НЕЛЮБИМАЯ
Поддержать

НЕЛЮБИМАЯ

Автор: Кирилл Алексеев


Несырьевой сектор продолжает оставаться «золушкой» отечественной индустрии

Агентство РК по статистике недавно опубликовало данные о развитии промышленности в январе-сентябре 2006 года. Проанализировать их показалось нам достаточно интересным, особенно в части перерабатывающей промышленности.

Почему именно в перерабатывающей? Ни для кого не секрет и не новость, что этот сектор экономики вопреки своей важности и самой по себе, и особенно накануне вступления в ВТО, по сравнению с промышленностью добывающей традиционно обделен как вниманием в информационной сфере, так и, чего уж греха таить, реальной государственной поддержкой. Почему именно сейчас, ведь год еще не закончен? Символические девять месяцев все же дают возможность предположить, чем «тяжела» наша экономика, что можно получить по итогам года, возможно, последнего перед наступающим членством в ВТО. Да, в конце концов, при всей важности, не в ВТО даже дело – просто стоит обращать внимание на тенденции в одной из важнейших, хотя и оттесненной «в тень», частей экономики. Не претендуя на методологическое совершенство, мы решили обратиться за комментарием к экспертам в двух отраслях – машиностроительной и деревообрабатывающей. Этот выбор был сделан на основе соображений, безусловно, субъективных, но, рискнем предположить, правильных. Страна, претендующая на успешное развитие в сфере инновационной индустрии, должна не только в большой мере сама себя одевать и кормить (это само собой!), но и производить в достаточно серьезном объеме некую «тяжелую» продукцию. «Тяжелую» по объему инвестиций, протяженности технологических цепочек в самой стране и их «связей» с внешним рынком, объему задействованного напрямую и косвенно персонала, инновационной емкости. В итоге выбор остановился на деревообрабатывающей и машиностроительной сферах.

Лесопромышленный комплекс «в тени»
Вполне достойно в первые три квартала текущего года показал себя лесопромышленный комплекс. Статистика показывает в разделе «обработка древесины и производство изделий из дерева» рост по отношению к аналогичному периоду 2005 года 105,3%. В целлюлозно-бумажной промышленности и того больше — 117,8%, но она в статистике объединена с издательским делом, что, на наш взгляд, усложняет анализ тенденций в развитии лесопромышленного комплекса. Здесь, кстати, надо отметить, что часто, работая над материалом, от экспертов в различных отраслях приходилось слышать немало замечаний в адрес статистики. Например, что надо и промежуточные статданные публиковать не только в процентах роста, а в денежном исчислении. Для общей и ясной картины нужно видеть долю того или иного сектора промышленности в ВВП, в бюджете по налоговым отчислениям, среди отраслей перерабатывающей промышленности… — Существующая официальная статистика не дает данных по фактической динамике в отраслях: во-первых, она оценивает только фактически отчитывающиеся предприятия, не делая попыток проанализировать объемы теневого рынка. Вероятно, это не задача статистического ведомства, но чья же она, кроме бизнес-ассоциаций? То есть данные, приводимые в статистических отчетах, фактически занижены. Но насколько? – так комментирует вопрос о развитии лесопромышленного комплекса Евгений Бессонов, вице-президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АПМДП) РК. Представителям этого сектора промышленности традиционно свойственно озвучивать очень серьезные цифры, характеризующие потенциал отрасли. Например, сейчас г-н Бессонов говорит об объеме рынка продукции всего лесопромышленного комплекса в Казахстане в более чем 4 млрд. долларов. Или что потенциально в отрасли может быть создано, как было в начале 1990-х, порядка 120 тыс. рабочих мест (с учетом сервисной и торговой инфраструктуры). Так это или нет? Можно ответить в стиле вопроса самого бизнесмена из предыдущего абзаца. Но то, что рост в отрасли в этом году идет, и значительный, отметили все опрошенные нами производители, а их было порядка десяти. Притом, что опрашивались представители разных подотраслей деревообрабатывающей промышленности. Эксперты говорят и о том, что статистика не дает консолидированной отчетности по всем отраслям ЛПК. Но достаточно общей была и оценка природы этого роста. Формулируя ее коротко в привязке к теме статьи, можно сказать: многие предприниматели считают, что позитивная динамика существует не благодаря государственной политике, а вопреки ей. Или, как вариант ответа, ее отсутствия. — Текущий год до сих пор показывал полное отсутствие экономических решений по перерабатывающей промышленности. Более того, вспомним исследования, которые были проведены по методике Портера по кластерному развитию в части нашей отрасли: выводы были сделаны в пользу развития ее, но решений в этом направлении принято не было. Повторяется история со стратегией развития «Казахстан 2030», как и с исследованиями Всемирного банка по увеличению лесистости в Казахстане, подразумевающих непрерывное лесопользование. Это непонимание и незнание значимости лесопромышленного комплекса и вообще отсутствие системности в принятии решений, — так резюмирует это общее настроение г-н Бессонов. Отрасль, как говорят ее представители, подвержена давлению с четырех сторон – государственное влияние, контрабанда, легальный импорт и теневой бизнес. Общий рефрен — «легального производителя давят со всех сторон – контрабандная продукция на рынке, теневое производство, легальный импорт, коррумпированные чиновники». Но хочется отметить то, как комментируется одна из главных проблем – кадровая. На эту тему тоже пришлось выслушать много очень пессимистических прогнозов и оценок. Есть случаи, когда компании начинают большие проекты, имея средства, привлеченные на удобных условиях, имея потенциальный рынок, но все тормозится из-за кадровой проблемы как на уровне рабочих, так и в отношении инженеров, технологов, дизайнеров… — Никакой связи между Стратегией индустриально-инновационного развития, программами развития отраслей и политикой по подготовке специалистов нет. Нет координирующего эту совершенно необходимую работу органа. И уж тем более нет серьезной работы по прогнозированию кадровых процессов в отраслях. В итоге государство просто не имеет объективного материала, данных, по которым можно было бы выстраивать политику по подготовке квалифицированных кадров, — говорит г-н Бессонов. Уровень квалификации преподавателей в учебных заведениях, готовящих кадры для этого направления, уровень методического обеспечения, программ и, следовательно, уровень подготовки студентов предприниматели зачастую оценивают как катастрофический. Еще и физическое отсутствие профессионально-технических школ. Похоже, правы те, кто считает, что сейчас без масштабного привлечения преподавателей с учеными степенями из ближнего и дальнего зарубежья изменить ситуацию в принципе невозможно. Пример: внедрением одного из крупных проектов в целлюлозно-бумажной промышленности занимались только иностранные специалисты. Да все молодые страны, выстраивающие конфигурацию своей экономики, через это прошли, но у нас проблема в том, что параллельно с привлечением «импортных» не готовят адекватное количество и качество своих специалистов. По словам Евгения Бессонова, вместо нескольких десятков специальностей в секторе лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности, по которым когда-то шла подготовка в казахстанских вузах и техникумах, сейчас свели в одну – технолог деревообработки, по классификации минобразования. Но хуже всего то, что решение проблемы кадрового обеспечения дело длительное, а негативные процессы в системе подготовки кадров очень инерционны. Даже навались государство всей мощью на эту задачу сегодня — завтра, раньше, чем через несколько лет даже первых явных признаков отдачи не увидеть. Но и не делать этого нельзя. — Но надо понимать, что нас никто не будет ждать на рынке, нас просто завалят импортной продукцией лесопромышленного комплекса из Финляндии, России, Китая, — говорит г-н Бесонов.

Машиностроение: «дыхание» восточного соседа…
В машиностроении за этот период статистика отмечает рост, прямо-таки беспримерный – 118,6%! Это не просто много, а очень много – ни одна другая отрасль промышленности такого динамизма не проявляла. Это тем более значимо, если помнить, что выпало на долю казахстанских машиностроителей в 1990-х. Немного найдется сфер экономики, подвергшихся такой, воистину исторической ломке, как машиностроение. И вот – рост. Правда, собственно производство машин и оборудования в январе – сентябре этого года сократилось, причем заметно. Статистика показывает лишь 92,7% от прошлогоднего аналогичного периода. Зато исключительно высокими темпами росло производство в таких подотраслях машиностроения, как выпуск электрооборудования, электронного и оптического (кто бы знал, что оно у нас есть!) оборудования. И – производство транспортных средств и оборудования, которое показало аж 144,8% прироста! Бывает же такое. Что же, однако, в «сухом остатке» при таком внутриотраслевом разбросе? — Безусловно, что рост в отрасли есть, и он фиксируется уже ряд лет. Руководители ряда предприятий отмечают диверсификацию заказов на их продукцию, и это факт очень позитивный. Казахстанские заводы начинают ощущать на себе через те же заказы рост в строительной, пищевой промышленности. Но надо не забывать, что падение в машиностроении в 1990-х годах было настолько глубоким, что теперь даже некоторое возвышение над нулевой планкой выглядит как позитив. Конечно, реализовано несколько новых производств – тот же БИПЕК-АВТО… Идет строительство машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий на западе Казахстана – например, судостроительные верфи. В Актау созданы два предприятия с иностранным – южнокорейским и арабским – участием. В Уральске на базе завода «Металлист» создается новое серьезное производство. Но серьезного машиностроения мало. И чтобы говорить о стабильном и серьезном, качественном, росте в отрасли, надо, чтобы он исчислялся не в процентах, а в разах, — так комментирует наш вопрос исполнительный директор Союза инжиниринговых компаний Казахстана Владимир Журин. На целый ряд положительных примеров открытия новых производств или возрождения, в большей или меньшей степени, старых эксперты приводят не меньшее количество и других историй. Интересно, что в качестве иллюстрации некоей тенденции не раз приходилось слышать следующий пример: на Казахстанской международной выставке «Нефть и Газ» (KIOGE) в этом году при росте ее размеров и количества казахстанских участников в целом отечественных предприятий-производителей оборудования явно стало меньше. Целый ряд машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, которые раньше регулярно участвовали в этой престижной выставке, ушли с нее – нет средств даже на стенды. А эксперты при этом называют очень крупные предприятия, которые, что называется, «на слуху». Правда, кто-то уже больше по памяти. Прямо сказать, машиностроением гордиться Казахстану по-прежнему не приходится. Выпускаемая товарная номенклатура не широка, о каких-то уникальных по сложности позициях говорить не приходится, с международной сертификацией сложно: одни предприятия не только давно, в числе первых вообще в Казахстане, получили ISO, но и имеют сертификат авторитетнейшей ASME – Американской ассоциации инженеров-механиков, а у других вообще еще ничего подобного нет. Возможно ли поднять, в принципе, казахстанское машиностроение? Многие, почти все, опрошенные нами эксперты, отвечают на этот вопрос положительно, но – с оговорками. Первая среди них — это время. — Чем дальше, тем больше мы чувствуем «дыхание» со стороны восточного соседа. Китайцы все больше и во все больших сферах поставляют сюда оборудование. Не говоря уже об автомобилях, это и оборудование для горнометаллургического сектора, и нефтеперерабатывающее. Раньше просто улыбкой встречалось предположение, что наши соседи смогут это делать. Можно было услышать мнение, что если будут работать у нас в добывающей сфере китайцы, то заказывать оборудование будут у нас, так как своего у них нет. Теперь уже оно есть, причем высокого, по сути, мирового уровня. Они развили у себя эту сферу очень быстро и успешно. Есть угроза, что мы, медленно раскачиваясь, потеряем внутренний рынок, и надо, пока не вступили в ВТО, давать преференции, активизировать деятельность контрактного агентства… Надо делать массу вещей, — считает г-н Журин. Одной из серьезных проблем отрасли также являются кадры. Да, это совсем не специфическая проблема, она характерна для всей экономики. Но такая всеобщность никак не отражается на решении задачи кадрового обеспечения. В машиностроении она усугубляется не только очень масштабным отъездом многих специалистов из страны, а еще и оттоком имеющихся в представительства зарубежных компаний, желающих осваивать казахстанский рынок машиностроительной и металлообрабатывающей продукции. Конечно, конкуренция — это по определению хорошо, и она должна быть и на внутреннем рынке, но все же не уйти от достаточно обидной мысли о том, что очень профессиональные, но бездарно выкинутые в свое время кадры наших предприятий теперь помогают иностранцам доминировать на нем. — Очевидно желание, политическая воля президента поднимать эту отрасль, понимание, что без нее государство неполноценно. Но вот дальше, по нисходящей в государственной системе, уже идет непонимание, как эту задачу выполнять. С одной стороны, в чиновничьей среде нет знаний и возможностей реализовывать это самим. Да и не государство должно это делать, а предприниматели. А вот понимания, что их надо поддерживать и вести с ними диалог, советоваться, у чиновников тоже нет. То есть по-прежнему нет диалога между чиновниками и предпринимателями. Хотя есть институты созданные для этого, но очень медленно они раскачиваются, — считает г-н Журин. Таким образом, итожа, видно: среди основных проблем, о которых говорят промышленники, на первом месте кадры и политика государства в отношении перерабатывающего комплекса (вариант оценок – отсутствие этой политики). Среди угроз – утрата позиции на внутреннем рынке, усложнение условий для последующих попыток возрождения перерабатывающей промышленности. Самое, на наш взгляд, тревожное обстоятельство то, что эти оценки даются экспертами на фоне существующей государственной Индустриально-инновационной программы, многочисленных обсуждений и деклараций на этот счет. Очевидна проблема недостаточной эффективности правительственной политики в сфере поддержки перерабатывающей промышленности. Проблема тем более явная, что все рецепты решения многих проблем, той же кадровой, уже многократно обсуждены и даже продекларированы. Но сакраментальная фраза «воз и ныне там» остается рефреном обсуждения всех этих проблем. Похоже, что только ВТО сможет как следует «раскачать» этот «воз».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *