Какие меры Вы предпринимаете для того
Подготовила Софья Балакина
— В нашем банке основная работа была сделана задолго до начала дестабилизации на финансовом рынке. Мы разработали несколько планов, предусматривающих наши действия при возникновении различных внешних угроз. Так что смогли предвидеть панику за несколько недель до ее начала и принять меры. Мы постоянно делали своеобразные экспертные замеры уровня нестабильности. С этой целью управление рисками заранее разработало систему индикаторов кризиса (рыночные соотношения, синтетические процентные ставки и тому подобное), а также разработало несколько новых индикаторов, чтобы точно оценивать уровень дестабилизации в клиентской среде и предсказать различные варианты системных стрессов. Модели, которые были созданы в результате этих действий, дали банку возможность избежать применения избыточных мер (таких, как закрытие всех кредитных лимитов или нарушение соглашений с партнерами).
В настоящее время Темiрбанк рассматривает возможность диверсификации источников финансирования посредством секьюритизации части ссудного портфеля. Данные привлечения дополнят общий объем привлечений, запланированных на 2007 год.
— Во-первых, мы не согласны с тем, что идет финансовый кризис. Во-вторых, мы работаем в основном в потребительском секторе, который не находится в сильной зависимости от финансового кризиса. Хотя, конечно, в чем-то текущая ситуация на нас повлияет. Основные меры — это правильная стратегия и правильные принципы корпоративного управления. Впрочем, возможно, в следующем году мы и пострадаем от проблем, которые ныне испытывает банковский сектор. Дело в том, что сейчас наблюдается прогресс производственного бизнеса. Компании вкладывают средства в развитие собственных мощностей. Возникшая финансовая ситуация может сдерживать этот процесс. И это, вероятно, каким- то образом повлияет и на наш бизнес. Ничего другого страшного и кризисного мы пока не видим.
— Последний мировой финансовый кризис показал, что ни институциональные инвесторы, ни частные граждане не могут в полной степени прогнозировать свои убытки в подобных ситуациях. Хотя эффективная работа Нацбанка РК в этот период доказала, что в широком смысле в Казахстане есть надежная защита от кризисов в мировой экономике. В нашем планировании тоже есть ряд мер, которые в определенной степени способны нас защитить от неприятных последствий подобных кратковременных потрясений.
Во-первых, несмотря на то что ситуация в Казахстане отнюдь не является кризисом – просто произошла коррекция рынка рискованных ипотечных кредитов и через какое-то время рынок будет восстановлен, мы предпочитаем переждать. В эти периоды лучше не предпринимать каких-либо действий в части финансов – будь то размещение денег в консервативных инструментах с фиксированной доходностью или крупные транзакции. При этом стараемся учитывать, откуда ветер дует, в зависимости от ситуации отдавая предпочтение той или иной иностранной валюте. Во-вторых, и как развивающаяся компания, и как частные лица мы стараемся быть очень осмотрительными и осторожными в эти периоды в части объемов и сроков заимствования. В-третьих, в принципе, никакие последствия каких-либо коррекций нам не грозят, так как мы просто занимаемся своим делом и не стремимся заработать везде и на всем — к примеру, не лезем в сделки с недвижимостью и землей. Хотя и в своем бизнесе нам есть над чем работать – в первую очередь повышать эффективность использования собственных средств.
— Компанией предпринимаются меры в рамках стандартных процедур по риск- менеджменту, которыми предусматривается смягчение рисков в связи с различными негативными последствиями. Будь то валютные риски или риски неплатежеспособности контрагентов, в частности, банков. Если говорить об объемах пассажирских перевозок, авиаперелетах и т. д., то это уже глобальный бизнес-риск, который рассматривается на более высоком уровне. Что касается небольших коррекций, произошедших в конце августа, мы диверсифицировали свои вложения временно свободных средств. Наша компания работает в рамках лимитов, установленных на каждый банк. Действовать с уверенностью нам позволяют рейтинги от независимых рейтинговых агентств и состав акционеров (таких, как, например, международные финансовые институты) конкретных банков. Вообще о последствиях коррекции мы говорим в сослагательном наклонении. Поскольку никакого финансового кризиса не видим. Мы видим только небольшое встряхивание рынка, в результате которого определенные финансовые институты пересмотрели свои политики и позиции.
В отношении валютных рисков, конечно, рассматривался вопрос хеджирования. Но пока отдельных инструментов для этого у нас не предусмотрено. По части бизнес-рисков, если упадет объем авиаперевозок, то соответственно будут пересматриваться планы развития и расширения. Но, думаю, сейчас об этом речи нет. Наоборот, мы смотрим на 2008 год с надеждой. Наши планы связаны со значительным увеличением объема перевозок.
Для нашей авиакомпании как для крупного корпоративного клиента то, что случилось, сыграло, скорее, положительную роль. Поскольку нам представилась возможность увидеть реакцию банков, с которыми мы работаем, на непростую ситуацию. Мы наблюдали, как финансовые институты пережили ее, как решили вопрос ликвидности.
Сейчас мы можем спокойно сказать: особенных проблем в связи с произошедшей коррекцией не произошло. По крайней мере, таких трудностей, которые бы нас озаботили, мы не видим. Тем не менее происходящие события заставляют еще раз посмотреть на имеющуюся практику риск-менеджмента и оценку его качества, а также оценить возможные последствия в случае дальнейшего усиления турбулентности внешних рынков.
Никаких мер не предпринимаю. Потому что те аспекты кризиса, которые могут развиться, не затрагивают сферу моей деятельности.
Комментариев пока нет