Казахские самолетопоклонники
Поддержать

Казахские самолетопоклонники

Данияр Шабдукаримов


В Казахстане прошло еще одно событие, которое принесло больше разочарования, чем радости. Азиада.




Идея проведения Зимних азиатских игр в Казахстане сама по себе великолепна. Но нужно заметить, что в наше время подобные масштабные мероприятия, будь то Олимпиада или «Экспо», проводятся с целью убить двух зайцев одним выстрелом: заработать деньги и укрепить имидж страны. При этом имидж укрепляется в первую очередь для привлечения потенциальных туристов и инвесторов. Забудьте эти совковые сказки про игры доброй воли и всеобщее братство. Сегодня спортивные соревнования — это в первую очередь одна из самых доходных статей шоу-бизнеса, генерирующая больше денег, чем голливудские киностудии, порноиндустрия и музыкальный рынок в совокупности.
Чего мы добились от проведения Азиады? Учитывая полупустые трибуны и отсутствие рекламы крупных международных марок во время соревнований, денег мы не заработали. Более того, ни один крупный западный канал не показывал эти соревнования, а значит, с деньгами на права трансляции мы тоже пролетели. Имидж мы укрепили? Сильно сомневаюсь. До начала Азиады чиновники и дикторы трубили с экранов, что весь мир (!) увидит Казахстан во всей своей красе, особенно наши достижения. Я честно и патриотично решил следить за всеми соревнованиями и уж, конечно же, не пропустить церемонию открытия. Активно циркулирующие слухи о том, что на Азиаду потратили больше миллиарда долларов казенных денег, еще более подогрели мои предвкушения. Даже барсик Ирби, больше похожий на унылую облезлую мартышку, не испортил мои предвкушения.
Церемония открытия Азиатских игр в Астане с треском провалилась. Хотелось бы поделиться наблюдением: во время церемонии открытия подобных мероприятий зрителям обычно демонстрируют вклад народа в общечеловеческое развитие, в мировую цивилизацию, а также культурное и экономическое состояние современного общества страны. Но мы, как всегда, решили пойти по собственному уникальному пути, по следам снежного барса. Сначала это действо было похоже на продолжение фильма «Приключения Электроника». Ну а дальше — парад вариаций аляпистых костюмов и древнетюркских мифов. На видео транслировались лошади на фоне юрт, юрты на фоне лошадей, лошади бегущие, лошади стоящие, лошади сбоку, лошади сверху, а в какой-то момент вживую продемонстрировали макет летящей лошади. Это выглядит особенно странно на фоне официальной статистики, согласно которой большинство населения страны проживает в городах. Весь этот затянутый и нудный спектакль сопровождался заунывным пением малоизвестных в Азии певцов. Природа, показанная на видео, тоже особо не впечатлила: желтая пустыня сменяется коричневой выцветшей степью. Видимо, снимать видео кинулись достаточно поздно, когда степь уже отцвела и пожухла.
Бездарные комментарии от Мадины Садвакасовой и еще парочки «комментаторов» с ограниченным кругозором только увеличивали чувство стыда за свое Отечество. В казахской церемонии использовались практически все технологии, которые применялись во время открытия Олимпиады в Пекине. Но, согласитесь, наша церемония не идет ни в какое сравнение с китайской. Кстати, полную запись церемонии открытия Олимпиады в Пекине невозможно найти в Интернете, потому что права на трансляцию и распространение выкупили три ТВ-компании за большие деньги, и срок действия этих прав еще не истек.
Так и не увидев никакой красы и никаких достижений во время проваленной церемонии открытия, я все еще надеялся увидеть обещанное во время соревнований. Этого тоже не произошло. Жидкие кучки людей на трибунах только усиливали угрюмое впечатление от пасмурной зимней погоды и мрачных гор в серо-бело-коричневых тонах.
Оформление города состояло из различных билбордов в серо-бело-голубых тонах, с не менее серым талисманом игр. И всё это на фоне серого зимнего города. Медали выглядят как бесформенные куски металла, подобные ужасы можно увидеть в наших ювелирных лавках под вывеской «авторские работы». А гимн Азиады в исполнении Розы Рымбаевой и Алибека Днишева больше напоминал громкую ругань стареющей семейной пары. Казахский креатив во всей своей красе! Вот оно, казахское укрепление имиджа!
О церемонии закрытия я лучше ничего не скажу, потому что она была еще хуже, чем открытие и соревнования. Про работу волонтеров, которые сами не знали, где какие трибуны находятся и какие ворота будут открыты для зрителей, тоже особо говорить не хочется. Да и зачем волонтерам знать об этом? Ведь трибуны все равно пустые, так что проходите и садитесь на любые места.
Создалось впечатление, что за счет казахской Азиады обогатились все кто угодно, только не Казахстан. Объекты явно построены из импортных материалов и, скорее всего, руками иностранной рабочей силы, фейерверки тоже понятно где закуплены. Даже открытие Азиады продюсировал иностранец, да и в массовке участвовало много иностранцев из-за недостачи собственных кадров. Вот только гигантского наплыва иностранных туристов так и не произошло.
Я упорно мониторил крупнейшие международные каналы в попытках найти хоть какую-то информацию, что в Казахстане происходит такое великое и грандиозное событие, с помощью которого мы демонстрируем свою красоту и достижения. К сожалению, CNN, BBC, SkyNews, FoxNews и DW просто проигнорировали казахское зрелище. Только «Евроньюс» сделали один маленький трехминутный сюжет в рубрике «Фокус» (название-то какое!).
Вся эта канитель очень сильно напоминает мне карго-культ, возникший в крошечном островном тихоокеанском государстве Вануату. Во время Второй мировой войны меланезийские аборигены столкнулись с потоком никогда не виданных даров цивилизации — с шоколадом и колой, машинами и радио, которые на острова, ставшие военными базами, доставляли американские самолеты. Эти удивительные вещи были прозваны местными жителями «карго», от английского слова cargo — груз. Когда война окончилась, самолеты улетели и поток карго иссяк, аборигены решили приманить его обратно. Они стали строить в натуральную величину взлетно-посадочные полосы, самолеты, вышки диспетчеров и т. д., только из кокосовых пальм и соломы. Они уверовали, что если построят такие же самолеты, как у американцев, то духи предков вспомнят про них и вернут карго.
Верующие регулярно проводили строевые учения и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA». Дальше дела обстояли еще хуже. Поскольку все эти ритуалы не привели к возвращению божественных самолетов, аборигены полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолетам.
Исследователи карго-культов обнаружили, что такие верования нередко возникают там, где наивная цивилизация хочет одним прыжком приобщиться к плодам цивилизации изощренной.
Вот и мы проводим соломенно-кокосовые саммиты и спортивные соревнования, строим соломенно-кокосовые университеты и небоскребы в чистом поле, идеально имитируя оболочку в своих отчаянных попытках привлечь внимание мирового сообщества к нашим соломенно-кокосовым достижениям. Мы строим соломенно-кокосовые памятники батырам и ханам в надежде, что духи предков вспомнят о нас и жизнь наладится. При этом одна часть нашего мозга пытается мимикрировать прошлые советские мероприятия, а другая часть пытается имитировать современные иностранные аналоги. Мы доказали всей Азии, что мы продали достаточно нефти, чтобы все это купить.
Создать соломенный макет — это, конечно, немалые потуги, но, согласитесь, оригинал впечатляет гораздо больше. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *