Бизнес нашего шоу
Мадина Исламова
Журнал «Эксклюзив» представляет новую рубрику о казахстанском шоу-бизнесе, в которой мы будем рассказывать о том, как и чем зарабатывает наш артист. А в беседах с людьми, причастными к этому немалоприбыльному виду деятельности, постараемся выявить его подводные течения и белые, еще никем не закрашенные пятна.
Взглядом на отечественный шоу-бизнес с «Эксклюзивом» поделилась заслуженный деятель РК Бахыт Шадаева.
Особенность шоу-бизнеса, которую мы имеем на день сегодняшний, – это изобилие надуманных, однотипных штучек, быстро приедающихся публике, и от того мало запоминающихся. Молодые ребята средней симпатичности торопятся скорее записать какую-нибудь случайную песенку, которую принес встретившийся автор или же написавший ее на заказ в ограниченные сроки. Материал получается серенький. К нему записывается более-менее сносный клип, в котором обычно любят снимать наши прекрасные горы, бескрайнюю степь, особняки и полуобнаженных девиц, все пытающихся соблазнить кого-нибудь. Стремление снять поскорей собственное видео оправдывается тем, что при его наличии стоимость выступающего сразу же увеличивается.
В общем, образ нашей эстрады получается тусклым и предсказуемым. Не хватает красивой сказки, легкого налета загадочности, шоу наконец.
Однако и исключение из пока сложившегося правила тоже имеет место. Двумя наиболее удачными музыкальными проектами, появившимися за последние годы, можно назвать группу «101» и Макпал Исабекову, подопечных продюсера Эрика Тастембекова. Выпускница Superstar Kz еще до того, как стала обладательницей приза зрительских симпатий на «Новой волне», была уже одной из самых «дорогих гостей» на всевозможных мероприятиях. Согласно информации, которую предоставила одна из алматинских компаний, совместное выступление вышеуказанных артистов можно было заказать за 2000 — 2500 долл., по отдельности – 1500. Сейчас эти суммы выросли в два раза, так что кроме еще большей популярности для певицы Макпал и известности ее продюсера Эрика Тастембекова Юрмала принесла еще и увеличение доходов. Самыми высокооплачиваемыми же представителями нашего шоу-бизнеса считают Батырхана Шукенова и группу «Мюзикола», оно и понятно: опыт, профессионализм, уровень приносят свои плоды.
Певица, заявившая когда-то, что завоевала любовь народа без какой-либо саморекламы, за 16 лет работы на сцене успела спеть более 100 песен, а клипов у нее всего-навсего четыре.
— Все упирается в деньги, — говорит Бахыт.
— Чтобы записать песню или клип, создать сценический образ, чтобы он соответствовал стилю, выработанному годами, нужны очень хорошие финансовые средства. Я могу позволить себе снять приличный клип один раз в 3-4 года. У меня нет спонсоров, нет продюсера, я все делаю сама.
— Что является для вас основным источником заработка?
— Как и для большинства других моих коллег, это, конечно же, выступления на частных мероприятиях. Сначала мне было неприятно петь у кого-то на тое. Ведь я начала свою карьеру сразу с большой профессиональной сцены, еще в советские годы, пройдя жесткий отбор и опередив более двухсот соперников. До этого мне никогда не приходилось петь в ресторанах и кабаках. Перебороть внутренний барьер помогла мысль о том, что во время моего пения люди оставляют свои разговоры и еду на столах, чтобы послушать меня. Мои слушатели внимательны ко мне везде: и на концертах, и в ресторанах. А еще, это на сегодня самый стабильный источник дохода. Сами понимаете, альбомы и концерты прибыли не приносят. Чтобы выступить на крупном концерте, иногда приходится платить самому. К примеру, на пятнадцатилетие своей певческой карьеры я давала концерт во Дворце Республики, который обошелся мне в $49 000. В эту стоимость входят затраты на рекламу и непосредственно на организацию самого выступления. Собрать удалось менее половины затраченной суммы. За исполнение 2-3 песен на одном вечере можно заработать в среднем $200-500, зависит, разумеется, от того, где и у кого ты выступаешь. За пределами города выступление выходит дороже. Для друзей и хороших знакомых пою, конечно же, просто так.
— Как происходит пополнение репертуара?
— Песни делаются на разных студиях в зависимости от того, где я буду их исполнять. Для тоев нужны песни казахских композиторов, им соответственно требуется свое специфическое звучание аранжировок. Для радио, телевидения и концертов подбирается иной материал, обработка. К каждому случаю свой подход. Поэтому в звукозаписывающих студиях приходится находиться подолгу, чтобы найти то, что нужно. Трудность с подбором песен вызывает и то, что на сегодняшний день у нас мало хороших авторов. Я сейчас даже затрудняюсь назвать какие-то имена, сравнимые с композиторами прошлых лет, такими как С. Байтереков и Ш. Калдаяков. Тем не менее говорить, что хороших вещей совсем нет, несправедливо. Правда, и стоят они дорого, иногда бывает, что понравившаяся песня проходит мимо из-за того, что кто-то заплатил за нее больше.
— Как вы думаете, почему молодежь не слушает казахстанских исполнителей, предпочитая им российских, не говоря уже о западных?
— Всем нужна хорошая музыка, а хорошая музыка требует хороших денег. Все, как вы видите, крутится вокруг финансов, и популярность казахстанских артистов не исключение.
Комментариев пока нет