, а ВТО отошла на задний план. Поправьте, если это ошибочное мнение. Тем более что переговоры с ВТО от нашей страны вели вы. — Помнится, что в момент запуска ТС лидеры трех стран-членов говорили о совместном вступлении в ВТО. Говорилось, в частности, что это заведомо даст преимущества в переговорном процессе. Но, как известно, затея не удалась. В чем причина? И почему, например вы, не предвидели ситуацию, что ВТО отвергнет такой подход? — Так или иначе, теперь три страны вернутся к самостоятельным переговорам с ВТО. Но как это будет соизмеряться с реалиями уже существующего Таможенного союза? Не получится ли так, что Россия поставит Казахстан и Беларусь перед свершившимся фактом: таможенные границы-то открыты, и нам придется вступать в ВТО на российских условиях? Наконец, россияне гораздо ближе нас к вступлению в ВТО. — Когда реально Казахстан может стать членом ВТО? — Сейчас много опасений высказывается насчет членства Казахстана в Таможенном союзе, в который входят всего три страны, причем с довольно близкими уровнями экономического развития. Что будет, когда мы окажемся в ВТО, где уже совсем другие игроки? — Недавно одобренная Программа форсированного индустриально-инновационного развития обещает стать главным документом, по которому Казахстан будет развиваться в ближайшие годы. Тот же Таможенный союз будет способствовать реализации ФИИР или наоборот? Хотелось бы услышать конкретные аргументы, а может быть, и цифры. — Но при вступлении в Таможенный союз тоже говорилось о массе плюсов этого шага для Казахстана. Признаться, обещанные плюсы пока не сильно-то и ощущаются, а вот минусы — да. Может быть, должно пройти определенное время? — У нас, как известно, 2,5 миллиона так называемых самозанятых граждан — это примерно треть трудоспособного населения страны. При этом большая часть самозанятых специализируется именно на торговле. Сейчас, в условиях Таможенного союза и подорожания импорта из третьих стран, какая у них альтернатива? И какую помощь гражданам данной категории — потенциальным безработным — может оказать государство?
— Прежде всего хочу отметить, что процессы вступления в ВТО и Казахстана, и России существенно затянулись, что связано с нестандартными требованиями, выходящими за рамки обязательных, то есть относящихся к «ВТО-плюс», выставляемыми в ходе переговоров странами–членами ВТО. При этом процесс формирования Таможенного союза наши государства всегда вели параллельно с переговорами по присоединению к ВТО. В результате активизации переговоров по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза в прошлом году в ноябре 2009 года в ходе саммита, состоявшегося в Минске, было принято решение о начале практической реализации Таможенного союза с 1 января текущего года.
В целом, наряду с серьезными планами по дальнейшему углублению интеграции именно в рамках Таможенного союза, вступление в ВТО остается внешне-
экономическим приоритетом нашего государства, равно как и наших партнеров по Таможенному союзу.
— Действительно, в июне прошлого года главами правительств было принято решение о приостановлении самостоятельных переговоров по присоединению стран «тройки» к ВТО. Это связано прежде всего с тем, что торговая политика Беларуси, Казахстана и России в результате гармонизации в рамках формирования Таможенного союза претерпела определенные изменения и возникла необходимость гармонизации обязательств, принимаемых в рамках вступления в ВТО. После принятия данного решения переговорными командами России, Казахстана и Беларуси проведен анализ обязательств, принятых по результатам переговоров по вступлению в ВТО, которые до момента формирования Таможенного союза наши страны вели самостоятельно.
В настоящее время, с учетом позиций стран–членов ВТО, а также экспертов Секретариата ВТО, основанных на правилах данной международной организации, рассматривается вариант самостоятельного вступления стран «тройки», но на единых, согласованных условиях по вопросам, относящимся к компетенции Таможенного союза. Такой формат вступления в ВТО позволит созданному Таможенному союзу функционировать в полной мере в условиях членства наших стран в данной организации.
— Действительно, Россия на сегодня завершила двусторонние переговоры по вступлению в ВТО со всеми странами–членами рабочей группы по вступлению России в ВТО — это порядка 60 стран. При этом остался нерешенным ряд ключевых вопросов, рассматриваемых в ходе многосторонних переговоров, таких как объемы поддержки сельского хозяйства, защита интеллектуальной собственности, роль государства в экономике и других.
Следует отметить, что состав и количество членов рабочей группы по вступлению зависит от заинтересованности тех или иных стран–членов ВТО в доступе на рынок страны-претендента.
У Казахстана двусторонние переговоры завершены с 22 странами из 26 стран–членов ВТО, вступивших в переговоры с нашей страной, при этом четко очерчен круг вопросов, по которым предстоит завершить переговоры со странами–членами ВТО на многостороннем уровне. Хотелось бы отметить, что к нерешенным вопросам относятся также объемы поддержки сельского хозяйства, роль государства в экономике, текст обязательств Казахстана по применению экспортных таможенных пошлин.
Кроме того, проведенный анализ обязательств, принятых странами по итогам двусторонних переговоров, показал, что порядка 30% таможенных пошлин у России выше, чем у Казахстана. При этом для полноценного функционирования Таможенного союза в условиях ВТО необходима гармонизация обязательств по пошлинам. В связи с этим будут проведены дополнительные переговоры по установлению средних (компромиссных) ставок импортных таможенных пошлин в отношении таких товаров, как самолеты, автотехника, лекарственные средства и высокотехнологическое оборудование. Таким образом, говорить о том, что в ВТО мы вступим на российских условиях, не приходится, тем более, что исход переговоров зависит еще от наших контрпартнеров членов ВТО.
В целом, понимая что обязательным условием функционирования Таможенного союза является единая торговая политика в отношении третьих стран, проводится работа по гармонизации всех обязательств, касающихся условий внешнеторгового режима наших стран.
— Сроки вступления в данную международную организацию зависят прежде всего от исхода двусторонних переговоров с ключевыми переговорщиками США и ЕС.
Следует отметить, что в ходе недавнего визита главы нашего государства в Вашингтон было сделано совместное заявление с президентом США Бараком Обамой о том, что стороны удвоят усилия для завершения переговорного процесса. Данные договоренности выразились в положительных сдвигах в переговорном процессе двусторонних переговоров, состоявшихся на прошлой неделе между нашей переговорной командой с экспертами офиса торгового представителя США.
В свою очередь правительством Казахстана прилагаются все усилия для того, чтобы вступление в ВТО состоялось в соответствии с национальными экономическими интересами, также с учетом обязательств Казахстана, принятых в рамках Таможенного союза.
— Следует отметить, что все последние годы Казахстан проводил довольно либеральную внешнеторговую политику, что, прежде всего, было нацелено на насыщение внутреннего рынка импортными товарами.
При формировании одного из ключевых элементов Таможенного союза — Единого импортного таможенного тарифа — стороны стремились к формированию такой торговой политики, которая наибольшим образом создает возможности для расширения существующих и создания новых производств.
В реализацию этих целей в настоящее время правительством Казахстана разрабатываются соответствующие государственные программы поддержки и развития промышленного сектора, что вкупе с благоприятным инвестиционным режимом и перспективами от расширения рынка в рамках Таможенного союза должно сыграть положительную роль в повышении конкурентоспособности казахстанских товаров.
Что касается ВТО, то это не интеграционное объединение, члены которого должны иметь единую торговую политику, как в случае Таможенного союза, это, скорее, правила осуществления международной торговли между участниками, которые охватывают уровень таможенных пошлин, условия доступа в сектор услуг, а также условия внешнеторгового режима в целом, без необходимости их унификации между странами-членами. Членство в ВТО обязывает Казахстан применять общеустановленные правила международной торговли.
Например, в отношении импортных пошлин при вступлении в ВТО принимаются обязательства по предельному уровню таможенных пошлин, который мы сможем применять после вступления в ВТО. В то же время сохраняется возможность применения мер защиты отечественных производителей от импорта из третьих стран.
Что касается сектора услуг, то обязательства, принимаемые Казахстаном в рамках вступления в ВТО, соответствуют действующим на сегодня нормам национального законодательства. При этом предусматривается дальнейшая либерализация в ключевых секторах, что продиктовано необходимостью привлечения прямых иностранных инвестиций. Следует отметить, что либерализация сектора услуг выгодна для потребителей, так как приведет к усилению конкуренции между поставщиками услуг, как, например, в секторе телекоммуникационных или транспортных услуг.
В целом приведение казахстанского законодательства в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО будет способствовать устранению излишних барьеров в торговле, усилению транспарентности и предсказуемости торговой политики, а в перспективе приведет к улучшению конкурентоспособности отечественных товаров. Например, принятие за основу общепризнанных норм при разработке технических регламентов и стандартов позволит способствовать выходу отечественной продукции на внешние рынки.
— Привлечение инвестиций в развитие промышленного сектора является основной задачей, стоящей на сегодня перед правительством, пути решения которой нашли отражение в Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития. Хотелось бы отметить, что основными критериями для привлечения инвестиций и развития промышленности являются объем рынка и условия, создаваемые государством для развития обрабатывающего сектора.
Однако до настоящего времени Казахстан не обладал ни большим рынком, ни необходимым уровнем свободного доступа к такому рынку. В связи с этим инвестиции в нашем случае осуществлялись преимущественно в сырьевой сектор, что, естественно, привело к сырьевой направленности казахстанского экспорта. Так, например, в 2009 году в структуре ВВП республики около 43,8% приходилось на производство товаров, где на долю товаров обрабатывающей промышленности пришлось лишь 11%.
Кроме того, из привлеченных в Казахстан с 1993 года по 30 сентября 2009 года 102,9 млрд прямых иностранных инвестиций на долю обрабатывающей промышленности приходится не более 10%.
Сырьевая направленность экономики республики подтверждается структурой экспорта, в частности, по данным Государственной страховой корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, доля несырьевого экспорта в 2009 году составила порядка 11,2 млрд долларов США, или 26% от общего экспорта республики.
На сегодня в результате отмены внутренних границ с Россией и Беларусью объем рынка вырос с 16,2 млн до 167,8 млн потребителей с объемом ВВП в 1,4 трлн долларов США. Данный факт прежде всего благоприятно отражается на инвестиционной привлекательности Казахстана и открывает возможности как для развития совместных в рамках таможенного союза предприятий, так и для привлечения инвесторов из стран дальнего зарубежья для развития перерабатывающего сектора, которые не будут рассматривать только казахстанский рынок обособленно, а рынок всех трех стран.
В результате использования открывающихся возможностей в рамках Таможенного союза, а также инструментов, предлагаемых Программой форсированного индустриально-инновационного развития, будет решена основная задача, стоящая перед правительством, по индустриализации нашего государства.
— Отвечая на предыдущий вопрос, я выделила те плюсы, которые мы ожидаем от создания Таможенного союза. Как вы понимаете, для их реализации действительно необходимо время. Так, на сегодня из элементов Таможенного союза введены в действие только Единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования. При этом основные изменения наших взаимоотношений, связанные с формированием Таможенного союза, начнут реализовываться с созданием единой таможенной территории. В частности, будут отменены таможенное оформление и контроль во взаимной торговле, будет создана единая система технического регулирования, введутся единые санитарные, фитосанитарные и ветеринарные требования и т.д. Сегодня проводится работа по устранению действующих административных барьеров, препятствующих взаимной торговле.
Все это создает благоприятные условия для развития экономики, в первую очередь Казахстана, тем более что для этого есть определенные возможности.
Во-первых, в нашей республике более либеральная налоговая система регулирования, а именно в нашей стране ставка налога на добавленную стоимость зафиксирована в размере 12%, в то время как в Республике Беларусь она составляет 20%, а в России — 18%, за исключением отдельных товаров.
Во-вторых, правительством Казахстана создаются благоприятные условия для расширения действующего и развития нового производства, в том числе ориентированного на потребление в России и Беларуси, например, утверждена Государственная программа индустриально-инновационного развития, о которой мы уже говорили, в рамках которой определен ряд приоритетных направлений (агропромышленный комплекс, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации, машиностроение, урановая и легкая промышленность, туризм, космос).
В-третьих, в целях обеспечения устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранения действующих и создания новых постоянных рабочих мест в регионах принята программа «Дорожная карта бизнеса–2020», на реализацию которой в 2010 году предусмотрено 30 млрд тенге. В рамках данной программы предусматривается оказание поддержки предпринимательскому сектору посредством субсидирования ставки вознаграждения, в том числе экспортера, гарантирования кредитов, отсрочки по выплате налогов и др.
В-четвертых, особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в несырьевые секторы экономики. В частности, планируется расширить инвестиционные преференции, предоставляемые в соответствии с Законом «Об инвестициях». Налоговые льготы будут предоставляться на территориях СЭЗ, а также в рамках отдельных инвестиционных соглашений.
Следует отметить, что по инициативе казахстанской стороны по итогам переговоров в Таможенном союзе принята норма, которая позволяет осуществлять ввоз высокотехнологичного оборудования, запасных частей и комплектующих, а также непроизводимого сырья и материалов из стран дальнего зарубежья без уплаты таможенных пошлин в рамках инвестиционных контрактов. Данная норма позволит нашим предприятиям осуществлять задачу технологического перевооружения и модернизации без дополнительных расходов на уплату таможенных пошлин.
И, наконец, значительная работа проводится правительством по упрощению системы ведения бизнеса. Так, сегодня Министерством экономического развития и торговли разработан законопроект, которым предусматривается отмена более 300 разрешительных процедур из действующих 1015. В результате принятия законопроекта можно ожидать, что лицензионно-разрешительный документооборот уменьшится примерно на 881 тысячу единиц в год.
Помимо сокращения видов разрешительных документов законопроектом предусмотрено внесение важных изменений и дополнений в 7 кодексов и 42 закона, которые в том числе предусматривают сокращение количества разрешительных документов, распространение принципа «одного окна» на все разрешительные документы и на все государственные органы.
