На земле Франца Иосифа I
Поддержать

На земле Франца Иосифа I

Искандер Аманжол  


Завершился концерт в венском Курсалоне, проходивший при полном аншлаге. Публика, вставшая с мест, в благодарственном порыве неистово рукоплещет музыкантам. Меломан, стоящий на трамвайной остановке, постукивая набалдашником трости о железный поручень, напевает мелодию из «Ночной серенады» Моцарта. Смеркается, на сегодня впечатлений достаточно. А с утра снова экскурсия по Вене. Спустившись по Марияхильфештрассе, оказываюсь в районе сосредоточения музеев — Музиемквотер. В центре — величественный монумент императрице Марии Терезии, в основании которого конные статуи фельдмаршалов. Фасады зданий служат прекрасным обрамлением площади. Подумалось, что австрийцам всегда лучше удавалось воплощать в жизнь архитектурные замыслы и сочинять музыку. И в том и в другом им нет равных.


И венцы это прекрасно осознают. Здесь много памятников, посвященных полководцам: Савойскому, Радецкому, Шварценбергу. Но ни они, ни полные воинственной экспрессии конные статуи монархов так и не стали символами австрийской столицы. Императоров и фельдмаршалов много, а Моцарт один.


МУЗЫКАЛЬНАЯ СТОЛИЦА МИРА
Австрийцы возвели его в ранг божества. Он смотрит на вас отовсюду: с витрин магазинов, рекламных плакатов, обложек путеводителей. Он везде, и для того, чтобы понять это, достаточно зайти в первое же попавшееся кафе. Литографический профиль композитора вы обнаружите на скатерти, чашечке с кофе, блюдце, чайной ложечке и салфетке, на которой изображен не только он сам, но и избранные пассажи из его сочинений. Даже становится обидно за других музыкантов. Ведь Вена воспринимается как музыкальный олимп не только потому, что здесь творил Моцарт. Имя им легион: Гайдн, Бетховен, Шуберт, Вебер, Брамс, Сальери, на которого Пушкин возвел напраслину. В знаменитой венской филармонии дирижировали Малер, Штраус и фон Караян. Ко многим из них признание пришло не сразу, зачастую уже после смерти.
Шуберта, жившего на жалкие гонорары и уроки музыки, знали и любили в узком кругу друзей, которые не понимали его величия. Но что же влекло их в Вену? В первую очередь — сама атмосфера города. Обилие оперных театров, концертных залов, хоровых капелл, виртуозные исполнители и певцы, но и публика, для которой, музыка — это часть бытия. И, конечно, надежды на успех. Вернее, стремление признания своего таланта. Желание достичь опьяняющего ощущения власти над слушателями, уверенности, что он может довести их до экстаза, до безумного всепоглощающего восторга.
Но что же содействовало формированию высокой музыкальной культуры? У входа в кирху св. Августина висит объявление о богослужении, информирующее прихожан о том, что сегодня оно будет сопровождаться «Немецкой мессой» Шуберта. В соборе миноритов будет исполнена оратория «Di Apertura», ее спонсирует «Agip». Это наследие старой традиции, когда члены императорской фамилии не только заказывали композиторам сочинения, чаще всего на заданную тему, но и сами были великолепными исполнителями и часто музицировали на сцене.
Не отставали от них и аристократы. Кауниц, Миттерних, Эстерхази имели собственные театры, где ставились драматические и оперные спектакли. У российского посланника Разумовского был великолепный струнный квартет — зависть венской знати. Кстати, великий Бетховен посвятил потомку украинских гетманов три произведения. Нотоиздатель Хайслингер огромными тиражами публиковал новые сочинения композиторов, они раскупались, как хлеб. На передовицах газет печатались рецензии на спектакли и музыкальная критика. Выходили в свет многочисленные музыкальные, театральные обозрения и ревю. Прибывший на гастроли Паганини писал своим друзьям: «Да будет вам известно, что я уже здесь, и на первом же концерте встретил публику, разбирающуюся в музыке и полную любви к каждому, кто исполняет ее с чувством».
По нашим меркам цены на билеты в Венскую оперу очень высоки, но любителей музыки это не смущает, за 20-25 евро можно купить билеты в раек и вкушать действо стоя. Поступить именно так мне рекомендовал почетный консул Австрии в РК Клаус Райнхофер. А вот и «Музикверайн», здесь располагается общество любителей музыки. Тут же находится и Венская филармония, рождественские концерты которой транслируются на многие страны мира. В здешнем музее хранятся инструменты выдающихся исполнителей, рукописи партитур с авторскими правками, подлинные автографы великих маэстро. Ну а далее — посещение трактира на Грихенбейзель.
Побывал там не только для того, чтобы устроить для себя праздник чревоугодия. Он еще известен и тем, что менестрель, которого звали Либер Аугустин, являющийся символом жизнелюбия венцев, написал в нем песенку «Ах, мой милый Августин, все потеряно…» Во время эпидемии чумы в 1679 году, унесшей жизни почти половины населения города, он был найден мертвецки пьяным на похоронных дрогах — не заболел. Забавно. Вспомнил, как я застрял в автомобильной пробке в Кабуле. Водитель соседней машины нетерпеливо нажимал на клаксон, а вместо гудка умиротворяюще зазвучало: «Ах, мой милый Авгус-тин…» Кстати, персонажи «Летучей мыши» — это тоже реально жившие люди.


ВАТЕЛИ ОТ АРХИТЕКТУРЫ
Венцы гордятся не только своими музыкантами, но и художниками. На витринах и прилавках книжных магазинов превосходно изданные альбомы репродукций Оскара Кокошки, Эгона Шиле и Гюстава Климта. С тумбы для афиш внимательно смотрят на прохожих выразительные глаза Джоконды Климта красавицы Адель Блох-Бауэр.
Вечереет. Призывно манят огни оперного театра. Посчитав, что это здание, построенное в стиле французского Возрождения, далеко от совершенства, газеты повергли его архитекторов остракизму. Критика была принята настолько близко к сердцу, что один из них вскоре умер от инфаркта, второй покончил с собой. Императоры уделяли пристальное внимание планам застройки столицы. Даже проекты строительства магазинов, более того, их наружного оформления, требовали монаршего утверждения. При Франце Иосифе были построены Императорский дворец, Оперный и Придворный театры, университет. Итог очевиден. Город вобрал в себя разнообразие архитектурных стилей: от барокко и готики до неоренессанса и бельведера, удовлетворяющее самые взыскательные вкусы. Изогнутые элементы фасадов придают динамичность сооружениям.
Решившись на снос потерявших свое значение оборонительных сооружений, император дал старт активному строительству в районах,прилегающих к центру. Благодаря этому Вена обзавелась кольцевой магистралью. Этот период в истории города, впрочем, как и сама трасса, именуется эпохой Рингштрассе.
На площади Индербург возвышается памятник Францу I, основание которого было заложено в 1843 году в ознаменование годовщины победы над Наполеоном в битве при Липсии. Аустерлиц и Бородино – знаю, Ваграм и Йену – тоже, о Липсии даже и не ведал. Несмотря на это, император, увенчанный лавровым венком, изображен в образе Октавиана Августа. Многие здания украшают барельефы, изображающие богов и героев Эллады и Древнего Рима. Перикл, снова Август, Alexander der Grosse…
Мимо проходят взявшиеся за руки дети. Заметив, что они утомились, одна из сопровождающих их женщин снимает с тележки и устанавливает прямо на тротуаре детские скамейки. Тем временем другая, достав из сумки большой термос, разливает горячее какао, предлагая его детям. Отношение к ним – самое трепетное. Никак не могу найти объяснение феномену: почему, чем выше уровень благосостояния, тем ниже рождаемость. На площади перед ратушей залит каток. Для каждой возрастной категории отведено отдельное пространство. С самыми маленькими, только вставшими на коньки, возится розовощекий инструктор. Заметно, что это ему доставляет удовольствие.
С пьедестала на детвору взирает эрцгерцог Леопольд – участник крестового похода на Святую землю, по возвращении из которого другой его участник — английский король Ричард Львиное Сердце по приказу эрцгерцога был схвачен и выпущен на свободу после выплаты огромного выкупа. Практически все деньги Леопольд потратил на обустройство своей столицы. Рядом с ним статуя, изображающая графа Никласа Сальма – героя защиты Вены от турецкого нашествия.
Моя знакомая Каролина, уроженка Кракова, уже несколько лет живущая в Австрии, говорила, что австрийцы стараются принизить роль польских легионов во взятии Вены. Действительно, в путеводителе упоминается, что король Ян Собеский еще до сражения прислуживал папскому легату во время богослужения в Леопольдкирхе — и все. Турки бежали, среди брошенного ими имущества оказалось несколько мешков с кофе. Австрийцы долго разбирались, что это такое. Разобрались. Кофе по-венски выше всех похвал.
В Вене много храмов, но истинным украшением австрийской столицы является кафедральный собор св. Стефана, который начали возводить в 1147-м и завершили в 1164 году. Правда, еще долгое время короли и эрцгерцоги перестраивали его, добавляя то готические башни, то римские базилики. Не раз изменялось и внутреннее убранство. В глубине центрального нефа возвышается кафедра Пильграма, алтари святых Иоанна Крестителя, Януария и Иосифа. Ноги подкашиваются от усталости — пора отдохнуть.


«ТЕНИ В РАЮ»
Еще довольно холодно, а официанты, как бы стараясь приблизить наступление туристического сезона, уже начали расставлять на летних площадках столы и стулья. На площадях появились уличные музыканты. Трио индейцев исполняют «Парящий кондор», должно быть, перуанцы. Так оно и оказалось. «Мачу-Пикчу, шепчу…», вот туда еще я не добрался. На паперти собора молодой парень, багровея от натуги, пытается играть на каком-то экзотическом духовом инструменте. Кажется, его упоминал в своей книге о путешествии в Африку английский писатель-анималист Джеральд Даррелл. Согласен с ним: густые звуки похожи на те, что можно услышать в уборной, да и то, если там редкостная акустика.
Кажется, что город извечно безмятежен, но так было не всегда. Прогуливаясь по набережной канала, увидел здание штаб-квартиры ОПЕК. В злополучное воскресенье австрийский канцлер Бруно Крайский был вынужден прервать уик-энд и, вернувшись в столицу, провести экстренное заседание своего кабинета. В 11 часов утра 21 декабря 1975 года одиннадцать министров стран ОПЕК были захвачены человеком, разыскиваемым полицией всей Европы, – Ильичем Рамиресом Санчесом, более известным по кличке Карлос.
Один из излишне разоткровенничавшихся террористов в своем интервью немецкому журналу «Шпигель» сказал, что «план нападения на ОПЕК исходил от одного из арабских президентов», предложившего захватить всю верхушку картеля, а если удастся, то и убить министра нефти Саудовской Аравии шейха Заки Ямани, бывшего стойким противником бесконечного взвинчивания цен на нефть. Эксперты сходились во мнении, что арабским президентом был ливийский лидер Муамар Каддафи. Крайский пошел на уступки, Карлос получил возможность огласить свою политическую декларацию. Он заклеймил Иран как «активного пособника империалистов» и расточал хвалу иракским «прогрессивным силам».
В распоряжение террористов был предоставлен самолет. Долгие переговоры в Алжире и Триполи и снова в Алжире. Президент Алжира Хуари Бумедьен в своем телефонном разговоре с Карлосом сказал: «Мы знаем ваши планы: если вы убьете Ямани, мы уничтожим вас всех». Последние заложники были освобождены, Карлос исчез. Но до сих пор в этой истории многое остается неясным: в иракскую делегацию входило тридцать человек, а на заседании присутствовало всего трое.
Затем знакомство с Императорским дворцом Шенбрун и Бельведером. Многие историки отмечают скаредность австрийских императоров, в особенности Марии Терезии. Когда-то Бельведер принадлежал фельдмаршалу Савойскому, но после кончины хозяина его прибрали к рукам венценосцы. Он знаменит еще тем, что в 1955 году в нем был подписан Трактат, согласно которому была завершена десятилетняя оккупация Австрии странами – победительницами во Второй мировой войне. Австрийцы помнят о ней. В нижней части витража в одном из соборов изображены узники концлагерей. Еще ниже, слева от витража, мемориальная доска в память о «камераден», погибших во Второй мировой войне, и венок. Всепрощение. А готов ли я к нему? Наверное, пока нет.
Времена изменились: судя по словам забывшего о теракте в самолете, разбившемся над Шотландией, Буша, отказавшийся от ядерной программы Каддафи стал «парнем, с которым можно иметь дело». Для Белого дома Иран стал врагом №1. В 1986 году цены на нефть перешли отметку 29 долларов, а потом, после отставки Ямани, сдерживающий фактор рухнул — и мир захлебнулся углеводородным сырьем, а цены стремительно покатились вниз. Подумалось, что все в этом мире взаимосвязано: рухнули цены на нефть, рухнул Советский Союз. А Вена — Вена снова незыблема и безмятежна.
Алматы – Франкфурт-на-Майне – Карлсруэ – Вена – Франкфурт-на-Майне – Алматы




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *