Пролетарии, Connect!
Елена Дудка
Цены на услуги связи в Казахстане постепенно снижаются. А уровень качества, напротив, растет. Но если кто имеет возможность сравнивать с ценами и качеством телекоммуникаций, скажем, в Европе, понимают – не так уж и снижаются, не так уж и растет.
Знакомые спецы, пытаясь перевести со своего языка на общедоступный, объяснили это примерно так. Наш рынок, как большое дерево. Казахтелеком — это ствол, остальные – веточки, так или иначе от него зависимые технически или юридически. Поэтому, несмотря на текущую либерализацию, правила игры в основном определяет ведущий оператор. Хотя, конечно, не все зависит от недавнего монополиста.
По результатам исследования, которое провело агентство «Комкон-2 Евразия» по заказу Казахтелекома, общий объем телекоммуникационного рынка (имеется в виду объем доходов) в 2005 году вырос почти на треть и составил 205 млрд. тенге. Из них 99,4 млрд. (49%) заработал оператор номер один, получив чистую прибыль в размере 34,7 млрд. тенге против прошлогодних 26,9 млрд.
Кстати, за последний год доля Казахтелекома на местном рынке не только не снизилась, но и увеличилась во всех сегментах, где он напрямую представлен. Он рос быстрее, чем все остальные компании, вместе взятые (вряд ли их можно сейчас называть конкурентами Казахтелекому). Особенно активен лидер был в сегменте интернет-услуг. Если в среднем по стране трафик в сети увеличился на 37%, то по Казахтелекому рост составил все 53%.
Большую часть доходов Казахтелекома абоненты наговаривают по обычным домашним и офисным телефонам. Хотя за последние два года появились 6 новых операторов ММТС1, были снижены тарифы на межгород и шаг биллинга сократился с 1 минуты до 10 секунд, доход ведущего оператора от этого бизнеса не уменьшается. Учитывая низкий уровень сельской телефонизации и все еще высокие тарифы на услуги мобильной связи, фиксированная телефония имеет высокий рыночный потенциал. Если в развитых странах она растет в лучшем случае на 5% в год, то у нас – на 15%
Вторая по величине статья доходов – услуги другим операторам связи (см. выше о дереве и ветках) — 23%. Интернет пока занимает скромное третье место — 6,2%, но, по оценкам Казахтелекома, имеет «наибольший потенциал проникновения». Мобильной связи в структуре доходов Казахтелекома за 2005 год нет, хотя он является одним из владельцев компании GSM Kazahstan. Между тем мобильная телефония сейчас является основным сегментом телекоммуникационного рынка. И в начале 2006 года ведущий оператор объявил о покупке 100% акций «Мобайл Телеком Сервис» и 50% акций «Алтел» (остальные 50% у него уже есть). Кроме того, Казахтелеком покупает 54% акций крупного интернет-провайдера «Нурсат» в дополнение к своему пакету в 41,25%. Таким образом, он получает полный контроль над этими компаниями, планируя понести затраты в размере не более 220 млн. долларов.
Число выданных лицензий на предоставление различных услуг связи уже перевалило за тысячу. Но более 90% рынка контролируются первой десяткой операторов.
В следующем году, как обещает правительство и операторы, нас ждет только приятное – снижение тарифов по всем фронтам и улучшение качества услуг. На совещании в середине апреля премьер поручил антимонопольному ведомству организовать поэтапное снижение тарифов на междугородные и международные переговоры сначала на 15%, а потом на 20%. Хотя ранее Агентство по информатизации и связи (АИС) прогнозировало удешевление этого вида связи только на 12%. Интернет в течение года станет дешевле на 50% (в первом полугодии на 25% и во втором на столько же). А сотовая связь – еще непонятно на сколько, но тоже должна подешеветь. Известно, что к 2008 году стоимость одной минуты разговора снизится с сегодняшних $0,25 до предположительно $0,9. Кроме того, вскоре на 15% сократятся тарифы на звонки со стационарного телефона на мобильный.
Одна из главных причин, по которым связь станет дешевле, это то, что операторы получат подключение друг к другу, минуя Казахтелеком (это чем-то напоминает строительство бывшими советскими республиками нефтепроводов в обход России). Такую возможность АИС обещает обеспечить уже в ближайшие месяцы. В свободное от бывшего монополиста плавание выйдут операторы сначала сотовой связи, потом междугородной, международной и, наконец, компании, специализирующиеся на IP-телефонии. Операторам связи также позволят присоединиться к сетям общего пользования.
Междугородные и международные переговоры также обещают подешеветь в связи с планируемым (теперь уже на июнь) запуском первого казахстанского спутника связи KazSat и увеличением числа соответствующих каналов связи. Кроме того, благоприятно сказаться на ценах должно и ожидаемое снижение для операторов платы за право предоставления услуг «межгорода».
Из приятного можно ожидать и улучшения качества сервиса.
На запрос в Казахтелеком о том, какие критерии качества услуг существуют на телекоммуникационном рынке, нам ответили, что оборудование у всех операторов по большому счету одинаковое. Поэтому главная борьба за клиента разворачивается не на уровне производства услуг, а на уровне сервиса. Успех сегодня зависит от потребительских качеств услуги, от клиентоориентированности компании.
Основные принципы здесь формулируются очень просто:
• доступность
• быстродействие
• бесперебойность
• готовность (надежность)
• качество обслуживания (при взаимодействии с персоналом).
Но достижение этих простых характеристик потребует еще много времени, денег и человеческих сил.
Комментариев пока нет