Учебник по истории бизнеса
Поддержать

Учебник по истории бизнеса

Датой основания Казахской моторной компании Astana Motors принято считать 1993 год, когда недавний выпускник биофака Казахского госуниверситета Нурлан Смагулов подписал первый договор с японской Toyota Motor Co о прямой поставке в Казахстан автомобилей Toyota.



Это время во всех странах СНГ принято называть «лихими девяностыми» — уже пала Берлинская стена, разделился на части Советский Союз, нарисовав на картах новые границы и разрушив социалистическую плановую экономику и хозяйственные связи.
До этого периода автомобили в Казахстане были действительно роскошью и для простых, не обремененных серьезным государственным или партийным статусом граждан продавались либо в «порядке очереди», либо выигрывались в лотереи. Подержанные автомобили продавались только при наличии справки из комиссионного магазина. Затем эти правила отменили, и автомобили стали рыночным товаром.
В начале девяностых в бизнес ринулись те, кто не боялся рисковать. Впрочем, рыночная ситуация тому благоприятствовала: изголодавшиеся дефицитом соотечественники создавали серьезный уровень спроса, который подстегивала гиперинфляция, доходившая в Казахстане до 3000 процентов в год. Казахстанцы активно покупали «жигули» и «волги». Первые иномарки, а именно так было принято называть автомобили нероссийского производства, поставлялись в Казахстан также из России, через порты Дальнего Востока. Второй канал поставки подержанных машин наладили бывшие казахстанцы, эмигрировавшие в Германию.
«В 1990-м мне было 25 лет, я только окончил университет, отслужив, будучи студентом, два года в армии. Самый подходящий возраст для того, чтобы начать с чистого листа: когда ничего нет — нечем рисковать. И в этом возрасте мы уже поняли, что такое свобода, не знали никаких табу, сами придумывали, что и как нужно делать, и получали от этого огромное удовольствие», — вспоминает Нурлан Смагулов.
Astana Motors в это время открывает первый в стране специализированный автосалон по продаже автомобилей Toyota. Этот автосалон заложил основу развития цивилизованного авторынка в центре Евразии. Казахстанский потребитель получил доступ к новым японским автомобилям и к новым стандартам продажи. Компания берет за основу своей работы принцип «трех S»: Sales, Service, Spare Parts. В этом же году в Казахстане вводят национальную валюту — тенге.
В следующем году компания открывает первую в стране специализированную станцию по техническому обслуживанию и ремонту японских автомобилей, а позже, уже на базе автосалона, — первую специализированную сервисную станцию Toyota — TASS (Toyota Authorized Service Station). Основатель компании Нурлан Смагулов констатирует: «Мы тогда еще не знали правил ведения бизнеса, но абсолютно ничего не боялись. Все началось с простых операций по купле-продаже, но со временем бизнес-схемы усложнялись. Этот дух первооткрывателей сохранился в нас до сих пор, мы и сегодня с энтузиазмом осваиваем новые сферы».
Далее компания развивается в одном темпе со страной. Столица (астана в переводе с казахского языка) переносится из Алма-Аты в Целиноград, а компания Astana Motors регистрирует филиал в новой столице Астане и открывает современный автосалон. В алматинский Третий таксомоторный парк приходит первая партия автомобилей Tofas Sahin для оказания услуг такси, а компания принимает участие в первом автопробеге «Toyota Vehicle: Москва–Алматы». На тот период продажники фиксируют реализацию первых 5000 автомобилей.
В 1998 году автопробег «Toyota Vehicle: Алматы–Тбилиси» расширяет маршруты, а Astana Motors, став ранее официальным дистрибьютором Mobil в Казахстане, поставляет 20 автобусов Hyundai County и 70 микроавтобусов Hyundai H-100 в Третий таксомоторный парк, акции которого приобретены в собственность год назад.
В начале XXI века КМК Astana Motors и Fuji Heavy Industries подписывают соглашение об эксклюзивном праве на импорт автомобилей Subaru, а в следующем году открывает в Алматы авторизованный автоцентр Subaru и с успехом начинает официальные продажи автомобилей легендарной японской марки.
Корейские автомобили приобрели популярность в Казахстане в 2003 году. В это время Astana Motors получает статус официального дистрибьютора Hyundai Motor Company и вскоре передает новой столице автомобили скорой медицинской помощи Hyundai H-1.
Автомобильный ретейл не стал единственной страстью Нурлана Смагулова — в апреле 2003-го на территории Toyota Center Almaty открыта художественная галерея Alma-Ata Art-Center, которая быстро стала центром культурной жизни не только Алматы, но и всего Казахстана. Ее коллекция собрана из произведений лучших казахстанских художников и скульпторов. Галерея ориентирует свою работу как арт-менеджер и становится посредником между художниками и ценителями искусства. Нурлан Смагулов, член Клуба меценатов Казахстана и учредитель национальной премии «Тарлан», курирует номинацию «Изобразительное искусство».
Рост экономики позволяет развивать бизнес вширь, и КМК Astana Motors открывает филиалы в шести городах — Актау, Актобе, Атырау, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте, а в Алматы открывается первый официальный автосалон корейского производителя, поскольку компания заключила эксклюзивное дистрибьюторское соглашение с Hyundai Motor Company.
В Казахстане растут потребности крупных корпоративных клиентов и предприятий малого и среднего бизнеса. Astana Motors создает дочернее подразделение — Astana Motors Leasing. Компания быстро зарекомендовала себя как надежный стратегический партнер и вошла в число ведущих лизинговых компаний страны. На республиканском фестивале-конкурсе «Выбор года в Казахстане» КМК Astana Motors признана «Автодилером № 1». Кстати, эта награда стала для Astana Motors традиционной в течение последних лет.
Репутация компании растет не только в Казахстане — в 2005-м Subaru Motor Kazakhstan занимает 3-е место в мире по динамике среди официальных дистрибьюторов японской марки — рост за 2004 год превысил 200% — и получает престижную награду Subaru Sales Award. Hyundai Center Kazakhstan удостаивается престижной награды Hyundai Award of Excellence за качество работы.
В портфеле брендов компании появляются автомобили немецкого производителя премиум-класса BMW. КМК Astana Motors приобретает ТОО «АВТОЦЕНТР-БАВАРИЯ», эксклюзивного импортера «BMW АГ» в Казахстане, и подписывает соглашение на импорт и продажу коммерческой техники Hyundai. Успехи компании столь велики, что всего через год Hyundai Truck&Bus в составе КМК Astana Motors получает престижную награду «За выдающийся вклад в развитие коммерческой техники Hyundai».
В 2006-м благодаря новому соглашению в портфеле брендов Astana Motors появляется Nissan, а «АВТОЦЕНТР-БАВАРИЯ» начинает официальные продажи Rolls-Royce.
Открываются новые дилерские центры и мультибрендовые комплексы и в других городах Казахстана. В 2007-м компания реализовала 11 003 автомобилей. Это рекордное количество увеличило долю компании до 34% от всех официальных продаж новых автомобилей в Казахстане.
Финансовый кризис стал серьезным испытанием для большинства компаний Казахстана. Крупнейшие банки страны оказались под угрозой дефолта, строительные объекты застыли на уровне котлована. Кредитование экономики сократилось. Правительство убеждало себя в том, что кризис — это новая возможность, и сократило расходы, подписав постановление о запрете приобретения автотранспорта госорганами.
В этих условиях Astana Motors Leasing переориентируется на работу по программам финансового лизинга и делает акцент на оперативность. КМК Astana Motors и торговый дом Sumitomo Corp. договорились об открытии торгового финансирования для бренда Subaru. Аналогичное соглашение достигнуто с Hyundai Corporation для бренда Hyundai.
В условиях снижения доступа к программам потребительского кредитования и их сокращения казахстанскими банками компания активно сотрудничала с различными финансовыми институтами, чтобы предоставить клиентам возможность купить автомобили в кредит. В результате КМК Astana Motors и АО «Сбербанк России» подписали соглашение о запуске продуктов розничного кредитования на выгодных условиях (по ставке от 12% годовых) для клиентов компании.
Новым испытанием для компании стало подписание соглашения о Таможенном союзе Казахстана, России и Беларуси. В 2010 году повышаются ставки таможенных пошлин на импортируемые автомобили, что увеличивает цены на них. Правда, в декабре компании отмечают кратковременный всплеск продаж, а затем временно ограничивают ввоз. Моторная компания Astana Motors в этих условиях решается на беспрецедентный шаг по строительству и вводу автосборочного предприятия в Алматы, переходя от продаж и сервиса уже к автомобилестроению. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *