Президент Нурсултан Назарбаев:
Поддержать

Президент Нурсултан Назарбаев:

Девиз нашего председательства в ОБСЕ был хорошо воспринят потому, что он отражает потребность всех членов организации в реальных переменах на огромном пространстве от Ванкувера до Владивостока.
Первое — все мы нуждаемся в доверии друг к другу. Стоящие перед странами ОБСЕ проблемы в сфере безопасности многообразны и сложны. Значительны и существующие между нами различия в понимании этих проблем и выборе путей их решения.
На взгляд Казахстана, сообщество ОБСЕ обязано продемонстрировать доверие и единство — именно это нужно для преодоления нынешних трудностей. В связи с этим стратегия казахстанского председательства состоит в формировании условий для восстановления согласия и доверия между странами-участниками. При этом доверие следует рассматривать как важнейший компонент, на котором базируется совместная безопасность.
Важный вклад в восстановление атмосферы доверия на пространстве ОБСЕ внес последовательно продолженный казахстанским председательством «процесс Корфу» — открытый, постоянный, широкомасштабный и всеобъемлющий диалог для достижения единства в отношении будущего евразийской безопасности на платформе ОБСЕ. Я не случайно использую определение «евразийской», потому что сегодня нельзя говорить отдельно о европейской или азиатской безопасности. Учитывая характер современных вызовов и угроз, то, что территории ряда стран–участников ОБСЕ находится в Азии, казахстанское председательство говорит о сообществе безопасности на пространстве Евроатлантики и Евразии.
В рамках «процесса Корфу» удалось добиться прогресса в выявлении консенсусных сфер для дальнейшей работы. Все это создает хорошие условия для укрепления доверия и реагирования на общие вызовы.
Второй элемент девиза — традиции — символизирует приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ. К сожалению, сегодня принципы и обязательства, заложенные в основополагающих документах СБСЕ/ОБСЕ, все еще соблюдаются не в полной мере. Применение силы не перестало рассматриваться как средство разрешения конфликтов, не устранена угроза противостояния между государствами.
Наблюдается застой в процессе контроля над обычными видами вооружений.
Серьезную опасность представляют транснациональные угрозы, многие конфликты остаются нерешенными. В связи с этим считаю, что на Астанинском саммите необходимо заново подтвердить все принципы и обязательства ОБСЕ, а также утвердить новую, нацеленную в будущее повестку дня.
Необходимо в инновационном ключе проанализировать пути реализации существенных перемен в евроатлантической и евразийской политике.
Под традициями мы также понимаем необходимость учета исторических и культурных особенностей каждого народа.
Сделать это нужно для того, чтобы в современном контексте вернуться к тем целям, ради которых и создавалась наша организация, — строительству Европы без разделительных линий, на основе всеобъемлющего и сбалансированного подхода ко всем аспектам безопасности.
По третьему элементу — транспарентности — могу сказать, что он подразумевает максимальную открытость в международных отношениях, свободных от двойных стандартов и разделительных линий, нацеленность на конструктивное сотрудничество в преодолении вызовов и угроз безопасности.
Во время моего визита во Францию в октябре текущего года мы провели конференцию, посвященную 20-летию Парижской хартии, в которой приняли участие непосредственные участники событий тех лет, среди них экс-президент Франции Ж. д’Эстен, экс-министр иностранных дел Франции Р. Дюма, экс-министр иностранных дел ФРГ Х. Д. Геншер. Подписание Парижской хартии для Новой Европы положило начало трансформации СБСЕ из форума в активно действующую структуру, она стала логическим продолжением Хельсинкского заключительного акта. Данный судьбоносный документ во многом определил контуры общеевропейской безопасности на долгосрочную перспективу.
В период холодной войны в основе Хельсинкского процесса лежали интересы поддержания евроатлантического порядка на основе сложившегося между двумя полюсами — США и Советским Союзом — равновесия. С падением «железной стены», крахом Варшавского блока и развалом СССР эта сверхидея исчезла.
В итоге наша организация, потеряв прежние пространственные ориентиры, не смогла своевременно перестроиться и оказалась во власти инерции.
По сути, через 20 лет с момента фактического окончания биполярного противостояния структура международных отношений на пространстве от Ванкувера до Владивостока сохраняет все основные признаки давно ушедшей эпохи.
Безусловно, основатели ОБСЕ создали уникальную организацию, органично включенную в общую архитектуру евроатлантической и евразийской безопасности. Однако жизнь не стоит на месте. Появляются новые вызовы стабильности, видоизменяется содержание угроз, интернационализируются такие понятия, как терроризм, политический и религиозный экстремизм, наркобизнес.
Мы все переживаем беспрецедентный по своему воздействию и масштабам экономический кризис. Международному сообществу не удается добиться урегулирования затяжных конфликтов.
Зияющей раной на карте мира остается Афганистан.
Беспрецедентным вызовом для всех нас стал острый внутриполитический кризис в Кыргызстане. Мы обязаны гибко, своевременно и адекватно реагировать на процессы, разрушающие конструкцию безопасности. Наша цель состоит в том, чтобы укрепить ее, привести в соответствие с реалиями.
Четвертый элемент девиза — толерантность — отражает глобальные тренды по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, что в современном мире приобретает все большую значимость.
Нашим большим общим успехом стало проведение 29–30 июня в Астане Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации. Этот форум ярко подтвердил важность обмена опытом в области межнационального и межконфессионального согласия. Казахстан активно продвигает сближение Востока и Запада в понимании ключевых вопросов современного мироустройства и перспектив его дальнейшей эволюции. По моей инициативе в Астане регулярно проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий.
В ходе Астанинского саммита нам следует на деле доказать важность памяти о прошлом, примирения наций, продвижения толерантности, борьбы с расизмом, антисемитизмом и ксенофобией в современной Европе и Евразии.
К сожалению, изменения в языковой, миграционной, религиозной, культурной, образовательной политике, которые мы наблюдаем в государствах ОБСЕ, должным образом не осмыслены на коллективном уровне.
Уверен, что мы вместе должны поработать над обобщением очень серьезных сдвигов в политике толерантности за последние несколько лет. Нам нужно выйти на общий документ, который я бы назвал так: «ОБСЕ: к толерантности в новом десятилетии».
Тематика толерантности в широком контексте будет в центре внимания и в ходе председательства Казахстана в Организации Исламская конференция в 2011 году…
Казахстанское председательство в качестве политического менеджера ОБСЕ исходит из необходимости учета мнений и интересов всех без исключения участников организации.
Казахстан, будучи активным участником различных структур на пространстве ОБСЕ и тесно взаимодействуя с государствами, входящими в другие, «конкурирующие» организации, доказал, что на посту действующего председательства можно и нужно проводить беспристрастный курс. Именно благодаря консультациям со всеми без исключения государствами–участниками ОБСЕ удалось радикально изменить дискуссионную атмосферу на огромном пространстве ответственности и добиться консенсуса по вопросу проведения встречи в верхах в Астане. При этом еще в начале нашего председательства мало кто верил, что эта идея станет реальностью.
2010 год — рубежный год, ознаменованный 65-летием завершения Второй мировой войны, 35-летием Хельсинкского заключительного акта и 20-летием Парижской хартии для Новой Европы. Поэтому в своих консультациях с государствами-участниками мы делали упор на то, что построение сообщества подлинно единой и неделимой безопасности в Евроатлантике и Евразии требует как переподтверждения всех принципов и обязательств ОБСЕ, так и новой, нацеленной в будущее повестки дня. Выработка новой повестки возможна лишь при наличии соответствующей политической воли на высшем уровне.
Кроме того, мы акцентировали, что запуск на саммите в Астане подлинной «перезагрузки» геополитических отношений в огромной зоне ответственности ОБСЕ эффективно дополнит аналогичные процессы, происходящие сегодня в мире. Во-первых, в отношениях между отдельными государствами. Яркий, успешный пример — Россия и США. Во-вторых, в рамках глобальных и региональных многосторонних политических и экономических процессов. Я имею в виду прежде всего «большую двадцатку», Европейский союз, НАТО, Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси.
Все в ОБСЕ согласны: достижение всеобъемлющего мира и стабильности в зоне ее ответственности упрочит глобальную безопасность.
Например, если на Астанинском саммите будет достигнута договоренность об обновленной архитектуре безопасности, то можно смело рассчитывать на достижение ощутимого прогресса и в области контроля над ядерными вооружениями и их сокращения. Такая же ситуация сложится и в вопросе климатических изменений, если ключевые для его разрешения страны смогут достичь компромисса по другим важным аспектам сотрудничества.
Взаимодействие в умиротворении горячих точек на политической карте мира будет более перспективно, если мы сможем устранить проблемные зоны на своем собственном европейском и евразийском «дворе».
В качестве другого немаловажного аспекта нашей инициативы о созыве саммита мы называли стремление Казахстана продемонстрировать всему миру, что «ислам, прогресс и демократия совместимы».
Мы имеем на это моральное право как страна с преобладающим мусульманским населением, успешно реализующая социально-экономические и политические реформы, последовательно интегрирующаяся в демократическое сообщество.
Пагубность дальнейшего промедления с проведением саммита мы объясняли возможным упущением нынешних сравнительно благоприятных геополитических условий. Тем, что возможна реализация самого негативного для всех нас сценария, при котором понятие европейской безопасности фактически свелось бы к пространству «от Ванкувера», но не «до Владивостока», а «до Белостока».
А ОБСЕ при таком сценарии окончательно впала бы в летаргический сон. Между тем никакие доводы в пользу саммита не возымели бы действия, если бы все без исключения страны–участники ОБСЕ не проявили конструктивный подход и политическую дальновидность.


(Из интервью Президента Н.Назарбаева EuroNews)




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.