Что год грядущий нам готовит?
Досым Сатпаев
В свое время математик Эдвард Лоренц придумал так называемый «эффект бабочки», суть которого состоит в том, что в нашем хаотическом мире довольно сложно предсказать, что может возникнуть в данном месте в данное время. Этот тезис имеет самое непосредственное отношение и к некоторым политическим системам, где предсказаниями заниматься работа довольно неблагодарная, так как со стороны политических акторов есть большой элемент спонтанности и субъективизма. Но давайте все-таки попробуем понять, что нас ждет в 2008 году, тем более что некоторые из политических и экономических событий 2007 года, без всякого сомнения, определили траекторию развития страны на несколько лет вперед.
Взять хотя бы внесенные конституционные изменения, в частности, поправку о том, что первый президент имеет конституционное право оставаться на своем посту неограниченный срок полномочий. С большой долей вероятности, можно предположить, что данная мера должна была успокоить элиту, некоторые представители которой, как оказалось, уже начали думать о своем политическом будущем после 2012 года. Скорее всего, появление этой поправки фактически завершило становление в Казахстане жесткой президентской вертикали и дало главе государства временной карт-бланш для определения преемственности своего курса и поиска человека, который сможет его обеспечить. Если исходить из этой версии, то в 2008 году новых попыток со стороны некоторых околопрезидентских групп начать свою борьбу за царский трон уже не будет. Для этого пока нет стимула ни политического, ни экономического. При этом ситуация, когда наша элита напоминает банку с пауками, абсолютно не претерпит никаких изменений. Более того, на уровне межэлитных столкновений возможен новый передел собственности и распределение влияния в условиях жесткой коррекции экономического развития страны, когда уже видны победители и проигравшие. Замедление экономического роста и некоторые признаки стагнации могут ослабить одни финансовые группы и усилить другие, особенно те из них, которые прямо или косвенно связаны с добывающим сектором.
Что касается перспектив некоторых участников шумных политических скандалов 2007 года, к которым, в первую очередь, следует отнести Рахата Алиева, то в 2008 году он обещал выпуск своей книги с пикантными подробностями внутриэлитной жизни Казахстана. Если этого все-таки не произойдет, то версия о том, что между ними и властями страны может быть заключен неформальный пакт о мире, окажется вполне жизнеспособной. В худшем случае издание этого скандального труда будет не очень хорошим подарком для руководства Казахстана с точки зрения международного имиджа, так как можно предположить, что в книге появятся не только уже известные странные телефонные переговоры некоторых представителей казахстанской элиты, но также имена других «теневых игроков».
Не менее интересные процессы должны быть в политической жизни страны в новом году на фоне нашей подготовки стать председателем ОБСЕ в 2010 году. Это значит, что со следующего года властям Казахстана необходимо будет продемонстрировать хоть какие-нибудь инициативы в сфере политической модернизации. Тем более что определенные моменты уже были озвучены. В частности, речь идет о либерализации закона, регулирующего деятельность СМИ, а также о неких изменениях в избирательном законодательстве. Все это, по заявлениям официальных лиц Казахстана, должно произойти именно в 2008 году.
Возникает такое ощущение, что власти республики, принимая жесткие законы, регулирующие политическую жизнь страны, изначально рассчитывали на их частичное ослабление. Это напоминает ситуацию в некоторых магазинах, где хитрые менеджеры объявляют гигантские скидки на товары, чтобы заманить покупателей. При этом скидка идет не от реальной цены, а от завышенной. Зато все довольны. Магазин получает свою прибыль, а покупатель ощущение того, что смог «сэкономить». Здесь вспоминается сцена из одного полузабытого советского фильма времен перестройки, где старый партийный руководитель учил молодого чиновника уму-разуму. Делал он это довольно наглядно, взяв руку неофита и крепко до боли сжав ее. «Вот видишь, тебе больно, — говорил «учитель». — Но ты скоро привыкнешь и к этому. А вот теперь я ослаблю хватку совсем чуть-чуть, и тебе уже лучше. Но ведь ничего не изменилось, твоя рука в моей руке, и я держу ее под контролем. Так и с народом. Ослабь немного хватку — и все довольны. Как говорится: жить стало лучше – жить стало веселее!». Поэтому было бы печально, если вся подготовка к нашему председательству в ОБСЕ в этом году ограничится только косметическим ремонтом фасада и строительством очередного небоскреба в Астане для проведения встречи Совета министров иностранных дел стран — участниц этой международной организации.
Более консервативной будет внешняя политика Казахстана, которая, судя по высказываниям президента Казахстана на прошлогодней встрече с иностранным дипломатическим корпусом, останется неизменно многовекторной. Здесь республика не изменяет своему принципу сидения на разных геополитических стульях. Но все это не исключает усиления конкурентной борьбы за нефтегазовые ресурсы Центральной Азии в 2008 году, особенно после того, как Казахстан, Россия и Туркменистан все-таки подписали соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода. Данное решение, без всякого сомнения, выступит в качестве детонатора новых активных действий ЕС и США по дополнительной обработке Центральной Азии с целью лоббирования своих энергетических интересов. Естественно, что не ослабнут позиции другого игрока в лице Китая, который в 2008 году будет усиленно реализовывать проект строительства газопровода из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан с целью запустить его в 2009 году. Стоит отметить, что, по мнению некоторых экспертов, китайская энергетическая политика в ближайшие 2-3 года будет оказывать влияние на формирование мировых цен на нефть, что уже пугает Запад. В частности, Китай активно копит стратегические запасы нефти, объем которых, по планам правительства, к 2010 году должен достичь 12 миллионов тонн, что хватит на один месяц в случае мирового топливного кризиса. Все это будет способствовать усилению энергетической роли Китая в Центральной Азии в указанный период времени.
Не менее активными в новом году будут трения между правительством Казахстана и иностранными инвесторами, которые достигли своего пика в 2007 году. Если прогнозы министерства финансов оправдаются и в 2008 году будут внесены очередные изменения в Налоговый кодекс и принят новый налог на добычу полезных ископаемых вместо рентного налога, то это создаст почву для новых конфликтов. Изменения в Налоговый кодекс, по мнению министерства финансов, позволят обеспечить республику стабильными доходами от использования сырьевой базы, которая по праву принадлежит государству. Судя по всему, в Казахстане хотят пойти по примеру России, где существует налог на добычу полезных ископаемых. Данный налог и значительные экспортные пошлины приводят к тому, что с ростом цен на нефть увеличиваются и платежи в государственный бюджет. В структуре себестоимости на данные сборы приходится порядка 50-60%, то есть чистая цена нефти для сырьевых компаний практически не растет. В этом плане российское законодательство очень жестко к недропользователям. Стоит отметить, что у министерства финансов появился довольно мощный оппонент, который может полностью изменить предложенные поправки, речь идет о компании «КазМунайГаз». В частности, генеральный директор АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ) Аскар Балжанов уже заявил, что негативно относится к идее введения налога на добычу полезных ископаемых вместо рентного налога. Это значит, что у иностранных инвесторов может появиться серьезный союзник в дискуссиях с министерством финансов.
В то же самое время менее оптимистичен следующий год и для самого правительства. Августовские финансовые проблемы 2007 года четко показали наличие кризиса системы государственного управления как результат ее сверхцентрализованности. Ее специфика в том, что правительство при принятии стратегических решений боится брать на себя ответственность и ждет команды сверху. Плюс к этому, как оказалось, многие из наших министров, включая премьера, не умеют работать в условиях кризисных процессов. В результате несвоевременное реагирование на возникшие проблемы привело к снижению рейтингов многих наших банков со стороны международных рейтинговых агентств, что вызвало искреннюю обиду у руководства страны, которое уже привыкло к экономической эйфории и дифирамбам в адрес финансовой системы. Получается, что в 2008 году правительству и финансовым структурам Казахстана придется приложить большие усилия для того, чтобы были изменены «негативные» прогнозы по рейтингам международных рейтинговых агентств, которые в конце года Свиньи подложили свою «свинью» казахстанским банкам.
С точки зрения этих агентств, проблема осложняется значительными потребностями в рефинансировании внешнего долга, давлением со стороны нестабильных сектора недвижимости и строительного сектора, а также других проблемных секторов, а, кроме того, тем, что небольшие банки не обязательно могут рассчитывать на поддержку государства. К тому же есть возможность дальнейшей девальвации тенге, что также угрожает способности заемщиков выполнять их обязательства.
Скорее всего, с участием правительства, Национального банка и АФН в 2008 году будет создана специальная группа для проведения road-show с целью предоставления международному бизнес-сообществу более адекватной информации о текущей финансово-экономической ситуации в Казахстане. То есть новый год будет годом финансовой реабилитации республики в глазах мирового финансового рынка. Хотя, с точки зрения экономического развития Казахстана, эта легкая финансовая встряска пошла всем на пользу — и государству, и банковским структурам, и строительному сектору.
В то же самое время, можно сказать, что реализация поставленных президентом задач станет довольно тяжелым испытанием для правительства Карима Масимова в новом году, так как предполагается довольно значительная нагрузка на бюджет страны, ибо срок выполнения многих социальных обещаний выпадает как раз на 2008 год. При этом так и не решена проблема эффективного сдерживания инфляции, которая растет как на дрожжах и с аппетитом съедает все казахстанские «социальные достижения». Все это даст хороший повод президенту в 2008 году провести очередную кадровую рокировку в правительстве, которое не оправдало возложенных на него надежд.
Более того, если инфляцию рассматривать как «налог для бедных», то ее неудержание в заданных рамках и дальнейшее падение уровня жизни в стране могут дать второе дыхание казахстанской оппозиции, у которой появится шанс увеличить свою социальную базу, конечно, если она для этого приложит хоть какие-либо усилия. А политические последствия замедления экономического роста в Казахстане в 2008 году могут быть вполне серьезные. Ведь от роста инфляции особенно сильно пострадают как раз те слои и группы населения, которые являлись сторонниками существующей социально-экономической и политической системы — новый средний класс (работники быстро растущей сферы услуг), мелкий бизнес и вообще жители крупных городов. А потому, как это было в 90-х годах, в случае кризисных явлений политический истеблишмент посоветует своим гражданам «потуже затянуть пояса». Население снова окажется тягловой силой, которая должна будет вытянуть из кризиса экономику. Это значит, что даже незначительные финансовые передряги в обществе будут иметь достаточно ощутимые последствия.
Вся проблема заключается в том, что на данный момент прослойка среднего класса сегодня незначительна (от 15 до 25%), а потому в случае экономического кризиса его удельный вес станет еще меньше. Такое положение будет продиктовано увеличением на рынке труда количества незанятого населения. Тем более что в последнее время отмечается сокращение количества безработных, что продиктовано темпами экономического роста. С другой стороны, кризис, пусть даже незначительный, повлечет снижение материального положения большей части казахстанцев. Собственно, по этой причине представители среднего класса утратят свой социальный статус, спустившись к его нижней кромке. Этот процесс приведет к росту маргинальных слоев в обществе, которыми движут протестные настроения. В результате социально-политическая система утратит запас прочности и окажется в состоянии шаткого равновесия, если кризисная ситуация продлится слишком долго. Опасность состоит в том, что появились новые скрытые очаги напряжения в обществе. Это прежде всего стихийная миграция населения и как следствие – процесс захвата земель, который отмечается в пригородах крупных городов. При этом провал государственной жилищной программы в случае кризиса может спровоцировать новую волну захвата земли и собственности, что способно также повысить социальную напряженность в обществе.
Комментариев пока нет