Таким образом, правительством Казахстана создаются условия для создания в нашей республике благоприятного инвестиционного климата с целью развития производств, ориентированных не только на рынок страны, но и на рынки стран Таможенного союза.
С этой же целью проводится работа внутри Таможенного союза по отмене во взаимной торговле любых административных барьеров, по унификации системы технических стандартов и требований, в том числе ветеринарных. Например, рынки России для казахстанского мяса практически закрыты, что связано с несоответствием продукции предъявляемым российскими службами требованиям, в частности по качеству ее заготовки. Например, Россия в 2009 году импортировала 1,3 млн тонн говядины и свинины на сумму 4,3 млрд долларов США и птицы 964,8 тыс. тонн на сумму 1,1 млрд долларов США. В связи с этим особое внимание уделяется созданию современных откормочных площадок и сети убойных цехов, где будут соблюдаться все санитарные нормы стран–потенциальных импортеров казахстанского мяса.
В случае унификации технических стандартов, отмены действующих административных барьеров, а в последующем предоставления казахстанской продукции доступа к внутренним железнодорожным тарифам Российской Федерации у казахстанских предприятий появляется возможность увеличить объемы поставок в Россию. В частности, например, казахстанские трубы и трубки из пластмасс имеют постоянный спрос. Так, в 2008 году казахстанский экспорт увеличился в два раза и составил 12,5 млн долларов США (или 5,6 тыс. тонн). Это составило порядка 2,3% от всего российского импорта. Одним из крупных казахстанских производителей данной продукции является АО «Актюбинский завод неметаллических труб», который экспортирует свою продукцию на российский рынок.
Аналогичный потенциал имеется у ряда других казахстанских предприятий, которые уже на сегодня занимают свою нишу на российском рынке. Так, например, доля казахстанского санитарно-технического оборудования в импорте России составляет 5,3% на сумму 5,9 млн долларов США (основной производитель — ТОО «Сантехпром»); подшипников шариковых — 22,6% на сумму 95,3 млн долларов США (АО «Степногорский подшипниковый завод»); электрических аккумуляторов — 8,1% на сумму 40,1 млн долларов США (ТОО «КАЙНАР-АКБ», ТОО «СП ЕРКА»); электрических конденсаторов — 9,4% а сумму 4,5 млн долларов США (АО «Усть-Каменогорский конденсаторный завод») и др.
В рамках реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития с учетом повышения таможенно-тарифной защиты и расширения рынка потребления хороший потенциал для развития имеет ряд проектов в области нефтехимии, в частности Первый интегрированный газохимический комплекс по производству базовой нефтехимической продукции мощностью 1,3 млн тонн продукции в год, предусматривающий переработку углеводородного газа Тенгизского месторождения, а также Актауский завод пластических масс с мощностью 500 тыс. тонн дорожного битума трех марок, соответствующих климатическим условиям Казахстана.
По планируемой к производству продукции уровни таможенных пошлин будут повышены по истечении переходного периода сроком 4 года с 0 до 10%. Хорошие возможности для развития также имеют проекты в области производства готовых металлических продуктов, в том числе алюминиевой катанки (АО «Казэнергокабель»), труб из черных металлов, по которым таможенные пошлины были повышены с 5 до 10—15%.
— Следует отметить, что казахстанским законодательством предусмотрен режим, который позволяет физическим лицам осуществлять ввоз потребительских товаров с уплатой совокупного таможенного платежа, который в отношении товаров народного потребления составляет 0,6 евро за 1 кг, в отношении фруктов и овощей — 13%.
Если взять статистику за 2008–2009 годы, то доля товаров, провозимых в упрощенном порядке, не превышала 0,5% от общего объема импорта, то есть предприниматели преимущественно использовали общеустановленную форму декларирования. Это можно было бы объяснить наличием сравнительно низких таможенных пошлин в отношении импорта товаров народного потребления. Вместе с тем количество предпринимателей, использующих упрощенную форму декларирования, не увеличилось и после введения в действие Единого таможенного тарифа.
Более того, в соответствии с данными Агентства по статистике, объем внутренней торговли за первый квартал 2010 года увеличился на 10,5%, в том числе рост торговли физическими лицами, торгующими на рынках и осуществляющими индивидуальную торговую деятельность, составил 6,5%.
Следует отметить, что правительство уделяет особое внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации кадров. В частности, планируется использовать трехуровневую систему подготовки и переподготовки кадров в учреждениях высшего, среднего и начального образования на производствах, а также обучения и переобучения целых групп населения, уполномоченных органами занятости.
Комментариев пока нет