Новая интеллектуальная элита:
Поддержать

Новая интеллектуальная элита:

Расул Жумалы


Опыт современного Казахстана свидетельствует о девальвации качественного, конкурентоспособного образования. И появление интеллектуальных школ принято рассматривать в ряду шагов, которые могли бы переломить эту неприятную тенденцию. Государство остро нуждается в специалистах, способных создавать новые знания и технологии, хорошо ориентироваться в глобальных информационных потоках. Этот приоритет и обозначил президент Нурсултан Назарбаев, выдвигая в 2008 году проект «Интеллектуальная нация-2020». Неслучайно глава государства отменил негласное табу на название улиц, городов, иных объектов своим именем. Исключение коснулось лишь образовательных учреждений, которые при этом должны будут соответствовать столь высокой чести.



Уже спустя год начался набор в Международный университет Назарбаева, соответствующий лучшим мировым стандартам. Открылись и интеллектуальные школы первого президента (ИШПП) в Астане, Кокшетау и Семее. За счет целевых трансфертов ведется строительство подобных школ в Усть-Каменогорске, Талдыкоргане, на стадии проектирования школа в Уральске. Всего же до 2012 года двадцать «школ будущего» должны появиться в каждом регионе страны. Главный акцент в них будет сделан на изучении точных и естественных наук, развитии креативного мышления.
К реализации задачи привлечены мощные административные ресурсы на уровне правительства, областных акиматов, да и денег из казны жалеть не будут. Но чем новые школы отличаются от привычных специализированных школ, например физматов или школ для одаренных детей сети «Дарын»? Ведь в обоих случаях речь идет о поиске и обучении одаренных детей, углубленном изучении точных и естественных наук. Также в обоих случаях осуществляется весьма жесткий отбор юных талантов. Принципиальная разница заключается в совершенно новых для казахстанского образования подходах. Это, в свою очередь, способно не только кардинально повысить качество образовательного процесса, но и со временем привести к реформированию всей системы образования в республике. Так, во всяком случае, считают разработчики и исполнители масштабного проекта.
В основу работы интеллектуальных школ заложен принцип государственно-частного партнерства. Сами школы наделены правом по собственному усмотрению использовать ключевой механизм реформ — финансирование. К примеру, самым достойным школьникам, которые выдержали конкурс, будут выделяться гранты президента страны, остальные будут обучаться на платной основе. Кроме того, принцип состязательности и стимулирования предусмотрен в отношении педагогов. Поэтому хотя деятельность сети ИШПП контролирует АО «Оркен» со стопроцентным участием государства и уставным капиталом 1,3 млрд тенге, новый подход дает важное преимущество — свободу, прежде всего от консервативной системы традиционного образования. Кроме того, он позволяет новым школам развивать и модернизировать себя самостоятельно, гораздо более гибко адаптируясь под современные требования.
Отсюда и собственная шкала оценок, также как переход на рейтинговую систему. Каждому учащемуся ИШПП дается определенный объем заданий, от выполнения которого и зависит его личный рейтинг. При этом, к примеру, «тройку» по одной теме нельзя исправить «пятеркой» по другой. Чтобы повысить свой личный рейтинг, придется корпеть над книгами до тех пор, пока полностью не освоишь тот или иной раздел.
Попасть же в интеллектуальную школу смогут только самые одаренные дети — победители различных олимпиад и прочих образовательных состязаний. Но даже при этом для поступления в начальную школу кроме первого класса предусмотрено специальное тестирование. Однако желающих немало. Например, в 2009/10 учебном году за место в первом классе в Интеллектуальной школе Астаны боролись по трое-четверо детей, а на вакантное место в 5-й класс претендовали до 40 учащихся. Иными словами, дух соперничества дети начинают ощущать уже на ранней стадии.
— Уникальность нашей школы заключается в том, что для одаренных детей здесь создается то, что мы называем интеллектуальным фоном. Когда-то ребенок создавал интеллектуальный фон в своем классе, будучи там первым, а здесь при отборе он может оказаться двадцатым, – говорит Ирина Антипова, преподаватель информатики ИШПП.
Сам процесс образования в интеллектуальных школах будет проходить в три уровня: дошкольное и начальное образование (3 года–11 лет), основное среднее образование (12–16 лет) и общее среднее образование (17–18 лет). Данная структура, как утверждает председатель правления АО «Оркен» Хафиза Утеулина, учитывает этапы взросления обучающихся, возрастные особенности становления и развития их познавательных возможностей, а также позитивный опыт организации образовательного процесса в мире.
Что касается финансовой стороны, то с первого по шестой класс обучение в ИШПП будет построено на платной основе, с параллельным государственным субсидированием. Родителям вундеркиндов такое удовольствие обойдется примерно в 30 тысяч тенге в месяц. Начиная с седьмого класса вводится грантовая система. Размер одного гранта составляет 728 тысяч тенге в год, и он может изменяться с учетом индексации. При этом условия поступления в седьмой класс одинаковы для всех — и для тех, кто уже учится в ИШПП, и для тех, кто окончил шесть классов обычной школы. Не подтвердит ученик свои знания и способности — придется подыскивать другое учебное заведение.
— Собственные учебные программы мы ориентируем на результат, — рассказывает председатель правления общества «Назарбаев интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова. — То есть, прежде чем ввести предмет, мы задумываемся над тем, каких результатов ждем от ребенка. Мы несем персональную ответственность за результат каждого ученика. Например, если во всех государственных школах финансирование рассчитано на класс, то у нас — отдельно на каждого учащегося. Кроме того, мы можем самостоятельно устанавливать заработную плату учителям, чего нельзя сделать в государственных школах, где оклады определяются постановлением правительства. В ИШПП средняя зарплата педагогов составляет 120–150 тысяч тенге в месяц. Впрочем, достойная оплата труда — не единственный фактор, способствующий привлечению лучших преподавателей. Учителя обретают столь важное, временами даже подзабытое для своей профессии чувство, как престижность, а также имеют возможность повышать квалификацию. К слову, в эти дни 15 преподавателей ИШПП учатся в Лондоне.
Впрочем, интеллектуальные школы отличаются от традиционных не только по форме финансирования, организации учебного процесса, подбору кадров и учеников. Отлична и инфраструктура. ИШПП включают не только кабинеты для изучения естественных наук, которые будут оснащены информационно-коммуникационными технологиями, но и обширную библиотечную базу, лаборатории, поликлиники и многие другие составляющие образцовых школ. Под стать грандиозным планам и выделяемые из казны суммы. В частности, новая интеллектуальная школа в Семее, рассчитанная на 1200 ученических мест, обошлась в 1,353 млрд тенге. Для сравнения можно отметить, что типовая школа обходится бюджету в 250–270 млн тенге.
Следующим новшеством интеллектуальных школ является выстраивание работы по принципу «школа полного дня». Это означает, что в первой половине дня школьники будут проходить базовые и профильные предметы, входящие в стандартные образовательные программы, а после обеда их ждут занятия, способствующие углублению и расширению знаний на основе проектно-исследовательской деятельности. Речь идет о научно-технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой деятельности, осуществляемой в рамках лабораторных и практических работ. Таким образом, учащимся предлагается широкий спектр дополнительных образовательных программ, которые будут способствовать не только их академическому, но и социальному развитию. Наконец, в старших классах обучение по таким предметам, как физика, математика, химия и биология, будет интегрировано с вузовскими программами.
Характерной чертой ИШПП является широкое применение Интернета и современных технологий. Все они будут оснащены системой электронного обучения — e-learning. На образовательном портале родителям будет выдаваться специальный пароль и логин, чтобы получать в полном объеме информацию о своем ребенке. Каждый ученик будет иметь личный portfolio, в котором фиксируются все его оценки и характеристики. Таким образом, имеется возможность проводить постоянный мониторинг развития ребенка и обеспечивать прозрачность результатов его обучения. Для этого школы оборудуются современным учебным оборудованием, smart-классами и даже телестудией. А местные педагоги уже имеют персональные блоги. На этих страничках они могут делиться собственными методическими наработками, обменивается мнениями с коллегами «по цеху» либо просто общаться с учениками на школьных форумах.
Также, в отличие от традиционных школ, которые только переходят на трехъязычие, в интеллектуальных школах этот принцип уже реализуется. Для этих целей создается искусственная языковая среда, чтобы дети освоили материал не только в теории, но и закрепили на практике. Кстати, подобный метод успешно зарекомендовал себя во многих странах, в том числе в Европе, а также в Катаре, Южной Корее, Египте и Японии.
Конечно, судить о результатах уже действующих интеллектуальных школ пока рано — слишком мало времени прошло с момента их открытия. Однако первые показатели обнадеживают: в 2010 году ИШПП Астаны вручила аттестаты зрелости 34 выпускникам, из них 27 прошли ЕНТ с прекрасными результатами, остальные были освобождены от тестирования как победители и участники международных олимпиад. Семеро поступавших в Международный университет Назарбаева успешно сдали экзамены, а еще десять наших учеников получили предложения от зарубежных вузов.
В общем, достоинства у «школы будущего», как принято называть ИШПП, налицо. Причем многие из подобных преимуществ уже опробованы в вузах, которые сегодня стали четко ранжироваться по степени престижности, ну и, разумеется, стоимости образовательных услуг. Хорошо это или плохо — судить сложно. С одной стороны, прекрасно, когда в конкурентной среде самые одаренные студенты имеют шанс выдвинуться в ряды интеллектуальной элиты Казахстана. Теперь такая волна подхвачена на уровне среднего образования. Да и вполне может статься, что интеллектуальные школы смогут сыграть роль локомотива в развитии всей отечественной школьной системы. С другой стороны, очень важно соблюсти баланс интересов между островками благополучия, которые взращивают ту самую элиту, и целостной системой образования. Нельзя исключать, что в случае перекосов это грозит не только снижением общего уровня образования, но и расслоением в обществе. Быть может, принцип уравниловки, действовавший в советской школе, являлся не самым лучшим ее проявлением, тем не менее она изначально задавала высокую планку для всей сферы, а не для отдельных ее частей. И, помимо социальной справедливости, это обеспечивало солидный результат.


Приоритеты развития ИШПП:
– мировое качество и конвертируемость образования;
– индивидуальное образование и развитие способностей;
– профилизация обучения через углубленное изучение предметов естественно-математического цикла;
– изучение казахского языка как государственного;
– триединство языков;
– информационно-коммуникационная инфраструктура.


Комментарий независимого редактора
Интеллектуальные школы — хорошо. Но они доступны не всем, особенно учащимся малокомплектных школ. Уже который год эту «головную боль» никак не могут снять. Хотя проблема решается довольно просто. В каждом районном центре на базе существующих школ надо создать добротные комплексы-интернаты со всем необходимым: спортивными залами, Интернетом, интерактивными классами и т. д. Средств на это достаточно. И начиная с 5-го класса детей по пять дней в неделю отправлять в эти школы, а на субботу и воскресенье привозить домой. Здесь надо продумать вопрос транспортировки, закупить школьные автобусы. А до 4-го класса в аулы следует отправлять самих учителей. Но такой учитель должен иметь ставку хотя бы 2 тысячи долларов, потому что он, как когда-то Ломоносов, будет вести всё или почти всё. Тогда учитель будет иметь возможность поехать в аул с семьей и показывать отличные результаты.
Также надо установить определенные надбавки к зарплате, допустим, в зависимости от количества выпускников этой школы, которые поступили в вузы. За всё это надо платить. Оценивать труд учителей в городских школах тоже надо по-достоинству, но, повторяю, в таких тяжелых условиях, как на селе, учителя должны получать гораздо больше
.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *