Для всех, да не у всех
Поддержать

Для всех, да не у всех

Мадина Исламова


После хищения 3,5 миллиона долларов из ФОМСа его директором Талапкером Иманбаевым в 1998 году в Казахстане обязательного медицинского страхования нет.
Сейчас государство предоставляет населению гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, но те, кого она не устраивает, обращаются в платные клиники или в страховые компании.


Цифры и компании
По состоянию на конец первого полугодия 2005 года 25 страховых организаций из 36 имеют лицензию на право осуществления деятельности по  ДМС (добровольному медицинскому страхованию).  То есть  70%  от общего количества страховых компаний являются потенциальными провайдерами  услуг ДМС. Однако среди этого числа страховых структур занимаются медицинским страхованием далеко не все, ведь этот сектор страхового рынка оперирует не столь крупными суммами в сравнении с другими секторами. К тому же в этой деятельности коэффициент убыточности составляет 70-80%.  Поэтому он  привлекает только две категории страховщиков. Это те компании, которые, видя перспективы развития данного сектора рынка, остаются на нем, покрывая  текущие убытки за счет других видов страхования, и те, которые специализируются именно на ДМС. 
Приведем в пример некоторые данные, предоставленные АФН по состоянию на первое полугодие 2005 года. Объемы выплат находятся на высоком уровне. За первое полугодие этого года они составили 608 571 тыс. тенге. По сравнению с прошлым годом объем премиальных выплат  вырос на 37%. Также в отчете выделяют компании, имеющие наибольшие доли в совокупном объеме премий по ДМС:


ЗАО ККЗиМС «ИНТЕРТИЧ» — 32,5%,
АО «КИС «Казахинстрах» — 17,6%,
ОАО «Нефтяная страховая компания» — 14,5%,
АО «СК «Пана Иншуренс» — 5,5%,
АО «СК «Эко Полис» — 3,9%.


Данные АФН по состоянию на 1 ноября 2005 года показывают уже новую пятерку лидеров по сборам премий. В нашей таблице мы выделили 10 крупнейших компаний.


Большинство страховых компаний зарегистрировано в форме акционерных обществ и осуществляет свою деятельность в Алматы (86%). Крупные организации строят свои филиальные сети по всему  Казахстану. Сами страховые компании являются финансовыми структурами, вся работа, касающаяся предоставления медицинских услуг, лежит на сервисных компаниях, являющихся связующим звеном между страховщиком и лечебными учреждениями.  Контроль за качеством оказываемых медуслуг ведется именно ими. Страховые организации открывают дочерние сервисные компании или же заключают договоры о сотрудничестве. Примером успешно развивающейся сервисной группы можно назвать International Assistance Group, в спектр услуг которой входят не только медицинские, но и многие другие виды сервисных услуг.  
Лидером же рассматриваемого  рынка ДМС является  корпорация «Интертич», образовавшаяся еще в 1989 году. «Все остальные компании, — утверждает начальник управления андеррайтинга НСК Айдос Естемесов, — по своей специфике и развитию находятся примерно на одном уровне».


В предлагаемые услуги входят амбулаторная помощь, покрытие стоимости медикаментов, стационарные услуги с улучшенными условиями пребывания в стационаре, санаторно-курортное лечение, медицинские осмотры и т.д. Приобретая страховку, человек избавляет себя от больничных очередей. Семейные врачи, по словам страховщиков, буквально за руку ведут застрахованных пациентов на осмотр специалистами. Для создания более полного представления об ассортименте услуг ДМС и их расценок предлагаем таблицу.


Пользователи услуг
Как видно из таблицы, не все компании работают с индивидуальными клиентами, к тому же стоимость корпоративной страховки (на одного человека) ниже индивидуальной. Однако есть компании, задачей которых на ближайшее будущее стоит увеличение объема именно индивидуального страхования. По словам нашего эксперта из компании «Алтын Полис» Жениса Исабекова, большая группа населения не охвачена медицинским страхованием, но при этом ее потребность в услугах ДМС находится на высоком уровне. Дети, пенсионеры и люди, занимающиеся собственным бизнесом, должны стать новой целевой аудиторией страховщиков.
Чаще всего к услугам добровольного медицинского страхования прибегают крупные компании и в индивидуальном порядке — иностранцы. Медицинские страховки имеют в основном работники добывающих отраслей и связанной с ними инфраструктуры. Игроки рынка ДМС ориентируются на крупных корпоративных клиентов. К примеру, как прокомментировали в страховой компании «БТА-Забота», на индивидуалов приходится 30% от общего числа клиентов. Но в связи с тем, что страховая культура населения повышается, к 2007 году компания планирует довести это соотношение до 50/50. При работе с корпоративным клиентом риск убыточности снижается, к тому же, заключая контракт с работодателем, страховщик получает большее количество застрахованных одновременно. Еще бытует такое мнение, что сотрудники, получающие страховку бесплатно в качестве социального пакета, не ставят своей целью выбрать все лимиты, которые в ней заложены. Считается, что полис медицинского страхования является признаком высокого социального уровня его обладателя и показателем престижа для работодателя, а также стимулом повышения лояльности для работника.
Неработающие люди, как правило, о добровольном медицинском страховании мало что слышали и знают. Если сравнивать с такими банковскими продуктами, как депозиты и кредиты, то медстрахование рекламируется гораздо реже. Эксперты говорят, что на нынешнем этапе развития крупных страховых компаний весомая доля новых клиентов приходится на тех, кто обращается к страховщику по рекомендации другого крупного клиента. Привлечение клиентов посредством обычной рекламы, как заверяют специалисты, не так эффективно, как для других финансовых продуктов.
Говоря о потребителях на этом рынке, где государство является крупным закупщиком страховых услуг, стоит вспомнить о законе Республики Казахстан о страховании и статье 44, в частности. Здесь говорится, что граждане республики имеют право на бесплатный гарантированный объем медицинской помощи. Желающие получить дополнительные медицинские услуги сверх гарантированного ОБМП могут оплатить их сами либо за счет средств работодателя в системе добровольного медицинского страхования. Однако не все люди знают о том, что им положен минимум бесплатных медуслуг по закону. Как показало исследование, которое провела СК «Алтын Полис», только 20% опрошенных осведомлены о том, что можно получить бесплатную помощь в поликлиниках или лечебно-профилактических учреждениях по месту своей регистрации. Но без направления участкового врача граждане не могут пройти обследование и лечение у узких специалистов, а тем более пройти обследование в специализированных клиниках. Поэтому чаще всего за медицинскую помощь приходится платить.
Третий подпункт этой же статьи гласит: «Граждане имеют право на свободный выбор медицинской организации, а также свободный выбор врача». По словам андеррайтера компании НСК Айнур Сабыровой, это право выбора значительно затрудняет работу страховой компании. «У нас застрахованный по своему желанию может лечиться в разных клиниках в рамках одной программы, что, к примеру, недопустимо в системе медстрахования России, — поясняет г-жа Сабырова, – медицинскому ассистенту приходится впоследствии пересматривать расходы на лечение больного». Еще одной проблемой рынка можно назвать тот факт, что страховщики не берут на себя риски страхования лиц старше 65 лет и детей, не достигших трехлетнего возраста. Медицинской страховкой не покрывается ряд заболеваний, которые входят в государственные программы, — онкологические, психические, туберкулез, сахарный диабет.
В сервисной компании IAG отметили, что установка администрации ЛПУ на «раскручивание» клиентов страховых компаний – по принципу «за вас заплатят» и монополия крупных государственных медицинских учреждений сильно мешают работе ДМС.


P.S. В конце августа этого года была попытка выявить и обсудить слабые стороны рынка на «круглом столе» по проблемам ДМС, проводимом аналитической компанией «PAVE». Это свидетельствует о том, что сами игроки рынка заинтересованы в его усовершенствовании. Также все чаще представители страховых компаний говорят о необходимости выработки специального закона ДМС и кодекса этических норм.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *