Цена жизни
Поддержать

Цена жизни

Акжол Садешов


Активизация старых и приход новых игроков на рынок страхования жизни (СЖ) обещает в ближайшем будущем обернуться расширением спектра и улучшением качества предоставляемых услуг и продуктов.


Похоже, возрастающая привлекательность отрасли страхования жизни начинает вызывать аппетит у банковских структур. Теперь они потихоньку начинают слетаться на раздел рынка. Сегодня все компании по СЖ аффилированы с крупными банками. Исключение составляет АО «КСЖ «Государственная аннуитетная компания». Не далее как в апреле на рынок вышло АО «Дочерняя компания Казахинстрах по страхованию жизни «Халык-Life», аффилированное с Народным банком Казахстана. А по информации участников рынка уже в ближайшем будущем ожидается появление компании, организованной Казкоммерцбанком, и это только начало.


Витамины для роста
До последнего времени страхование жизни, пребывавшее в зачаточном состоянии, считалось малоперспективным направлением развития национального страхового рынка. Даже лидер этой отрасли — компания «БТА Страхование Жизнь» (ранее КСЖ «Династия»), первоначально создавалась как венчурный проект и особой помощи своего «старшего брата» не ощущала. Да и сейчас в сравнении с развитыми странами мира отечественный рынок СЖ еще находится на начальном этапе своего развития.
Однако за минувшие два года ситуация в отечественной отрасли СЖ понемногу стала меняться в позитивную сторону. Ведь «зачаточное состояние» уже подразумевает большой потенциал для дальнейшего роста. Отношение отрасли страхования жизни к ВВП в Казахстане составляет около 0,01%. Этот показатель помимо неразвитости одновременно говорит и о предстоящей высокой динамике развития.
Так, по состоянию на 1 апреля текущего года объем страховых премий, собранных по отрасли страхования жизни, составил 621,5 млн. тенге, что в 2,8 раза больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Доля страховых премий, собранных по этой отрасли в совокупных премиях, составила 2,6% против 1,3% на 1 апреля прошлого года.
Причин, объясняющих рост рынка, множество. В первую очередь это общее улучшение макроэкономического состояния страны. Оно сказывается и на повышении доходов населения, что увеличивает интерес и спрос на услуги компаний по страхованию жизни. Одним из главных факторов развития отрасли страхования жизни является рост потребления населением продуктов банковского кредитования. Особенно это заметно по ипотечному кредитованию, так как при получении ссуды заемщик обязан застраховать свою жизнь. А ипотека в Казахстане развивается очень высокими темпами, становясь доступной все более широким слоям населения. К настоящему времени уже произошло послабление системы досрочного погашения, понижение процентных ставок, увеличение срока кредитования, диверсифицирована продуктовая линейка. Рост ипотечного рынка в последние годы происходил на сотни процентов. Коэффициент ипотечной активности по республике достиг 40%, а в Алматы — 60%. По предварительным прогнозам в 2006 году рост рынка составит в среднем 80-90%, а его емкость — около 1,7 млрд. долларов.
Увеличивается доля кредитования малого бизнеса, которая сопровождается высокими рисками, вследствие чего банк обязывает заемщиков приобретать полисы как на залоговое имущество, так и на жизнь. Такую схему продаж во многом успешно удалось внедрить благодаря аффилированности крупных банков второго уровня со страховыми компаниями.
Не менее важным фактором роста рынка являются и законодательные инициативы. Благодаря работе Агентства финансового надзора и Ассоциации финансистов Казахстана в течение двух последних лет были приняты изменения в налоговое законодательство, давшие льготы владельцам полисов по страхованию жизни. В прошлом году был принят закон об обязательном страховании ответственности работодателя, который предусматривает нормы по увеличению сегмента аннуитетного страхования.


Методом почкования
До позапрошлого года на рынке работала только одна компания – «БТА Страхование Жизни». Основную часть продуктовой корзины компании составляет накопительное и кредитное страхование. Продвижение идет через банковскую и агентскую сеть, собственный департамент продаж. Но уже с 2004 года на рынок выходит АО «КСЖ «Валют-Транзит Life». Населению предлагается аннуитетное страхование и страхование жизни. Продвижение продуктов идет в основном через банковский канал. В прошлом году лицензию получила АО «Компания по страхованию жизни «Государственная аннуитетная компания», которая предлагает аннуитетные и накопительные продукты.


С появлением конкуренции на рынке компании начали активно внедрять более совершенные страховые технологии в разработку продуктов. В ближайшем будущем прогнозируется появление качественно новых видов страхования, например, страхование с привязкой к инвестиционным фондам. Помимо совершенствования продуктовой корзины участников рынка к тенденциям, определяющим развитие рынка, можно отнести ряд факторов. Это активная работа с надзорными органами по изменению законодательства, внедрение иностранного опыта в практику компаний, рост количества и качества дистрибьюторов страховых продуктов, повышение уровня сервиса.
Объясняя появление нового страховщика, заместитель председателя правления АО «Дочерняя компания Казахинстрах по страхованию жизни «Халык-Life» Гульфайрус Шайкакова сказала, «что главной причиной послужила нарастающая потребность в продуктах отрасли страхования жизни. Привлекательность рынку прибавило и введение обязательного страхования ответственности работодателя, что должно способствовать росту рынка аннуитетного страхования».
На первоначальном этапе компания намерена сосредоточиться на кредитном страховании и, в частности, на клиентах Народного банка Казахстана. Одновременно внимание будет уделяться и накопительному страхованию. Каналом распространения наряду с сетью банка будет сотрудничество с дистрибьюторами и прямые продажи.
При этом ввиду увеличивающегося спроса на продукты по страхованию жизни госпожа Шайкакова прогнозирует приход еще нескольких игроков, аффилированных с крупными банками.
Комментируя появление новых страховщиков, председатель совета директоров АО «БТА Страхование Жизни» Серик Темиргалеев отметил, «что их приход ожидался аналитиками еще два года назад. Развитие конкуренции — это нормальный ход рынка. Более того, до их появления нам было очень тяжело одним дискутировать с законодательными и надзорными органами. Так как компанию воспринимали как монополиста на рынке, и все инициативы по совершенствованию правил игры расценивались как попытка улучшить свое доминирующее положение».
В итоге, по оценкам участников рынка, высокие темпы роста будут сохраняться еще около 10 лет. Это в свою очередь будет способствовать приходу новых игроков. За это время мы сможем догнать такие развивающиеся рынки, как в Болгарии, по их состоянию на сегодняшний день.


По информации компании «БТА Страхование Жизни», такие развитые рынки как, например, в Германии, характеризуются высокой долей в ВВП страны (около 3%), стабильными, но не высокими темпами роста (около 5%). В среднем размер страховой премии на человека составляет 1000 долларов США. Соотношение life/non-life равно 1:1. Подобные рынки по своему развитию опережают наш не менее чем на 100 лет.
Активно развивающиеся рынки, такие как в Болгарии, отличаются высокими темпами роста (в среднем на 30%). Их доля в ВВП страны находится на уровне 1%, около 15-20% национального страхового рынка занимает отрасль страхования жизни. По своему развитию эти рынки опережают отечественный примерно на 10 лет.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *