«Учет и контроль»
Поддержать

«Учет и контроль»

Кирилл Алексеев


В этом месяце исполняется полтора года с того момента, как Агентство США по международному развитию (USAID) начало осуществлять в постсоветских странах Центральной Азии Проект по развитию бухгалтерского учета и международной программы профессиональной сертификации бухгалтеров CIPA. Проект, направленный на повышение уровня бухгалтерского дела в странах нашего региона через продвижение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Международных стандартов аудита, особенно актуален в свете предстоящего вступления Казахстана в ВТО. Проект рассчитан на два года; то есть большая часть его уже пройдена. Что удалось сделать в его рамках и с чем столкнулись его инициаторы в Казахстане? 
Сделано немало. Только на последней экзаменационной сессии в экзаменах на получение квалификации «Сертифицированный бухгалтер-практик» (CAP) принимали участие более 6 тыс. человек. Специалистов, обучившихся и успешно сдавших экзамены по второму уровню – «Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер» (CIPA), – меньше, что естественно:  это более сложный уровень. Однако, как отмечает Олеся Скокова, координатор проекта в Казахстане, интерес в профессиональном сообществе растет к обоим уровням, так как приходит понимание, что через подобные обучающие программы можно получить признание на рынке.
— Сейчас в рамках нашего проекта мы делаем упор на вузы, ставя задачу повысить среди студентов количество специалистов, имеющих сертификаты САР. Для этого в сентябре прошлого года был запущен проект по обучению преподавателей вузов по программе САР/CIPA. Мы провели для них бесплатные курсы в 5 городах Казахстана: Алматы, Астана, Павлодар, Шымкент и Уральск по дисциплинам — Управленческий учет 1, Финансовый учет 1, Налоги и право, а также интерактивная методика преподавания данных предметов. Всего обучены 163 преподавателя. Кроме того, ведется активная работа с министерством образования и науки РК– все предметы программы CIPA включены в ГОСО-2006. С января этого года совместно с министерством финансов РК начали проведение семинаров по обучению МСФО для бухгалтеров, финансистов, представителей налоговых органов, — заявила г-жа Скокова.  
В трех вузах Казахстана были открыты студенческие клубы, в которых студенты получают через гостевые лекции как первоначальное, так и более углубленные представления о профессии бухгалтера. «При этом мы активно приглашаем студентов сдавать экзамены по уровню САР – знания, полученные ими в институте, помогают это сделать, а практика показывает, что выпускники вузов неплохо сдают экзамены по программе CIPA», — отметила координатор Проекта.
Конечно, отмечают специалисты, нельзя утверждать, что человек, который прослушал семинар, уже обладает фундаментальными знаниями – это постоянная самостоятельная работа, повышение квалификации.
К существующим проблемам эксперты относят стоимость обучения – хотя она не выглядит слишком высокой, но кто-то из потенциальных участников  Программы CIPA называет для себя ее стоимость проблемной. Другая сложность состоит в том, что перевод МСФО и МСА на русский или государственный языки осуществляется с большим опозданием — стандарты успевают поменяться, и люди, не владеющие английским, не успевают уследить за этим процессом.
 — Тот подход к подготовке бухгалтеров, который существует в Казахстане, не вполне соответствует современным задачам. Их, к сожалению, не всегда четко понимают в заинтересованных госорганах, — заметил в интервью нам Виктор Продедович, региональный координатор Проекта по работе с ассоциациями. 
Сегодня продолжает доминировать представление, что востребованным на рынке профессионалом по бухгалтерии и аудиту может стать вчерашний выпускник экономического вуза, окончивший затем 1 – 2-месячные курсы по международным стандартам. Но это  заблуждение; без определенного (и серьезного!) дополнительного профессионального образования сегодня на рынке работать нельзя.
— В развитых странах сложились современные требования к квалифицированному специалисту в этой сфере; и это  обязательное двухступенчатое образование. Первая ступень – высшее образование, вторая – 2-3 года последующего специализированного обучения. Это принято и Международной федерацией бухгалтеров, и это должны понимать наши чиновники. В университете люди изучают общеобразовательные вопросы и получают общие образовательные навыки. А что касается конкретики профессии, то об этом можно говорить только после определенной практики и серьезного дальнейшего обучения. Вот после этого мы получаем нормального специалиста, профессионала. Как в рамках Болонского процесса для подготовки управленческих кадров степень магистра следует после бакалавриата, так и здесь должны быть подобные схемы для подготовки специалиста. Это достаточно очевидно, но  порой мы сталкиваемся с непониманием, — заметил г-н Продедович.
Это чревато достаточно серьезными проблемами для развития данной сферы в стране. Новый закон о бухгалтерском учете, принятый в этом году, ввел понятие профессионального бухгалтера. Но смысл и содержание этого важного термина могут быть выхолощены, если не будет нормального подхода к подготовке, прежде всего – на уровне международных стандартов.
Среди других проблем, называемых экспертами, есть и недостаточно напряженный учебный процесс, предлагаемый коммерческими учебными центрами, отсутствие регулярно обновляемых учебных материалов.
Эксперты также считают, что госорганам необходимо больше прислушиваться в ряде важных вопросов к профессиональным общественным организациям, таким, как Палата аудиторов, Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов, Союз бухгалтеров и аудиторов, Коллегия аудиторов.
— Госорганы не смогут контролировать бухгалтеров, скажем, с точки зрения соблюдения профессиональной этики, потому что это очень тонкая материя, которая может быть понятна только профессионалам и тем специалистам, кто вращается в этой сфере. Эффективно делать это могут профессиональные организации, для чего всем заинтересованным сторонам нужно способствовать повышению их имиджа.
Правовые вопросы можно регулировать через нормативные правовые государственные акты – а этические моменты? А они очень важны в профессии бухгалтера и аудитора. Люди могут допускать несоблюдение этических норм и по недостатку образования, и в том случае, если они видят, что нет определенного фокуса нацеленности на их соблюдение, — говорит г-н Продедович.
Программа CIPA продолжает развиваться, и совместные усилия бухгалтеров, аудиторов, профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов, студентов  экономических специальностей, преподавателей вузов и государственных органов могут способствовать совершенствованию данной программы, повышению имиджа бухгалтерской профессии, подготовке высококвалифицированных кадров для предприятий страны.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *