Бой с тенью, или опошленная пошлина
Акжол Садешов
В своей программе на 2006-2008 годы правительство пообещало упростить процедуры оформления и улучшить таможенное администрирование. Насколько все эти меры будут успешно реализованы, покажет время. Но уже сегодня ясно, что существующую таможенно-тарифную политику необходимо менять, причем кардинально. И в первую очередь это касается высоких таможенных пошлин – первоисточников теневой экономики. Иначе ни о какой конкурентоспособности и речи быть не может. О том, каково отношение наших производителей к этому вопросу и что надо изменить в таможенно-тарифной политике, рассказывает исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана София Айсагалиева.
— Как известно, во всем мире именно высокие таможенные пошлины на импортную продукцию являются одним из основных инструментов защиты внутреннего производства. Но, по мнению отечественных предпринимателей, занятых в производственном секторе, в Казахстане все получается как раз наоборот. В чем причина?
— Сегодня во многих случаях для импортеров стоимость официального ввоза продукции намного выше, чем стоимость «неформальных отношений» с работниками таможенных органов. Итогом подобного «общения» становится ввоз в страну большого объема контрабанды. Следовательно, надо снижать существующие таможенные пошлины для того, чтобы приравнять стоимость легального регулирования к нелегальному, которое ныне уже сложилось на таможне. По этой проблеме существует два мнения. Первое заключается в том, что теневые «ставки» уже выросли настолько, что, возможно, выгоднее было бы заполнить официально грузовую таможенную декларацию, нежели давать на лапу таможенникам. Второе мнение гласит — в любом случае неформально провезти всегда дешевле и, самое главное, проще. Последний довод основывается на том, что существующее таможенное администрирование требует предоставления многих документов, а это чревато бумажной волокитой, потерей времени и в конечном итоге денег. Вот и получается, что на практике импортеру легче и дешевле «заплатить» сотруднику таможни, нежели государству.
— Тогда почему регулирующие органы не изменяют существующие ставки?
— Ставки таможенных пошлин системно не пересматривались уже более пяти лет. В 2000 году это было сделано, но по другой причине. Тогда был подписан меморандум между МВФ, Национальным банком и правительством РК. Согласно этому документу кабинет министров взял на себя обязательство привести все специфические пошлины к адвалорным. Ставки изменялись только для этого. Под влиянием лоббирования интересов отдельных отраслей или групп компаний вносились точечные изменения в таможенные тарифы. Все это привело к тому, что сейчас они представляют собой некий сумбурный перечень ставок.
— А в чем заключается эта беспорядочность и что получилось на практике в результате перечисленных изменений?
— В результате у нас сложилась парадоксальная ситуация. Сегодня ставки пошлин по некоторым видам на готовую продукцию ниже, чем на сырье и комплектующие. Не стоит забывать, что вся отечественная обрабатывающая промышленность работает на импортном сырье и комплектующих. Если посмотреть на структуру затрат обрабатывающей промышленности, то около 82% составляют материальные затраты, связанные с приобретением сырья и комплектующих.
Что такое пошлина для отечественных товаропроизводителей? Это деньги, которые изъяли у них на границе до начала производства. Хотя они могли бы их пустить на оборотный капитал, обновление производства и т.д. Вот и получается, что производители становятся неконкурентоспособными. Наглядным примером может выступать та же мебельная промышленность. Хотя министерство индустрии и торговли и заявляет, что изменили ставки в пользу отечественных мебельщиков, но если посмотреть ТН ВЭД, то видно, что они остались прежними. В частности, на ту же фанеру или шпон они составляют 20%, а на готовую мебель — 15%. Есть ли смысл производить? Этим самым подрывается конкурентоспособность.
Вот уже на протяжении пяти лет в стране наблюдается экономический рост. За это время изменилась структура производства, и имеет смысл системно пересматривать таможенные ставки с участием отраслевых ассоциаций. Необходимо изменять пошлины в пользу наших производителей, тогда и появится у них конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
— Форум предпринимателей Казахстана выступает за передачу парламенту полномочий пересматривать таможенные пошлины. Если это все-таки произойдет, что изменится к лучшему?
— Сегодня эти вопросы регулируются правительством, и в частности постановлением № 1389 «О ставках таможенных пошлин». Но если проанализировать Конституцию и законы, то в принципе нигде не указывается — кто должен устанавливать ставки таможенных пошлин. Как оказалось, этой компетенцией правительство не обладает, но зато в статье №54 Конституции указано, что в полномочия парламента входит установление государственных налогов и сборов. Вот здесь возникает вопрос — является ли таможенная пошлина государственным налогом и сбором? Исходя из определения налога, таможенная пошлина обладает всеми его признаками (безвозмездный, безвозвратный, обязательный платеж в бюджет). Но здесь необходимо, чтобы юристы дали глубокую правовую оценку вопросу — кто должен устанавливать пошлины? Они должны определяться постановлением правительства либо необходимо разработать закон о таможенном тарифе, по которому они будут публично пересматриваться парламентом. В настоящее время предприниматели могут подавать в правительство свои заявки на изменение ставок. Но в этом случае необходимо заполнять сложные таблицы, которые требуют больших научных изысканий. К примеру, нужно изучать, как изменение ставок на ввоз конкретной продукции повлияет на развитие всей экономики. И это все должен исследовать предприниматель.
Сама процедура пересмотра ставок непрозрачна и для предпринимателя непонятна. В парламенте эти процессы протекали бы эффективней и проще, так как он прежде всего предоставляет публичность и объективность в отличие от правительства.
На первом этапе, возможно, целесообразно было бы законодательно определить процедуру пересмотра ставок таможенных пошлин, а сам тариф оставить в компетенции правительства, но с отсылочной нормой в этом законе. Поскольку тариф представляет собой порядка 11 тысяч позиций, которые надо рассматривать, а это большой объем работы. Но в дальнейшем надо постепенно приходить к закону о таможенном тарифе, ставки по которому принимались бы парламентом страны.
— Вы сказали, что необходимо передать парламенту функции установления ставок таможенных пошлин, так как правительство не комментирует свои действия. Но ведь нередко бывает так, что парламент принимает те законы, которые хочет продвинуть правительство.
— Парламент по своей сути предполагает публичность в принятии решений. Это дает предпринимателям возможность через депутатов участвовать в этих процессах. В любом случае если даже поправка не принимается, то, по крайней мере, становятся ясны причины отклонения. Ведется открытая работа, которая дает бизнесу определенные сигналы о том, как правительство и парламент видят ту или иную отрасль. Подчеркиваю — открытость и прозрачность, вот что прежде всего привлекает в парламенте.
— Проводились ли форумом исследования — сколько государство теряет из-за своей неправильной таможенно-тарифной политики?
— Здесь можно отталкиваться от данных сравнительного анализа таможенных систем разных стран. Так, если в целом задекларированный экспорт товаров из Китая в Казахстан, по данным КНР, составлял 2,2 млрд. долларов США, то, по данным нашего Комитета таможенного контроля, задекларированный импорт товаров из Поднебесной составил 758 млн. долларов. Вот и получается, что по экспорту из Китая в Казахстан в среднем теневой оборот составляет около 1,5 миллиарда долларов. Отсюда только НДС было недоплачено на 218 млн. долларов. Теневой оборот по китайскому импорту составляет порядка 60%, а эта страна сегодня является нашим главным импортером.
Комментариев пока нет