Я обнародовал свои доходы ради прозрачности
Председатель Налогового комитета министерства финансов Республики Казахстан Даулет Ергожин — Считается, что в период кризиса снизилась собираемость налогов. Так ли это? И какова динамика сейчас, когда, как говорят в правительстве, кризис закончился? — Как известно, одной из острых социальных проблем в Казахстане остается резкое расслоение общества в материальном плане. В качестве одной из мер, призванных соблюсти баланс, назывался так называемый налог на роскошь. Ваше мнение? — Как вы относитесь к идее всеобщего декларирования доходов? Что или кто мешает тому, чтобы внедрить этот достаточно цивилизованный опыт в Казахстане? — Один из ваших в прошлом коллег прославился, в частности, тем, что обнародовал список своих активов. Нет желания последовать его примеру? — Казахстан почти год живет в рамках Таможенного союза. Как это обстоятельство сказывается на состоянии налогов, например НДС, а также их унификации? — Старая и больная тема — дискриминационные контракты на недропользование, заключенные Казахстаном в 1990-х. Что за эти годы удалось сделать по линии вашего ведомства, чтобы хоть частично соблюсти интересы республики? — Премьер-министр недавно заявил в адрес контролирующих и налоговых органов: «Руки прочь от предпринимателей, которые вошли в программу ФИИР». А как быть субъектам малого и среднего бизнеса, которые не попали в заветный список? — Поговорим о крупном бизнесе. Насколько адекватным и прозрачным вы считаете процесс налогообложения таких предприятий, как «Казахмыс», «Арселор Миттал», «Тенгизшевройл» и других?
— На самом деле, может, кризис и закончился, поскольку собираемость налогов за первое полугодие 2010 года в целом по результатам контрольно-экономической работы налоговых органов доначислено налогов, платежей и пени в сумме 207,2 млрд тенге. Немаловажно, что эта цифра превышает результаты проведенных налоговых проверок за первое полугодие прошлого года на 175%. Тогда было доначислено 118,1 млрд тенге. Могу сказать одно, что сумма доначислений без учета сумм обжалования, списания, проблемной недоимки, срок уплаты по которым не наступил, составила 31,4 млрд тенге, из них взыскано 11,3 млрд тенге. Таким образом, процент взыскания по итогам первого полугодия составил 36%. Важно отметить, что процент взыскания в сравнении с результатами работы по взысканию доначисленных сумм налогов и платежей за аналогичный период прошлого года превысил на 23,1 процентных пункта. В то же время за первое полугодие 2009 года, без учета сумм обжалования, списания, проблемной недоимки, срок уплаты по которым не наступил, было доначислено 74,6 млрд тенге, из них взыскано 9,6 млрд тенге, процент взыскания — 12,9%.
— Хотел бы отметить, что казахстанская налоговая служба находится на качественно новом этапе своего развития: проведен ряд преобразований, нацеленных на ее успешную работу в дальнейшем. Увеличение фискальных поступлений, приведение Налогового кодекса в соответствие с международными стандартами свидетельствуют о том, что реформы движутся в правильном направлении. А согласно рейтингу Всемирного банка Doing business 2009, наша страна занимает 49-е место по показателю «простота уплаты налогов». Это самое высокое достижение среди государств постсоветского пространства.
Налог на роскошь в каком-то образе представлен в Налоговом кодексе, а именно это дифференцированные ставки по налогу на транспорт и налогу на имущество, то есть чем больше объем двигателя, тем больше налоги, чем больше квадратных метров жилья, тем больше платежи в бюджет. Возможно рассмотрение вопроса индексации платежей в зависимости от районов размещения недвижимости, но возникает вопрос оценки имущества. Если проработать вопрос оценки, то можно ставить вопрос и об индексации.
Важно не установить, важно потом работать с новым налогом. Для роскоши нужно определить ее и, главное, определить конечного выгодополучателя. Полагаю, этот вопрос будет решен после всеобщего декларирования.
— На самом деле ничто и никто не мешает, более того, правительством одобрена концепция и План мероприятий по переходу к всеобщему декларированию доходов и имущества граждан Республики Казахстан и лиц, имеющих вид на жительство, в соответствии с которыми начиная с 2013 года предполагается поэтапный переход к всеобщему декларированию физических лиц, который будет завершен в 2017 году.
— Еще в июне свои доходы я обнародовал на сайте Минфина. Я бы сказал, не ради прославления, а ради прозрачности.
— С 1 июля 2010 года, согласно Соглашению о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года, взимание косвенных налогов (НДС и акцизы) во взаимной торговле государств–членов Таможенного союза производится налоговыми органами государств–членов ТС. При этом с 1 июля 2010 года отменено таможенное оформление. Теперь налогоплательщик Республики Казахстан имеет возможность уплатить НДС по импортированным товарам по своему месту жительства не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввоза импортированных товаров, и тем самым получает отсрочку по его уплате от 20 до 50 дней. По состоянию на 20 августа 2010 года сумма поступлений НДС на импорт товаров, ввезенных из Российской Федерации и Республики Беларусь, за 1,5 месяца 2010 года (с 1 июля по 20 августа т. г.) составляет 16 163,5 млн тенге, из них из РФ — 15 299,5 млн тенге (4095 плательщиков), из РБ — 864,0 млн тенге (270 плательщиков).
Следует отметить, что ставки НДС в государствах–членах Таможенного союза в настоящее время следующие:
• в Республике Казахстан — 12%;
• в Республике Беларусь — 20%;
• в Российской Федерации — 18%.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что ставка НДС в Республике Казахстан является одной из самых низких на постсоветском пространстве. Что же касается унификации ставок НДС, то в рамках Таможенного союза их унификация не предполагается. В то же время нам нужно унифицировать вопросы администрирования взимания налогов, что будет однозначно полезно для бизнесменов наших стран.
— На заре независимости Казахстана правительство республики заключило множество контрактов с иностранными инвесторами, в которых им предоставлялось множество льгот, в частности в налоговой, таможенной сфере, и включалось положение о стабильности контрактов на длительные сроки. Впервые возможность установления и стабилизации налоговых режимов в контрактах на недропользование на законодательном уровне появилась после внесения изменений в Указ «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в соответствии с Законом РК от 31 декабря 1996 года. Различные нормативные правовые акты, действовавшие в разное время, по-разному регулировали вопрос о стабильности законодательства применительно к контрактам на недропользование. Кроме того, наличие разно-образных норм, регулирующих вопросы стабильности законодательства, свидетельствует об отсутствии единого подхода к данной проблеме. Вместе с тем, как вам уже известно, с 1 января 2009 года вступил в силу новый Налоговый кодекс, одним из основных изменений которого является отмена стабильности налогового режима контракта на недропользование.
С 1 января 2009 года все недропользователи должны исчислять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате, то есть по текущему законодательству. Исключение составляют недропользователи, осуществляющие деятельность по контрактам о разделе продукции (СРП) и контрактам, утвержденным президентом РК, для которых сохраняется налоговый режим, установленный в их контрактах.
Стабильность налогового режима, закрепленная в законодательстве Республики Казахстан разных периодов, как и ряд других гарантий, в том числе в сфере налогообложения, являются односторонними гарантиями государства. Республика Казахстан в силу своего суверенитета вправе как вводить какие-либо гарантии для субъектов бизнеса в законодательство, так и отменять их, при этом такие решения всегда сопровождаются анализом правовых аспектов, конкурентоспособности с другими государствами, а также вопросов сохранения инвестиционной привлекательности нашей страны.
— Одним из действенных инструментов отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок при осуществлении налоговыми органами налогового контроля является система управления рисками. Данная система активно используется в странах Евросоюза и других развитых странах. В связи с этим с учетом передовой мировой практики с 2009 года налоговым законодательством введена система управления рисками. Целью ее введения является концентрация внимания органов налоговой службы на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся ресурсов. При этом результаты использования системы управления рисками являются основанием для дифференцированного применения к налогоплательщикам различных форм налогового контроля.
Концентрация внимания органов налоговой службы на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся ресурсов позволили значительно сократить количество плановых налоговых проверок при повышении их качества. Если в 2008 году проведено 13 408 проверок (доначислено всего налогов 27,1 млрд тенге), то в 2009 году — 4361 (доначислено 56,9 млрд тенге), за 9 месяцев 2010 года — 2675 (доначислено 56,5 млрд тенге).
Таким образом, создана законодательная основа для того, чтобы налоговые проверки осуществлялись на основе анализа и оценки вероятности неисполнения или неполного исполнения налоговых обязательств налогоплательщиком. В настоящее время применение системы управления рисками по совершенствованию отбора субъектов на проверку позволяет проводить «точечные» проверки только тех субъектов частного предпринимательства, которые нарушают налоговое законодательство.
При этом ежегодный план проведения налоговых проверок в срок до 25 декабря текущего календарного года размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
— Постараюсь ответить в порядке очереди, составленной вами. Основным видом деятельности ТОО «Корпорация «Казахмыс» является добыча медных руд и их дальнейшая переработка с целью получения рафинированной меди и сопутствующих металлов. Предприятие имеет разветвленную структуру, состоящую из 19 структурных подразделений, осуществляющих деятельность в области добычи руды, ее обогащения, непосредственно металлургии и вспомогательных производств. Добыча медной руды в настоящее время осуществляется по 15 контрактам на недропользование. При этом в контрактную деятельность предприятия входят все этапы по непосредственной добыче руды, а во внеконтрактную деятельность — все этапы, начиная с процесса обогащения руды. С 1 января 2009 года, с введением Налогового кодекса, ТОО «Корпорация «Казахмыс» производит исчисление и уплату налогов и других обязательных платежей в соответствии с положениями текущего налогового законодательства, что приводит к упрощению администрирования и прозрачности уплаты налогов. Вместе с тем КНН за 2009 год по сравнению с предыдущими годами снизился и составил 9,5% (средний уровень КНН за 2006–2008 гг. составил 16%), основной причиной снижения КНН является снижение цен на минеральное сырье. Кроме того, разветвленная структура деятельности предприятия приводит к аккумулированию доходов за рамками контрактной деятельности, тем самым сохраняя на добыче минимальный уровень доходности.
Что касается «АрселорМиттал Темиртау». Как известно, в 2004 году ОАО «Испат-Кармет» переименовано в АО «Миттал Стил Темиртау», а в последующем в 2006 году оно переименовано в АО «АрселорМиттал Темиртау». Основная деятельность компании — производство и реализация стальной и угольной продукции. В состав компании входят металлургический комплекс по выплавке стальной продукции и угольные разрезы. С 1 января 2009 года, с введением Налогового кодекса, АО «АрселорМиттал Темиртау» производит исчисление и уплату налогов и других обязательных платежей в соответствии с положениями текущего налогового законодательства, кроме КПН, исчисление и уплата которого до 2010 года производилась по фиксированной ставке согласно инвестиционному контракту. Следует отметить, что в связи с отменой стабильности налогового режима контракта и переходом на текущий налоговый режим ставки налога на имущество увеличились с 0,5% (на момент заключения контрактов) до 1,5% (по текущему законодательству), в то же время ставки по социальному налогу, наоборот, уменьшились с 26 до 11%. Основные суммы поступлений формируются за счет таких налогов, как КПН и социальный налог, доля которых (без учета сумм возмещений НДС по нулевой ставке) составляют от 60 до 90% от общих поступлений. При этом компания имеет очень низкий уровень КНН, в среднем порядка 2% за период 2004–2009 годов. Низкий уровень КНН объясняется тем, что у компании основная доля реализации приходится на экспорт, соответственно, исчисление и уплата НДС производится по нулевой ставке. В связи с чем производятся зачеты с дебетового сальдо в счет уплаты других налогов. Также на низкий КНН повлияли установленные фиксированные ставки по КПН, срок которых истекает после 2009 года.
Наконец, в отношении «Тенгизшевройла». Данное совместное предприятие в форме ТОО было учреждено 2 апреля 1993 года в результате подписания между корпорацией «Шеврон» и Республикой Казахстан договора о формировании партнерства и соглашения по проекту в Республике Казахстан. В настоящее время доли участия в партнерстве распределены следующим образом: «Шеврон Оверсиз» — 50%, «ЭксонМобил» — 25%, «КазМунайГаз» — 20% и «ЛукАрко» — 5%. Основные показатели деятельности налогоплательщика следующие:
Это один из первых контрактов на добычу нефти в Казахстане, заключенных в начале 1990-х годов. В целях привлечения иностранных инвестиций государством были предоставлены отдельные гарантии стабильности налоговых положений заключенных контрактов.
Комментариев пока нет