Х-FILES Бесследно и загадочно
Алексей Гончаров
Хорошо известный и пользующийся бешеной популярностью сериал «Секретные материалы» — это не просто фантастика. Сценарий многих серий был написан на основе писем, присланных продюсеру фильма Крису Картеру обычными американцами, которые столкнулись с чем-то необъяснимым. В ФБР действительно существует отдел «секретных материалов», который был создан после известного «розвельского инцидента» с НЛО. Филиалы его есть во всех отделениях ФБР крупных городов США. Так что «Малдеров и Скалли» в реалиях хватает…
Но это у них. У нас подобными вещами, кажется, никто не занимается, а если и пытаются их расследовать, то только как обычные уголовные дела, что, конечно, же не приносит ощутимых результатов. Вот три истории, происшедшие в горах Западного Тянь-Шаня на территории ЮКО в 1982 году. С тех пор прошло 22 года, но они до сих пор не получили своего логического объяснения и остались неизвестными широкой публике…
Пропавшие альпинисты
В середине сентября 1982 года в ущелье Сайрамсу проходили альпинистские сборы. Участники съехались со всего Казахстана. Новичков, или, как их называют в горах, «чайников», не было. Очередная группа разрядников с утра 17 сентября ушла на вершину Коптау (около 4000 м). В состав карагандинской команды входили пять человек — четыре парня и девушка, и трудным это восхождение никому из них не казалось.
Ближе к полудню температура стала резко падать, началась сильная гроза, потом повалил снег. Говорят, на предгорных пастбищах в тот день полегло немало скота. И тем не менее к 16 часам все группы успели вернуться с маршрутов. Все, кроме одной…
Навстречу карагандинцам тут же двинулся спасотряд. С нижнего Сайрамского озера вершину видно прекрасно, но ее белые склоны оказались пусты. Погода продолжала портиться, темнело. Спасгруппа вернулась вниз.
Утром 18 сентября на поиски двинулись сразу несколько групп. Ребят обнаружили те, кто шел по маршруту их подъема на вершину.
Дальше я хочу предоставить слово очевидцам, тем, кто 19 лет назад непосредственно соприкоснулся с этой жуткой и загадочной историей.
Врач из команды спасателей:
«На снегу лежала девушка из команды карагандинцев. Мертвая. Я сразу определил, что смерть наступила от переохлаждения. И скорее всего — еще вчера. Но сразу обратил на себя внимание тот факт, что она так и не отстегнулась от страховочной веревки. Создавалось такое впечатление, что ее что-то очень долгое время удерживало на месте. Может быть, сильный ветер. Может — молнии. Может — плохая видимость… Странно то, что она никуда не отошла и не спряталась. Мы пошли дальше по веревке и за перегибом скалы нашли другого пропавшего. Он тоже был мертв. И тоже не отстегнулся от веревки. Удивительнее всего то, что, по всей видимости, он даже не делал попыток освободиться и так и висел на скале. Третьего мы нашли уже на спуске. Он, вероятно, побежал вниз за помощью, но что-то ему помешало. Парень сидел за камнем, сжавшись в комок. Все трое умерли от переохлаждения».
Итак, трое альпинистов найдены. Официальная версия: смерть от переохлаждения. Но большинство альпинистов-профессионалов из тех, с кем я говорил, все же недоумевают. В конце концов на улице было не минус сорок, а до лагеря вниз бегом можно было добраться часа за два с половиной. Еще раз напомним, что все погибшие не были в горах новичками.
Но где же еще двое? Их поиски велись всеми доступными средствами, с привлечением не только массы людей, но и вертолета. Столь масштабных спасательных операций в горах области не предпринималось ни до, ни после этого случая. Однако… Впрочем, вновь слово очевидцу.
Один из спасателей:
«Никто не мог понять: куда исчезли эти двое. То, что они не могли уйти далеко, — неоспоримый факт. Во-первых, эти ребята были опытными альпинистами и в подобных переделках бывали не раз. А во-вторых, никогда не поверю, что они могли бросить своих товарищей. Все, что угодно, но только не это. Команда карагандинцев была сработанной. Вместе они ходили не раз. А то, что я увидел под вершиной… Там явно что-то произошло. Ну не может так быть, чтобы человек спокойно висел на веревке и не предпринимал никаких попыток к спасению. Он должен был хотя бы попытаться опереться ногами о склон или подтянуться на карниз. Скальный участок там не был сложным даже для начинающих альпинистов. И потом, тот парень, которого мы нашли за перегибом хребта, был самым сильным, самым опытным из всех. И он практически спустился вниз. По снежному насту даже при такой непогоде он добрался бы до лагеря в течение часа. Допускаю, что при нулевой видимости можно заблудиться. Но хотя бы до первых деревьев он мог дойти. Просто сесть и скатиться по снегу вниз, и спастись».
Итак, двое исчезли. А трое погибли без всяких видимых причин. Они просто замерзли там, где их застигло — нечто…
Спасатель, ветеран альпинизма:
«Такого в моей практике не было ни до, ни после. Даже когда мы искали провалившегося в трещину геолога, и то следы были. А тут как сквозь землю. Ни живых, ни мертвых. Ни ледоруба, ни пуговицы. Когда прошло много времени и надеяться на их спасение уже не приходилось, родители пропавших привезли на место событий экстрасенса. Не знаю, что они хотели узнать, но я честно провел этого дядьку по периметру поисковой зоны. «Они живы», — заявил экстрасенс».
Поиски периодически возобновлялись еще два года. А разного рода прорицатели все как один заявляли родителям пропавших, что они живы и указывали почему-то на хорошо обжитое ущелье Машат, расположенное в нескольких десятках километров от места трагедии.
За прошедшие годы на вершину Коптау поднялось немало альпинистов, не менее трех-четырех туристических групп еженедельно бывает в ущелье Сайрамсу летом. Но никаких следов тех двух парней так и не удалось найти. Они исчезли бесследно вместе со всем своим снаряжением.
Тот же год — район Машата
Если сведения о пропавших альпинистах я собирал давно, то о другом случае исчезновения человека в горах в том же 1982 году узнал совершенно случайно. За дастарханом в избушке лесника его рассказал бывший начальник департамента лесного, охотничьего и рыбного хозяйства области Женисбек Турганов. Причем вспомнил он о нем после того, как я рассказал собравшимся об альпинистах.
— В тот год мы в начале лета проводили лесоустроительные работы в Ирсу-Даубабинском заказнике, а это как раз рядом с ущельем Машат, на которое указывал экстрасенс. Заказник — скорее не горы, а предгорья, поросшие своеобразным лиственным лесом.
Мы работали уже несколько дней, график устоялся, каждый знал свой участок. Ничто не предвещало трагедии, но однажды лесоустроитель, имени не помню, а фамилия его была Борщ, ушел утром на делянку, как обычно, и не вернулся. Человеком он был лет 40 и лесоустроителем опытным. Искали его долго, но безрезультатно, он исчез бесследно.
Итак, за несколько месяцев до карагандинцев в горах ЮКО тоже бесследно пропал человек. Но этот случай в ту пору никакой огласки не получил.
Происшествие на турбазе
Мой добрый приятель П. сейчас работает на таможне, а 22 года назад, летом 1982-го, был инструктором горного туризма, на единственной в области турбазе «Южная».
В июле П. повел группу из 20 человек в 10-дневный поход. Беды ничто не предвещало.
Уже после первого перехода в 40 минутах ходьбы от турбазы запросился вниз молодой парень лет 20. Мотивировал он это тем, что его любимая девушка осталась на турбазе и может за время его отсутствия уехать в город. Формально П. не имел права отпускать паренька. Но тот настаивал. С того места, где остановилась группа, крыши коттеджей турбазы еще видны, а тропа, ведущая туда по пологому склону ущелья, скорее напоминает торную дорогу. Словом, потеряться или убиться просто негде. И П. парня отпустил.
Каково же было его состояние, когда после 10 дней похода он узнал, что в турбазу тот парень не вернулся. Поиски ничего не дали. П. едва не угодил в тюрьму, но отделался дисквалификацией.
Прошел год, и совершенно случайно скелет пропавшего был обнаружен в кустах возле речки совсем недалеко от турбазы. Опознали его по остаткам одежды. Между тем спасатели клялись, что место, где нашелся скелет, они во время поисков проходили не раз…
Логического объяснения этой истории тоже нет.
О ужас, ужас!
В том же году и со мной в горах произошла, мягко говоря, не совсем понятная история, закончившаяся, впрочем, благополучно.
В июле мы втроем путешествовали по хребту Каржантау. 19-летние парни, не первый год отдыхающие в горах, да еще с двустволкой, мы были очень далеки от какой-либо чертовщины в своих мыслях. Впрочем, ни о каких «секретных материалах» советские люди не могли знать по определению.
Выйдя из урочища Кыз-Джайляу, весьма популярного у чимкентских туристов, двинулись на перевал, дорогу на который знали только понаслышке. В ущелье реки Тогутба, изобилующем карстовыми пустотами, мы по ошибке свернули не туда. Основная река текла здесь под камнями, а ручей, ее приток, сбегал из бокового ущелья совершенно «нормально».
Изнурительный подъем по узкой тропинке продолжался часа три. Наконец мы вышли на небольшое плато. Вечерело.
Беглого взгляда вокруг было достаточно, чтобы понять, что мы заблудились. Но сил идти дальше уже не было. Тем более что место казалось вполне подходящим для ночлега: ручей, ровная площадка, на которой, судя по следам, еще совсем недавно стояла юрта чабана.
Начали распаковывать рюкзаки. И вот тут-то…
Мой рюкзак был уже наполовину пуст, как вдруг я почувствовал какой-то холод в позвоночнике. В следующий момент я понял, что оставаться здесь нельзя, что бежать отсюда надо немедленно. Природу этой внутренней паники я даже не пытался себе объяснить, просто начал лихорадочно запихивать в рюкзак все, что недавно из него достал.
Боковым зрением я фиксировал, что то же самое делают и мои товарищи.
Уже через минуту мы в сгущающихся сумерках бежали вниз по тропинке, которая менее четверти часа назад вывела нас на этот перевал. Это был какой-то панический бег. В полном молчании.
За 20 минут мы преодолели тот путь на, который затратили 3 часа. И лишь там, где ручей впадает в Тогутбу, рухнули без сил под ивами. Страх исчез так же внезапно, как появился. За все время, которое мы его испытывали, никто не произнес ни слова.
Ночью у костра мы выяснили, что ощущения у всех троих были примерно одинаковыми.
* * *
Автор этого материала не берется как-то объяснять все вышеописанное — это дело специалистов, если таковые у нас в стране есть.
Наша жизнь гораздо многомернее, чем это может показаться на первый взгляд. Но этим она и интересна.
Комментариев пока нет