«Для нас важно ставить перед собой глобальные задачи»
Резеда Муртазина
– Мухтар Кабулович, известно, что вы стали одним из первых, кто поддержал инициативу главы государства о необходимости создания Евразийского клуба банкиров. В чем актуальность этой идеи?
– Партнеры по Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) пока еще находятся в начальной стадии формирования Единого экономического пространства. Для решения имеющихся в рамках ЕврАзЭС проблем необходимы качественно новые подходы к интеграции. Я считаю, что двигателем интеграции стран ЕврАзЭС должен в первую очередь выступать частный бизнес, то есть инициатива должна двигаться не сверху, а снизу.
Думаю, что сейчас существует настоятельная необходимость в институциональном оформлении тех общих интересов и потребностей, которые есть у финансовых структур большинства стран СНГ. Это ускорит достижение реальной цели по созданию общего рынка товаров, услуг, капитала — Единого экономического пространства.
Как вам известно, БТА в свое время стал первым банком, который начал экспансию за пределы Казахстана. И, как показала практика, эта стратегия оправдала себя, поскольку сейчас другие крупнейшие казахстанские банки занимаются тем же самым. Именно поэтому я думаю, что в реализации этой инициативы главы государства нас должны поддержать Казкоммерцбанк, Народный банк, Альянс банк и Банк ЦентрКредит.
Мы планируем, что создаваемый сегодня Евразийский клуб банкиров будет тесно сотрудничать со всеми интеграционными структурами, в том числе с деловыми советами ЕврАзЭС и ШОС.
– Создаваемый альянс будет ограничен странами ЕврАзЭС или в перспективе география участников расширится?
– На первоначальном этапе мы планируем ограничиться работой в рамках ЕврАзЭС. Это совершенно логично, поскольку лидеры этих стран выразили политическую волю к объединению, и мы ожидаем, что они поддержат и наши усилия по объединению бизнес-сообщества. Вместе с тем в условиях сегодняшней глобализации наши интересы простираются значительно за пределы ЕврАзЭС и постсоветского пространства в целом. Так что мы не исключаем, что позднее придем к необходимости расширения рамок этого клуба, к которому смогут присоединиться и наши коллеги из Китая, Турции, стран Юго-Восточной Азии, Европы и других государств, рынок которых имеет существенные перспективы.
– Какой будет процедура создания этого клуба?
– В сентябре в Алматы пройдет VIII межбанковская конференция, организатором которой является БТА. В рамках данной конференции этой теме будет посвящена одна из ключевых дискуссий, кроме того, мы планируем в ходе этого представительного форума провести первое заседание организационного комитета Евразийского клуба банкиров. Я надеюсь, что в этих наших усилиях нас, в первую очередь, поддержат российские и украинские коллеги, так как интеграция с этими странами на уровне финансового сектора является для нас наиболее актуальной и перспективной задачей. Нам очень важно, чтобы в рамках реализации этой инициативы шла работа по практическим направлениям, поскольку мы, работая на этих рынках, сталкиваемся с конкретными проблемами, препятствующими развитию банковского и в целом финансового сектора. Именно поэтому мы убеждены, что реализация данной очень своевременной инициативы президента должна принести практическую пользу для всех участников этого клуба и экономик государств, которые они представляют.
Как я уже отметил, в этом году данная конференция пройдет в восьмой раз. Эта ежегодная встреча ведущих представителей банковского и финансового сообщества в Алматы стала традицией. Алматинская межбанковская конференция заслуженно превратилась в одну из наиболее авторитетных и эффективных диалоговых площадок в области банковского дела в СНГ. Надо отметить, что конференция имеет устойчивую аудиторию, растущую на 30-40% ежегодно, в том числе и в плане географии. В перспективе на базе этой международной конференции мы хотели бы создать Евразийский саммит, участники которого могли бы обсуждать проблемы развивающихся рынков. При этом организационным комитетом саммита и станет Евразийский клуб финансистов.
Недавно мы провели заседание клуба «Эксклюзив», на котором эту инициативу поддержали руководители Национального банка, Ассоциации финансистов Казахстана и фонда устойчивого развития «Казына». Кроме того, мы уже разослали письма руководителям Ассоциаций финансистов стран СНГ и ведущих банков стран ЕврАзЭС с предложением поддержать эту инициативу.
– Почему БТА решил взять на себя ответственность по реализации этой инициативы главы государства?
– Для Банка ТуранАлем понятия «выход на внешний рынок» и «зарубежная экспансия» – это не просто красивые слова, а ежедневная работа и серьезный труд. Мы первыми сделали этот непростой шаг, избрав путь расширения географии своего бизнеса, и накопили колоссальный опыт работы в этой сфере. Думаю, что мы лучше многих наших коллег знаем проблемы, с которыми сталкиваются банкиры в условиях глобализации экономических систем. Нам лучше других известно, что, выходя на новый рынок, компания вынуждена решать не только вопросы финансирования и организации сделок, но и преодолевать преграды, вызванные структурными проблемами экономик различных государств. Перечень рисков, с которыми сталкивается компания на зарубежных рынках, очень велик – политические, структурные, инвестиционные, финансовые… Именно поэтому мы с большим энтузиазмом восприняли идею главы государства, так как убеждены, что ее реализация принесет экономике Казахстана реальную и ощутимую пользу. Вместе с тем мы не можем оставаться в стороне от этого процесса и постараемся наполнить этот процесс реальным практическим содержанием.
— Отмеченное выше, в первую очередь, характерно для быстрорастущих финансовых институтов. БТА по-прежнему является одним из лидеров этого процесса?
— Вы правы, БТА очень быстро растет. Если вы помните, то два года назад, когда мы объявляли о стратегии банка, его активы равнялись 5 млрд. долларов, и мы заявили о намерении увеличить этот показатель к 2010 году до 25 млрд. долларов и до 50 млрд. к 2015 году. Между тем сегодня размер активов БТА уже составляет 24 млрд. долларов. Естественно, сейчас мы пересматриваем свою стратегию, ставя перед собой более амбициозные задачи. Мы убеждены, что нам по силам довести активы БТА до 200 млрд. долларов и войти таким образом в число крупнейших мировых банков. Но уже и сегодня мы не теряемся на общем фоне. Так, мы входим в число 300 крупнейших банков мира, а в СНГ по размеру активов мы уступаем лишь трем государственным банкам – Сбербанку, Внешторгбанку и Газпромбанку. То есть динамика нашего роста впечатляет и ко многому нас обязывает.
По нашему мнению, ставить глобальные задачи – это очень важно для тех компаний, которые не намерены топтаться на месте и удовлетворяться достигнутым. Мы стали ключевым финансовым институтом в Казахстане и планируем достичь того же во всех странах, где мы присутствуем. В этом году мы перешагнули границы СНГ, и первым нашим приобретением в дальнем зарубежье стал банк в Турции. До конца этого года мы намерены зарегистрировать банк в Китае и консолидировать 4 принадлежащих нам российских банка. Мы действительно хотим стать мировым банком. Возможно, эта задача покажется кому-то чересчур амбициозной, но, в конце концов, если европейские банки приходят на наши рынки, почему бы нам не заглянуть на их территорию?
– Вам не кажется, что слишком быстрый рост заключает в себе чересчур большие риски?
– Подобная проблема действительно достаточно актуальна для игроков финансового рынка всех быстрорастущих экономик стран СНГ. Очень динамичный рост всегда сопряжен со структурными рисками. Но, я думаю, что это, видимо, тот неизбежный этап, который мы должны пережить. Я не исключаю, что через несколько лет все постсоветское пространство будет переживать период стагнации в хорошем смысле этого слова – в смысле стабилизации, но к тому времени мы должны прийти с самыми большими финансовыми показателями, рыночной долей на многих рынках присутствия и великолепным и исчерпывающим знанием рынка этих стран. Только быстро развиваться – у нас нет другой альтернативы. Опыт развития мировой экономики последних лет свидетельствует, что на лидерство могут претендовать мобильные, гибкие компании, в стратегии которых присутствует слово «скорость». Это в полной мере относится и к нам. В подтверждение своих слов могу сообщить, что сейчас в самом разгаре процесс ребрендинга нашей группы и ядром нашего нового бренда, его смыслом и главным мессиджем является стратегия опережения.
– Каковы составляющие вашего нового бренда?
– Их три: это инновационность, технологичность и экспертность. Инновационность олицетворяет собой внедрение передовых продуктов, экспертность символизирует устойчивость и надежность, отраженную в высоких международных рейтингах и наградах, доверие к банку, профессионализм сотрудников и авторитет руководства, а адаптивность говорит о внимании к деталям, способности быстро реагировать на изменения рынка, внимании к клиентам, нашем умении реагировать на все их запросы и удовлетворять все их потребности, о нашей социальной ответственности. Это три кита, на которых будет строиться менеджмент нашей компании. Новые задачи, стоящие перед группой БТА, поставили перед нами необходимость появления нового бренда, который станет международным, универсальным и в то же время дружелюбным и инновационным.
– В чем в двух словах суть вашего нового имимджа?
– Новый логотип соответствует вектору развития бренда «БТА» — «стратегии опережения». Инновационность и современность, устремленность в будущее – эти категории отражены в цветовом решении логотипа. Так, фисташковый цвет символизирует экологию человеческих отношений, «человечность» бренда. Алый цвет отражает силу, энергию и технологичность. В поле пересечения цветных полей появляется новый оттенок — синергия двух цветов – символ современности, энергичности и стремительного развития банка, в работе которого гармонично сочетаются человеческий фактор и передовые технологии.
Форма логотипа тоже не случайна и несет в себе определенный смысл. Составные части логотипа – квадраты – классические символы устойчивости и стабильности. Пересечение квадратов говорит о прозрачности — одном из ключевых качеств работы современных банков. В целом же отказ от сложных форм призван продемонстрировать доступность и демократичность продуктов группы БТА.
– В этом году БТА не обделен вниманием международных изданий, многие из которых отметили банк наградами в различных номинациях. В копилке международных наград есть одна победа в номинации «Ведущий банк в корпоративном управлении на рынках развивающейся Европы — Corporate Governance 2006». Таким образом, международное жюри отметило транспарентность банка. Можно ли назвать БТА законодателем моды в этом направлении?
– Транспарентность сложно назвать модой – это необходимость. Сегодняшние реалии таковы, что только прозрачный бизнес может стать успешным. В банковском секторе этот постулат актуален как нигде более, ведь банку люди доверяют свои сбережения, связывают с ним будущее своих детей, совместно реализуют бизнес-идеи. Понимая важность этого аспекта, наш банк одним из первых подписал с Агентством финансового надзора РК Меморандум о прозрачности. Транспарентность очень важна для нас еще и потому, что мы развиваем свой бизнес в глобальном финансовом мире, и инвесторы, которые приобретают наши ценные бумаги на внешних рынках, имеют право знать, кто владеет банком и кто им управляет.
– Можете ли вы сказать, что Банк ТуранАлем ведет социально-ответственный бизнес?
– Безусловно. Банковский бизнес в принципе является клиентоориентированным бизнесом, и, не будучи социально-ответственным, здесь не добиться успеха. Понятие социальной ответственности достаточно широкое – оно касается и ответственности перед государством, перед нашими клиентами, партнерами, акционерами, перед сотрудниками и членами их семей. На всех уровнях социальной ответственности мы стараемся стремиться к совершенству. Так, наша коммерческая деятельность соответствует принципам социальной ответственности потому, что мы платим налоги, кредитуем предприятия реального сектора и сферы услуг, поднимаем экономику, помогаем людям обзавестись жильем. Таким образом, если понимать под социальной ответственностью такой способ ведения коммерческой деятельности, при котором получение прибыли неотъемлемо связано с принесением максимальной пользы всем окружающем, то работа БТА в высшей степени социально ответственна. Большую роль в нашей работе играет спонсорство и благотворительность. Мы очень хорошо понимаем, что наша миссия не ограничивается зарабатыванием денег и борьбой за увеличение рыночной доли. Именно поэтому поддержка социальных, гуманитарных и других проектов является одним из ключевых направлений нашей деятельности. Мы считаем, что можем играть и играем большую и важную роль в сохранении общности культурного и исторического пространства СНГ, а также пропаганде казахстанской культуры за пределами страны. БТА провел огромную работу по восстановлению казахстанского киноархива, финансирует оркестр Марата Бисенгалиева, возглавляет проект по созданию первого казахстанского мюзикла, который должен стать визитной карточкой Казахстана, этническим воплощением самых последних культурных тенденций в мире. Благотворительный Фонд имени Ержана Татишева в ближайшее время запустит уникальный образовательный проект. Кроме того, БТА осознает, что он — проводник интересов своей страны и своих клиентов в других государствах.
Например, в прошлом году мы провели Дни культуры Грузии в Казахстане, которые имели ошеломительный успех. Этот проект открыл глаза многим людям в Грузии. Дело в том, что вначале нас воспринимали неоарабскими шейхами и видели в нас только источник финансирования. Нам очень важно, чтобы бизнес БТА имел человеческое лицо, чтобы люди понимали, что помимо банковских технологий мы несем с собою пласт культуры на новые рынки. Хотелось бы отметить, что выход на новые рынки – это всегда ментальный вызов для любой финансовой компании. И даже переговоры двух людей – это всегда столкновение двух цивилизаций. В этом смысле богатый опыт благополучного сосуществования многонационального казахстанского общества – неоценимое подспорье для нас.
Хочу подчеркнуть, что, будучи казахстанским культурным послом за рубежом, БТА не забывает о Родине. Банк ТуранАлем гордится тем, что поддерживает казахскоязычные культурные проекты, которые незаслуженно обделены вниманием. Ярким примером здесь могут стать музыкальный конкурс «Алем Арт», конкурс поэтов «Мушайра», конкурс красоты «Ана тiлi аруы».
Не нами сказано, но неоднократно доказано: история не знает примеров глобального успеха, если его целью был только капитал. Мы всегда помним об этом, и в этом, на мой взгляд, залог нашего большого будущего.
Комментариев пока нет