Кому-то не нравятся непопулярные меры?
На вопросы «Эксклюзива» отвечает начальник Управления дорожной полиции ДВД г. Алматы полковник полиции Бакыткелды Айхимбеков Елена Дудка — Бакыткелды Емелович, многие в Алматы вас очень не любят за непопулярные меры, которые в последнее время принимались в городе. Скажите, пожалуйста, вы сами являетесь инициатором этих мер или понимание того, что на алматинских дорогах порядок надо наводить жестко, пришло «сверху»? — Скажем собирательно – не жалуют вас автолюбители. Покупать водительские удостоверения стало сложно и дорого, наказания за нарушение правил дорожного движения (ПДД) ужесточились, сами правила меняются в сторону ограничений. Закрыты автошколы, не прошедшие лицензирование. Да много всего. Это все ваши были идеи? — Есть ли у вас статистические данные о том, как меняется ритм движения в городе по мере строительства транспортных развязок и пробивки новых улиц? Достаточно ли эффективны эти меры сегодня? — Говорят, что для снижения транспортной нагрузки на городские магистрали планируется ограничить въезд в Алматы машин из области и из других регионов республики. Это действительно так? — Расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях Дорожной полиции с акиматом. От состояния дорог, особенно в зимний период, тоже сильно зависит безопасность на дорогах. А дороги сейчас ужасные. — А не главные магистрали? — Куда убирать? Будут ли у нас строиться многоярусные паркинги? — Что именно вы предлагаете? — Безоговорочность наказания зависит в первую очередь от самих сотрудников Дорожной полиции. Сами они смогут удержаться от того, чтобы «отмазывать» нарушителей за определенное вознаграждение? — Какая сейчас зарплата у патрульного? — По каким критериям или показателям вы оцениваете работу своих подчиненных?
— Конкретизируйте – кто не любит и за что именно?
— Никакой директивы не было. Просто человек должен выполнять те функции, которые на него возложены. В моем случае — это обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. Все остальное исходит из этой цели. Кому-то непопулярные меры не нравятся? Так пусть соблюдают закон, и эти меры их не коснутся.
Ни для кого не секрет, как выдавались водительские удостоверения при помощи некоторых наших нечистых на руку сотрудников и представителей автошкол. Когда мы проверили все организации, которые занимались подготовкой водителей, выяснилось, что ни одна из них не соответствовала официальным требованиям. В 2005 – 2006 гг. в Алматы выдавалось по 45-47 тыс. водительских удостоверений ежегодно. Столько людей даже вузы не выпускают! В 2007 году нами было проведено лицензирование автошкол. Их число сократилось с 63 до 19. За весь год было выдано только порядка 12 тыс. новых водительских удостоверений. И то, я считаю, что сегодня еще не достигнут тот уровень подготовки, который должен быть. Но вы понимаете, что невозможно все сразу изменить.
Желающих управлять транспортными средствами очень много. Это нормально. Наши требования ни в коем случае не вызваны личными амбициями и не нацелены на то, чтобы снизить таким образом нагрузку на городские магистрали. Эти меры необходимы прежде всего для обеспечения безопасности на дорогах. Надо закладывать теоретические и практические навыки вождения именно на этапе учебной подготовки водительских кадров.
Что касается наших сотрудников, то вы не первый журналист, который говорит мне, что, мол, водительские удостоверения по-прежнему продают, но дорого, но мало. Я всегда отвечаю одно — приведите мне хотя бы один факт. Сейчас вообще никто не может продать и купить эти документы. Потому что разработаны определенные контрольные механизмы, которые реально действуют.
У нас, что ни сделаешь для блага и для безопасности людей, все интерпретируется иначе. Говорят – все это сделал начальник дорожной полиции для себя, чтобы только он один торговал водительскими удостоверениями. Глупо, но такие вещи говорят. Пусть приходят, сдают экзамены, получают права. Ведь каждый человек и сам должен быть заинтересован в своей безопасности. Как люди садятся за руль, чтобы управлять транспортным средством, источником повышенной опасности, не зная ПДД, не имея навыков вождения ни практических, ни теоретических? Это абсурд.
Когда мы начинали эту работу, многие мне говорили — давайте оставим все как есть, не будем ворошить. Но это было все равно, что участвовать в убийствах, калечить людей.
Да, это была моя инициатива. Но реализовывали мы ее всем личным составом. Все меня поддержали, с пониманием отнеслись. Естественно, за год-два невозможно полностью исправить ситуацию на дорогах, научить людей правильно ездить, соблюдать ПДД, относиться с пониманием к другим участникам движения. Но, я думаю, уже лет через 5-6 люди будут по-другому вести себя по отношению друг к другу. Вы замечаете, что сейчас уже водители в городе пропускают друг друга? Не все, но все же. Такие азы водительской культуры должны закладываться в автошколах.
Сейчас некоторые наши граждане пытаются получить водительские удостоверения в Кыргызстане. Другие выписываются из города Алматы, прописываются в других районах, получают там водительские удостоверения, выписывают оттуда и снова прописываются в Алматы. Я не могу понять, почему люди не заботятся о своей безопасности, а идут на такие сложные манипуляции для незаконного получения водительских удостоверений?
— У нас круглосуточно работает лаборатория, которая считывает интенсивность транспортных потоков по дням, неделям, часам. Сколько транспорта в Алматы заходит, сколько выходит и какое количество автомашин передвигается в городе.
С трех сторон – с запада, востока и севера ежедневно в Алматы с 6 утра до 11 дня въезжает около 200 тыс. транспортных средств. Такое же их количество вечером выезжает из города. Более 500 тыс. транспортных средств насчитывается в самом Алматы. Таким образом, в южной столице каждый день находятся порядка 700 тыс. автомобилей. Даже если предположить, что 20% из них находятся на ремонте или простаивают по другим причинам, получается, что ежедневно свыше 500 тыс. транспортных средств город пропускает по своим магистралям. При этом геометрические параметры улиц до строительства развязок и пробивок новых уровней были рассчитаны максимум на 170 тыс. транспортных средств.
То, что интенсивность потока после строительства развязок возросла, видно невооруженным взглядом. Например, если раньше участок дороги Джандосова — Саина в сутки пропускал около 80-90 тыс. транспортных средств, то сейчас – 200 тыс. В целом развязки дают очень большой эффект. Их среднесуточная пропускная способность сейчас даже превышает уровень существующей транспортной нагрузки. Но часы пик – это все еще проблема. Мы разработали специальную программу «Час-пик», два раза в месяц делаем на вертолете облет города, проводим мониторинг дорожного движения, анализируем транспортные потоки в зависимости от времени суток, погоды и т. д. В зависимости от результатов этого анализа корректируем расстановку личного состава. То есть определяем – куда направлять транспортные потоки, чтобы облегчить движение в городе.
Пока летаем на вертолете, который арендует акимат. Но, конечно, есть желание приобрести современный вертолет специально для нужд Дорожной полиции. Может быть, уже в этом году такой вертолет у нас появится.
— Нет. Ничего подобного мы не планируем.
У нас разработаны другие меры по распределению транспортных потоков, входящих в Алматы. Представьте, что утром весь поток транспортных средств, направляющихся в город из Иссыка, Каскелена, Капчагая и т. д., идет по трассе со скоростью 90-100 километров в час до самого города. Мы изучили ситуацию и решили, что необходимо на подъездах к Алматы снизить скорость движения. Начиная с расстояния 15 км от города транспортный поток будет поэтапно сбрасывать скорость через каждые 5 км. С десятого до пятого километра он будет двигаться со скоростью 50 км в час, с пятого до городской черты — 30 км в час. С учетом этой скорости будут отрегулированы все светофоры на въездных направлениях. То же самое на выезде из города – чем дальше от города, тем выше будет разрешенная скорость движения. Нами разработана целая программа по реализации этого плана. На выездах предполагается поставить электронные табло, которые в разное время суток будут показывать, c какой скоростью движение разрешено. Этот показатель на табло будет меняться в зависимости от интенсивности потока.
Второй комплекс мероприятий касается регулирования движения грузового транспорта по Алматы. Надо давать городу отдохнуть. Сейчас действует запрет на движение грузовиков по выходным и праздничным дням выше проспекта Райымбека. Исключение делается только для грузового автотранспорта аварийных и специальных служб. В настоящее время в дополнение к этому мы предлагаем распространить запрет и на северную часть города, то есть на район ниже проспекта Райымбека. Чтобы частный сектор тоже отдыхал в нерабочие дни. Думаю, ближайшая сессия маслихата это предложение рассмотрит и, надеюсь, одобрит. В этом случае движение транзитных грузовых транспортных средств через Алматы в выходные и праздничные дни будет исключено. Они все должны будут объезжать город стороной. Это, кстати, целесообразно и с точки зрения снижения нагрузки на новое дорожное полотно. Ведь транзитные фуры возят грузы весом по 50-60 тыс. тонн.
— Где ужасные дороги? Весь асфальт черный, ни в одном городе таких чистых дорог нет. Если бы их не убирали, асфальта вообще не было бы видно. Были бы кочки, замерзший лед. А то, что не все от бордюров отбили, так это из-за того, что мешают транспортные средства, припаркованные на обочинах. Не может спецтехника стоять целый день и ждать, пока улица освободится от припаркованных машин. Мы оказываем акимату помощь, ежедневно сопровождая уборочную технику. И если граждане будут прислушиваться к тем рекомендациям, которые мы даем, то мы улицы уберем. Никаких проблем. Даже сейчас, с такими нарушениями правил парковки, с сужением проезжей части, акимат полностью убрал главные магистрали, и они сейчас абсолютно сухие.
— Не учитывая мелкие улицы, все убирается. На сегодняшний день та техника, которая у акимата имеется, в состоянии не только вычистить проезжую часть, но и вывезти из города весь снег. Если только дать ей доступ к этому снегу. Мы принимаем меры, эвакуируем неправильно припаркованные машины. Но, извините, нельзя же эвакуировать весь Алматы, слава Богу, не война началась. Люди должны с пониманием относиться к работе городских служб. Если снег выпал, горожане сами должны убрать машины с улиц, чтобы эти улицы можно было почистить.
— Обязательно будут строиться. Есть специальная программа на этот счет. Ее администратором является акимат. Но я знаю, что это одна из самых злободневных тем и городом сейчас изыскиваются средства для строительства паркингов. Предлагали инвесторам поучаствовать в этом строительстве. Но такие проекты, наверное, не очень быстро окупаются, поэтому инвесторы к ним пока большой заинтересованности не проявили. Но к этому обязательно придут.
При соблюдении ПДД и правил парковки в городе Алматы пропускная способность улиц может быть повышена на 15-20%. Без какого-либо участия со стороны Дорожной полиции. Где парковать? Во всем мире, если нет мест рядом, скажем, с офисом, ставят машину за три квартала до него и идут пешком. А у нас принято доехать до самого подъезда, выйти прямо к крыльцу. Никто не пойдет за три квартала.
Акимат направлял группу сотрудников Дорожной полиции, в том числе и меня, за рубеж для изучения организации дорожного движения. Мы были в 5 странах Европы. Везде припарковывались, где положено, и оттуда шли пешком до нужного места. Перед законом все должны быть равны.
Учитывая растущую интенсивность движения, мы уже убрали с улиц более 2,5 тыс. знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена». Значительно увеличили площадь парковок. Запретили остановку и стоянку только на крутых поворотах, а также рядом с перекрестками, там, где происходит сужение проезжей части. Однако у нас все равно паркуют там, где запрещено. Мы вышли на Комитет дорожной полиции с предложением внести ряд изменений в законодательную базу, ужесточить меры по отношению к нарушителям ПДД. Например, Россия уже приняла такие меры, хотя мы предлагали сделать это гораздо раньше их. Скажем, за вождение в нетрезвом состоянии российские водители теперь наказываются штрафами, административным арестом и принудительными работами. Эффективность колоссальная.
— За управление в нетрезвом состоянии – лишение водительского удостоверения на срок вплоть до пожизненного. Административный арест за управление в нетрезвом состоянии, за вождение без водительского удостоверения, за вождение автомобиля без государственных номеров. Наши предложения сейчас рассматриваются в парламенте во втором чтении. Законопослушному гражданину это никакого ущерба не нанесет. Это нанесет ущерб тем, кто любит нарушать ПДД и игнорирует законы.
В ДТП гибнет больше людей, чем в любых природных катаклизмах. 1 млн. 200 тыс. человек в год погибает на планете в дорожно-транспортных происшествиях. Не только в РК, но и во всем мире транспортные потоки из года в год увеличиваются. Надо их регулировать, принимать меры. Почему мы все время переживаем, когда говорим об ужесточении? Что мы все нарушители, что ли? Мы хотим безопасно жить. Почему не арестовать того, кто едет без госномеров или без удостоверения?
Международная практика – давать нарушителям 70-80 часов принудительных работ. Причем эти принудительные работы люди могут выполнять в свободное от основной работы или учебы время в течение нескольких дней. Образно говоря, если ты нарушитель, то выделят тебе 3 км забора, дадут кисть и крась вечерком. Или улицу мети, заодно так и проблему уборки обочин решим. Неотвратимость наказания за нарушение ПДД должна быть безоговорочная.
— Я всегда поражаюсь: люди сами водительские удостоверения покупают, взятки на дорогах дают. А говорят, что только сотрудники в этом виноваты. Зачем покупаете, зачем даете? Не надо на жизнь и менталитет ссылаться. Каждый должен нести ответственность за свои поступки. Мы сейчас проводим большую профилактическую работу с личным составом. Одна из мер – создание условий труда полицейскому. Повысили работникам Дорожной полиции заработную плату, разрабатываем социальный пакет.
— 40 тыс. тенге. Конечно, этого недостаточно. Но у сотрудников Дорожной полиции есть определенные льготы. Сейчас работаем над тем, чтобы создать людям нормальный режим труда. Сегодня дорожные полицейские выходят на службу в две смены. Считаю, что нужно перейти на трехсменный график, с учетом того, что увеличилось количество транспортных средств в городе, усложнилась организация дорожного движения. Между прочим, у наших сотрудников один из самых высоких уровней заболеваемости органов дыхания и двигательного аппарата. Потому что они по 14-15 часов находятся на дороге. Чтобы ставить высокие требования к их профессионализму, необходимо расширение штата Дорожной полиции. Это понимают и в акимате, и в МВД. В прошлом году наш штат увеличили на 100 человек. Но чтобы сделать из них профессионалов, потребуется как минимум 1-2 года. В частности, проводим психологическую подготовку сотрудников – чтобы понимали, что это не простая, очень ответственная работа, они всегда находятся в поле зрения общественности.
— Мы не оцениваем работу своих сотрудников по тому, сколько они выявили нарушений, сколько человек наказали. У нас так: если не допустил ДТП, оказал помощь, помог в организации дорожного движения, значит, этот сотрудник находится на месте.
Ежедневно на дорогах ведется гласная и негласная проверка постовых. Улицы патрулируются работниками специального отдела Дорожной полиции, ведется скрытая съемка. Мы выявляем тех сотрудников, которые на руку нечисты, взятки вымогают, ведут себя по-хамски, оскорбили кого-то, не вовремя вышли на перекресток, не оказали содействия аварийному транспортному средству, не освободили от затора проезжую часть и т. д. Ежедневно на каждом разводе мы наглядно показываем те недостатки, которые совершают сотрудники Дорожной полиции, чтобы не допустить повторения этих ошибок.
Было достаточно по результатам этих проверок сотрудников наказано и достаточно поощрено. Ведь скрытая съемка показывает и тех людей, которые ведут работу на все 100%. Мы их в пример ставим, показываем другим, как нужно работать. Это большой эффект имеет.
Горожане принимают активное участие в оценке деятельности сотрудников Дорожной полиции. Не могу сказать, что у нас все пассивные, никто не откликается, не делает замечания, не жалуется. Есть заявления с просьбами и наказать сотрудников, и поощрить. Достаточно много людей благодарны за то, что мы регулируем транспортные потоки, оказываем содействие в организации дорожного движения.
Не все, что нами делается, вызывает отрицательную реакцию. Пишут и от себя лично, и от имени организаций с благодарностью нашим работникам. Очень много подвигов совершено сотрудниками Дорожной полиции при задержании преступников, в единоборстве. При задержании практически всех киллеров, которые находились в международном розыске, участвовали наши сотрудники, получали ранения. Я горжусь, что сотрудники Дорожной полиции, когда жизни граждан угрожает опасность, еще ни разу не спасовали и не ушли в сторону. Неплохая характеристика для этого подразделения. Делается очень большая работа по обеспечению безопасности. Этого еще недостаточно, но в прошлом году мы добились того, что количество ДТП в городе снизилось. По погибшим имеется рост – 20%. Но необходимо учитывать, что более трети погибших – граждане, прибывшие из других регионов РК. Недостаточный навык вождения транспортных средств в условиях большого города приводит к трагическим последствиям. Если же говорить о населении самого Алматы, то у нас происходит снижение как аварийности, так и смертности в ДТП. Очень радует, что провели мероприятия по детской безопасности, пострадавших и погибших детей стало меньше. Я считаю, что если хотя бы одну жизнь мы сохранили, то уже не зря несем службу днем и ночью, на благо наших граждан.
Комментариев пока нет