К юристу – как к зубному
Безопасность – понятие более емкое и сложное, чем это обычно воспринимается в нашем обществе. Вернее, здесь следует подчеркнуть, что это именно понятие, включающее в себя разные составляющие, которые обычно у нас привыкли воспринимать как нечто разрозненное. Каждый знает, что есть безопасность дорожного движения или, к примеру, пожарная. Многие уже осознают необходимость соблюдения технической безопасности во всех ее многочисленных проявлениях. А некоторая часть сограждан даже доросла до осознания существования безопасности юридической.
Алексей Кириллов
Tрадиционно, с советских времен, когда едва ли не все отношения в обществе строились по линии «государство — гражданин» и в силу простоты этой схемы, отношения эти были вполне просты, у нас не было ни необходимости, ни тем более навыка в выстраивании юридической безопасности. Конечно, были и частные судебные иски, и услуги адвокатов, и юридические консультации, в которые обращались, но все это происходило только после появления на сцене частной жизни известного персонажа под названием «жареный петух» и осуществления им не менее известных действий. Юридической же безопасности как системы мер, предпринимаемой гражданином для превентивной защиты, ограждения себя с помощью юридических способов от всякого рода правовых посягательств на жизнь, свободу, имущество, тогда не существовало. Объективно взяться ей было неоткуда в социалистическом обществе.
С этим мы и вошли в систему современных отношений, принципиально отличающуюся от того, что было при совдепии. Сначала, в первые времена «дикого» капитализма, необходимость юридической безопасности также не осознавалась в обществе: какая уж такая «юрбезопасность», когда вокруг – эпоха гопников? Не попасть бы «под пресс» «малиновых пиджаков». Но ход истории не остановить; изменился характер «прессов», и начала меняться и реакция граждан на них.
— Юридическая безопасность стоит на ступень выше безопасности физической. То есть, когда человек более или менее успешно защитил себя от, условно говоря, вторжения парней с бритыми затылками или пожара, он начинает выстраивать системную юридическую, правовую безопасность для себя, семьи, своего имущества, — так комментирует эти, скажем так, историко-психологические процессы, Евгений Порохов, директор НИИ финансового и налогового права, кандидат юридических наук.
Как и другие виды безопасности, например, техническая, физическая, правовая безопасность имеет свои механизмы, свои приемы и способы обеспечения защиты того, кто в ней нуждается. Они в основном сводятся к тому, чтобы правовыми способами создать систему защиты. Именно необходимость этой системности постоянно подчеркивают юристы. А среди приемов и способов ее выстраивания они в первую очередь называют необходимость соответствия собственного правового статуса всем законодательным нормам и требованиям. Ведь, как правило, правовую атаку на кого-либо, то есть попытку с помощью формально законных методов отнять имущество, лишить прав, ограничить возможности, осуществляют, когда знают, что у этого субъекта есть какой-либо изъян, слабое место, куда можно ударить и в результате в том или ином виде получить выгоду.
— Если физическое или юридическое лицо не обеспечило правовую безопасность себе и своему бизнесу, то есть имеет какие-то изъяны, например, отсутствие необходимых лицензий или разрешений, осуществление запрещенного вида предпринимательской деятельности, заключение мнимой или притворной сделки, преднамеренное банкротство, незаконное получение либо нецелевое использование кредита, несоблюдение требований валютного законодательства, то именно такое лицо в первую очередь подвержено риску притязаний, нападения со стороны конкурентов, недоброжелателей или даже криминальных кругов с целью шантажа, завладения бизнесом или просто создания трудностей. Кроме того, оно может попасть в поле зрения представителей власти, претендующих получить что-нибудь для себя в обмен на решение проблемы, — так видит ситуацию Нурлан Макенов, заместитель директора ТОО «Налоговый эксперт».
Судя по характеристикам, которые дают юристы, правовая защищенность – дело достаточно непростое и не каждому взыскующему ее гражданину дастся легко. «Первая степень защиты» – это то, что специалисты называют возможностью субъекта находиться в легальном состоянии или отсутствием каких-либо правовых изъянов в его статусе. То есть защищенным лицом в этом плане можно назвать того, кто законопослушен, исполняет все вмененные ему по закону обязанности, например, платит налоги, законным образом строит свою карьеру, не имеет незаконного двойного гражданства, не имеет незадекларированных объектов недвижимости и капиталов за рубежом… Вот такая картина в совокупности может характеризовать правовой статус субъекта как безупречный и создавать основу для его правовой безопасности. Учитывая специфику нашей недавней истории, когда крупные, да и многие средние капиталы и имущества образовывались, как правило, «из ничего» и путями, мягко говоря, небезупречными, ясно, что выстраивание системы правовой безопасности дело зачастую сложное. Особенно, если создатель капитала не стал почивать на его лаврах и процентах, а пошел дальше, в конкурентную стихию, где для выживания своего собственного или же выживания конкурента из бизнеса зачастую используют просчеты в правовом статусе своих визави. А лучшая тактика в такой борьбе — это в первую очередь глубокая, просчитанная и выстроенная защита. Хочешь мира – готовься к войне.
Естественно, самостоятельно выстроить такую защиту неспециалист не может, и в таких случаях обязательно надо прибегать к услугам профессионалов-юристов и, хотя такой термин у нас не устоялся и «режет слух», но все же применим его, юристов-«системщиков». То есть обладающих не только достаточно высоким профессиональным, но и разноплановым опытом. Многие эксперты сходятся во мнении, что оптимальным, с точки зрения наибольшей гарантированности защиты интересов клиента, является его работа с юридической компанией, а не частным юристом. Как заметил по этому поводу г-н Макенов, «юрист должен будет выступать своего рода дозатором в отношениях лица, формирующего свою защиту, с внешними оппонентами; будет взвешивать его права и обязанности по отношению к третьим лицам». А выполнять такие задачи проще специалисту не в одиночку, а когда он встроен в коллектив, который готов профессионально защитить своего клиента во всех сферах его жизнедеятельности.
Как же ищут клиенты своих «юридических секьюрити»? Нужно с помощью определенных критериев сделать выбор юридической компании, которая будет защищать его. Критерии выбора те же, что и в любом бизнесе – бренд, квалификация и опыт, деловая репутация, цена предложения. И быть при этом очень внимательным, так как ошибка в выборе может стоить очень дорого.
Понятно, подчеркнул в разговоре с нами г-н Порохов, что в реальной жизни стопроцентно безупречных юридических услуг нет – в любом случае есть огрехи. И если в брендовой компании работают сто высококлассных специалистов, все равно не исключено, что пять из них попали туда случайно, а один из пяти, встав не с той ноги, допускает досадную юридическую ошибку именно в отношении тебя и именно в злополучный для тебя день. Но тем не менее если следовать общим критериям выбора, то даже в описанной рисковой ситуации возможно создать нормальную систему своей юридической безопасности как минимум на 95%, чем не иметь ее вообще.
Однако, что же найдет потенциальный клиент на рынке предложений и что вообще представляет собой этот рынок? Картина, рисуемая специалистами, весьма сложна. Г-н Порохов сравнивает формирующийся рынок с «магмой в состоянии ее извержения и постепенного застывания: есть еще некий бурлящий поток непонятно даже чего и есть уже какие-то вырисовавшиеся контуры новых форм, которые можно воспринять, охарактеризовать, проанализировать, дать им должную оценку».
— Такое положение на рынке юридических услуг, в общем, понятно. Более или менее широко осознание необходимости системной правовой защищенности в обществе стало приходить относительно недавно. Интересно то, что, анализируя состояние спроса на нее, можно для характеристики использовать тот же образ «кипящей магмы», которая от силы в 3-5% случаев приняла очертания чего-то ясного. Это объем грамотного потребителя, который способен оценить качество тех юридических услуг, что предлагаются на рынке. Хотя именно эти несколько процентов потребителей и контролируют львиную долю существующего в стране капитала, — заметил Евгений Порохов.
Значит ли это, что проблема правовой защищенности актуальна только для олигархов и магнатов? Конечно, нет. Для «обычных» людей она стоит не менее остро. Как заметил один из алматинских юристов, «с каждого человека на его социальном уровне собирается каждодневный «урожай» в виде денег, работы, силы, энергии, полезного времени, иных благ, за счет которого материализуются и создаются те самые сверхбогатства».
— Происходит это из-за элементарной юридической безграмотности или отсутствия практики обращения к юристам. Всем известны примеры привлечения к ответственности за непредоставление налоговой отчетности или занижение сумм налогов, признания сделок недействительными, лишения лицензии, отмены регистрации юридического лица, споров между родственниками по поводу наследства или между дольщиками и застройщиками относительно возмещения убытков в связи с несвоевременной передачей квартиры либо некачественным строительством. Зачастую люди элементарно не знают своих прав, не знают, как вести себя со своими контрагентами, в чем те нарушают их права. Они часто даже не подозревают, что в их отношении осуществляются противоправные действия, пытаются решать вопросы через какие-то специально навязываемые им схемы. В итоге человек оказывается втянутым в круг сложных проблем, что вынуждает его идти на поводу у других лиц. При своевременном обращении к юристам всего этого можно избежать, причем при меньших расходах и рисках, а также с наибольшим эффектом для получателя юридических услуг, — комментирует Нурлан Макенов.
Пример важности юридической безопасности уже другого уровня – многочисленные в последнее время, пока, правда, в основном у наших соседей по СНГ, так называемые рейдерские схемы, которые у всех на слуху. Это вопрос комплексной безопасности, но в основе его – недоучтенная в свое время в силу каких-то причин юридическая безопасность. Даже юридически недостоверный акт, на основе которого осуществляется рейдерская операция, который потом может быть обжалован в суде, дает тем не менее возможность тем, кто инициирует такую акцию, выиграть время и провести на предприятии необратимые и негативные для собственников изменения.
Тем не менее рынок спроса, как уже было сказано, до сих пор — «не застывшая магма». Он находится в состоянии перманентного формирования. Осознание важности системной юридической защиты приходит на разные социальные «этажи», но не сказать, что это происходит быстро. Но нет худа без добра, и есть один момент в обеспечении правовой безопасности, служащий хоть слабым, но утешением пока еще беспечным и юридически не защищенным людям, – уровень общей грамотности у нападающих тоже пока еще невысок.
— Уровень знаний юридически грамотных способов отъема денег у отечественной оргпреступности, как и у коррумпированного чиновничества, низок. Высококлассных Остапов Бендеров, которые чтят Уголовный кодекс и знают сто законных способов отъема денег, у нас мало. Между двумя борющимися сторонами идет «игра в пинг-понг», и каждый случай нападения порождает появление новых способов защиты, — заметил г-н Порохов.
Изменения в сознании общества есть – приходит понимание того, что законный бизнес в конечном итоге будет более экономичен, выгоден и безопасен, чем его черный или серый. Сейчас продолжают параллельно существовать как мнение, что если сегодня нет проблем, то зачем тратиться на обеспечение этой безопасности, так и понимание того, что к юристу надо обращаться, как к зубному врачу – с целью не только лечения, но и в первую очередь профилактики.
— Проблема в изрядном правовом нигилизме и очень распространенной правовой безграмотности многих, чтобы не сказать неполиткорретно – большинства, сограждан. Устраняться это должно усилиями профессиональных юристов и самой жизнью, — считает г-н Порохов.
Юридической же безопасности как системы мер, предпринимаемой гражданином для превентивной защиты, ограждения себя с помощью юридических способов от всякого рода правовых посягательств на жизнь, свободу, имущество, тогда не существовало.
Комментариев пока нет