«Казына» предлагает навести порядок на рынке госзакупок лекарств
Поддержать

«Казына» предлагает навести порядок на рынке госзакупок лекарств

Заместитель председателя правления АО «Фонд устойчивого развития «Казына» Максат Кабашев


Лекарственное обеспечение играет важную роль в системе здравоохранения. Такие факторы, как слабая система контроля качества лекарств, беспорядочная система закупок и дистрибуции, ведут не только к расходованию государственных ресурсов, но также, что намного важнее, может повлечь за собой нарушение работы систем здравоохранения с непредсказуемыми последствиями. Для предупреждения возникновения таких проблем Всемирная Организация Здравоохранения (далее — ВОЗ) рекомендует разрабатывать и внедрять понятную, прозрачную и контролируемую систему государственных закупок.
Население, а также большинство специалистов здравоохранения понимают под словом «доступность лекарств» только возможность их приобретения, хотя на самом деле смысл понятия доступности намного шире, и делится оно по данным ВОЗ на два вида:
— физическая доступность — населению предлагаются качественные и эффективные лекарства на фармацевтическом рынке. За годы независимости Казахстан добился физической доступности лекарств благодаря передаче фармацевтического рынка в частную собственность.
— экономическая доступность – включает в себя систему государственного обеспечения лекарствами населения. Рациональное использование государственных средств позволит обеспечить лекарствами и спасти сотни больных, которые не могут себе позволить покупку дорогостоящих препаратов. Предоставление такого вида доступности будет иметь высокую социальную значимость.
Если государство не может создать сильную систему контроля лекарственного обеспечения, то это приводит к следующим последствиям:
— дистрибьюторы продают как можно больше дорогих оригинальных лекарств, а также продают лекарства государству с высокой наценкой для получения большей прибыли;
— многие врачи также вовлечены в эту систему, так как представители фармацевтических компаний, сотрудничая с ними, убеждают их, используя различные формы поощрения, закупать дорогие оригинальные препараты, нарушая законы и кодексы этики, в то время как есть альтернативные эффективные и качественные лекарства.
Мы при помощи практически всех организаций и ведомств, вовлеченных в процесс, провели анализ обозначенного выше сегмента рынка и обнаружили интересные факты. Вот лишь некоторые из них:
— Рост фармацевтического рынка в республике составляет примерно 30%, при этом ценовой фактор роста является доминирующим по сравнению с количественным, т.е. рынок растет за счет роста цен. Это вполне объяснимо на коммерческом рынке, но выглядит странным для рынка госзакупок, где спрос достаточно предсказуем и формируется заранее.
В розничную стоимость лекарств в аптеках входит маржа импортера либо дистрибьютора, которая варьируется между 20 – 30%, а также маржа, устанавливаемая аптекой, в среднем составляющая 30%. То есть лекарство доходит до конечного потребителя со средней накруткой в 60%.
Децентрализация государственных закупок лекарств, когда 20% лекарств закупается на республиканском уровне, а остальные 80% на региональном уровне, привела к расхождению закупочных цен на лекарства в зависимости от области до 100%. Стоимость лекарств, продаваемых государству, высока. По данным министерства здравоохранения, стоимость закупаемых лекарств в некоторых регионах превышала обычную розничную стоимость в два раза! В большинстве регионов лекарства закупались государством по ценам, превышающим розничную стоимость. Исходя из этих фактов, мы можем говорить о том, что государство платит поставщикам лекарств порой в 2 – 3 раза больше реальной цены медикаментов. В свою очередь существуют референтные медианные (средняя стоимость лекарства) цены, которые устанавливаются ВОЗ для списка основных жизненно важных лекарств.
Также весьма важно отметить, что фармацевтический рынок состоит не только из государственных закупок, составляющих 30% всего рынка, но также из сектора розничных продаж, на долю которого приходится соответственно 70% рынка. Поэтому ни о какой монополизации и национализации рынка не идет и речи.
За годы независимости республики были выстроены принципиально новые рыночные отношения в области лекарственного обеспечения. Благодаря данным реформам был искоренен тотальный дефицит лекарств, рынок страны стал насыщен безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами. К сожалению, отрицательной стороной данных реформ стало неконтролируемое ценообразование в этой сфере. А переход 98% фармацевтического рынка в частные руки в итоге отразился на высокой закупочной цене лекарств, приобретаемых государством.
Нарушение условий хранения и транспортировки очень часто приводит к снижению качества лекарственных средств. Хранение закупленных лекарств в медицинских учреждениях осуществляется медицинским персоналом, не знакомым с правилами хранения лекарств. Помещения зачастую не отвечают требованиям, предъявляемым к хранению лекарств, таким как температурный режим и контроль влажности, наличие приточно-вытяжной вентиляции. В некоторых регионах на медицинских складах нет кондиционеров, а также не выполняются нормы по уборке складских помещений, их освещению и размещению стеллажей. В конечном итоге несоблюдение всех этих норм хранения лекарств в медицинских учреждениях приводит, как правило, к тому, что они теряют свои лечебные качества и становятся в лучшем случае бесполезными, а в худшем — опасными.
Эти и другие факторы влияют на постоянный и неконтролируемый рост цен и отражаются на эффективности использования бюджетных средств. Именно по этой причине фонд «Казына» вышел с инициативой создания современной логистической системы в области снабжения лекарственными средствами государственных медицинских учреждений. Мы ни в коей мере не затрагиваем интересы участников коммерческого рынка лекарств, более того мы намерены реализовать этот проект совместно с частными компаниями на принципах государственно-частного партнерства.
Для модернизации системы государственных закупок, создания системы логистики и поддержки отечественного производителя АО «ФУР «Казына» был предложен проект по созданию государственно-частного партнерства. Проект предполагает создание прозрачной и простой схемы закупок и дистрибуции лекарств, кардинально отличающейся от применяющейся на протяжении последних пятнадцати лет системы. Идея проекта заключается в выборе концессионера, который впоследствии выступит в роли инвестора и будет вкладывать деньги в строительство новых либо модернизацию уже имеющихся складов. Он создаст единую логистическую инфраструктуру, а также IT структуру, которая соединит все медицинские учреждения одной базой. Созданная компания начнет строительство (либо модернизацию) по одному складу в каждой области республики для создания эффективной системы логистики, отвечающей стандартам надлежащих дистрибьюторских практик.
В рамках вхождения нашей страны в ВТО государству необходимо укреплять позиции отечественного производителя. В Казахстане рынок лекарственных средств на 90% состоит из импортируемых медикаментов, что является прямой угрозой национальной безопасности. Дистрибьюторы и иностранные производители не заинтересованы в развитии казахстанских производителей. Новая же система проведения тендеров будет определять поставщиков продукции сроком на 3 года, соответственно производитель сможет эффективно и долгосрочно планировать производство, а поэтому у отечественного производителя появится возможность улучшать, модернизировать и наращивать объемы своего производства.
Реформа предполагает остановить спекуляцию на рынке государственного лекарственного обеспечения. Количество дистрибьюторов, поставляющих лекарства для государственных закупок, по мнению АО «ФУР «Казына», не только не уменьшится, но и увеличится. В Казахстане на сегодняшний день насчитывается свыше 100 дистрибьюторских компаний, включая 15 национальных дистрибьюторов. Иногда конкурсы по закупке лекарственных средств осуществляются на основе личных связей, а не на принципах цена – качество, а также принципах доказательной медицины. Процесс закупок в новой системе будет полностью автоматизирован, конкурсы будут проводиться открыто, при помощи он-лайн тендеров, обеспечивая прозрачность системы для всех ее участников. Весь процесс закупок будет отвечать стандартам надлежащих практик по закупкам медикаментов (good pharmaceutical procurement practice), которые применяются в Европе.
Как любой бизнес-проект, данный проект был рассмотрен с точки зрения выгоды как для концессионера, так и для государства. Выгода инвестора заключается в предоставлении долгосрочного контракта, за время которого компания получит возврат инвестиций, а также получит стабильный доход, ни в коем случае не превышающий той маржи, которая образуется в результате работы нынешней системы закупок лекарственных средств.
Что мы получим?
Внедрение электронной системы закупок позволит существенно снизить средние закупочные цены на лекарства для государственных медицинских учреждений.
Современная логистическая система позволит сбалансировать цены среди регионов.
Уровень цен в системе государственной медицины станет своеобразным эталоном для коммерческого рынка лекарств.
Рост цен на лекарства будет контролироваться при помощи рыночных механизмов.
Государство получит автоматизированную, стабильную и абсолютно прозрачную систему дистрибуции, отвечающую мировым фармацевтическим стандартам. Оно получит компанию, которая внедрит новейшие IT решения для эффективной работы системы закупок. Государство получит наиболее выгодные цены от производителей, а также выгодные контракты от дистрибьюторов.
Концессионер берет на себя ответственность за предоставление оптимальных цен и качественных лекарств. Управление компанией будет полностью осуществляться концессионером, который в свою очередь будет заинтересован в предоставлении качественных услуг логистики лекарств. Ни о какой монополии на фармацевтическом рынке по опыту 1995 года не может быть и речи.
Принцип работы западноевропейских государств в сфере здравоохранения в целом очень сильно отличается от нашей системы. Если говорить именно о государственных закупках, то в Великобритании, например, существует компания, которая занимается обеспечением не только лекарствами, но также и всей остальной продукцией государственных медицинских учреждений, и входит она в систему национального здравоохранения NHS.
Опыт Малайзии рассматривается АО «ФУР «Казына» только потому, что 15 лет назад, до начала реализации проекта, похожего на наш, стартовые условия в этой стране были сходны с нашими. Малайзийская компания, которая уже является концессионером в течение 15 лет у себя в стране, имеет ценный опыт по подготовке, внедрению и реализации подобной системы. В Малайзии в результате реализации похожего проекта удалось остановить рост цен на уровне 2% при среднем показателе инфляции 5%, обеспечить полную прозрачность всех процессов закупок, увеличить долю отечественного производителя на рынке с 20% до 60%.
Однозначно, что контрольный пакет акций, а следовательно, и контроль за проектом будет у казахстанской стороны и ни о какой передаче монополии в руки иностранной компании не идет и речи.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *