На каком топливе поедут машины завтра?
Керим Нурыев
Сегодня, в век взвинченных цен на энергоносители, наряду с переходом на энергосберегающие технологии идет отчаянный поиск и внедрение альтернативных видов топлива. Весь вопрос в том — смогут ли эти инновации составить реальную конкуренцию традиционным видам энергоносителей?
Электричество и гибриды
Явление электричества как такового было открыто в далеком XVIII веке, когда появились первые электрические конденсаторы. Однако повсеместное распространение этот вид энергии получил лишь с прошлого столетия. Особенно широко его используют в промышленности, бытовых нуждах, менее интенсивно — в общественном транспорте, в частности, поездах, трамваях и троллейбусах, с недавних пор наметилась тенденция к выпуску гибридных автомобилей с топливным баком и электрическими батареями. При этом стояла задача не только сэкономить на потреблении бензина, но также и уменьшить загрязнение окружающей среды.
Плюсы развития электродвигателей в транспортной сфере очевидны: отсутствие выброса вредных веществ, доступность по цене при зашкаливающих ценах на ископаемые виды топлива, гигантская ресурсная база. Уже сегодня электромобили, по оценке ряда экспертов, являются локомотивом развития транспортной индустрии в перспективе, благодаря опытным моделям, которые доказали конкурентоспособность, во-вторых, относительно не большую трудоемкость при их производстве.
На машины с электробензиновыми двигателями, или как их еще называют гибридными, растет спрос в мире. Только на рынке США, по данным консалтинговой фирмы J.D.Power and Associates, с начала текущего 2008 года было продано более 220 тысяч авто против 9 тысяч в 2000 году. При скоростной езде они используют традиционный бензиновый двигатель, а маневрирование и движение в городском цикле осуществляют посредством электромотора. Основным тормозом в маркетинговых стратегиях производителей, активно изучающих и претворяющих в жизнь гибридные технологии, является цена гибридов. В результате подорожания базовой версии автомобиля с бензиновым двигателем при установке на него электробензинового мотора на 4-9 тысяч долларов владельцами гибридов, как показывают исследования, пока становятся лишь довольно состоятельные клиенты.
Конечно, у каждого изобретения есть свои определенные минусы. Для электродвигателей таковыми являются большой вес и объем, пока что ограниченная сеть заправок и не совсем высокий уровень технического состояния развития.
Водородное топливо
Водород — один из самых распространенных элементов таблицы Менделеева, поэтому ученые утверждают, что данный вид топлива в природе почти не ограничен в количестве. Многие компании, в особенности автомобильные и строительные, начинают внедрять экспериментальные водородные двигатели. Это хорошо видно на примере концерна «Peugeot», который презентовал компактный водородный мотор, который при весе 5 кг. позволит машине ехать на одной заправке 500 км.
Главным преимуществом при использовании водорода считается минимальный объем вредных выбросов в атмосферу. Сейчас водородные двигатели и электрогенераторы уже готовы к запуску в массовое производство. Практически все нефтяные и энергетические транснациональные корпорации имеют многомиллионные водородные программы. Автомобильные гиганты имеют по нескольку опытных образцов. General Motors, Ford, BMW, Toyota, DaimlerChrysler начали или собираются начать в скором времени серийное производство своих моделей на топливных элементах. В свете нынешнего взлета цен на нефть можно не сомневаться, что на создание водородной инфраструктуры будут потрачены огромные деньги.
Минусы: Если учесть что в основном водород получается при помощи реакции метана и газа, то оставшийся элемент это, опять таки, углекислый газ, с которым сейчас борются почти все «зеленые». Ученые спорят, что выделяемый газ достаточно нестабилен и его нейтрализация не доставит особых хлопот. Более того, повсеместное распространение водородного топлива может привести к двум печальным результатам. Первое — это взрывоопасность такого двигателя. Другая проблема — возможно в связи с этим в будущем возникнет дефицит питьевой воды, так как для выработки исходного материала потребуется огромные объемы H2O.
Биэотанол и спирт
Этанол по сути дела есть разновидность спирта. В ХХ веке изыскания позволили получать жидкость с аналогичными свойствами из различных сельскохозяйственных продуктов, в особенности, таких как пшеница и кукуруза. Впоследствии оно получило название «Биоэтанол». О перспективности биоэтанола сегодня свидетельствует множественные форумы и научные симпозиумы, которые проходят в различных странах. В Москве, например, в ходе недавнего конгресса «Топливный Биоэтанол» состоялась презентация на тему «Альтернативные автомобили — альтернативное топливо». Участники обменялись идеями о том, как Россия и другие страны СНГ смогут получить существенные выгоды от растущего интереса к производству и потреблению биоэтанола. Развитие новых технологий, позволяющих производить более совершенные автомобили, а также сохранять окружающую среду, что становится приоритетной задачей в современном мире.
Плюсы: Биоэтанол имеет высокое октановое число (в среднем 105), соответственно большую мощность и меньший размер двигателя. Кроме того, его можно легко комбинировать с другими видами топлива. Благодаря своей жидкой структуре и таким же, как у бензина условиям хранения, биоэтанол является простым и привычным в использовании топливом. Изобретенные ныне образцы применяют биоэтанол Е85 (85% биоэтанола и 15% бензина), но есть и такие, которые работают на Е100 (100% биоэтанола). Оба указанных вида имеют более высокое октановое число, чем бензин или дизель. То есть при меньшей себестоимости литра и существенном понижении токсичности выхлопа, автомобиль получает прибавку в мощности.
Минусы: При производстве спирта в топливных целях, выбрасывается огромное количество углекислого газа. Некоторые специалисты даже утверждают, что этот уровень загрязнения равен или очень близок к традиционным двигателям. Среди недостатков следует выделить и слаборазвитую инфраструктуру. Но самая главная проблема — это высокое потребление сельскохозяйственных продуктов необходимых для получения спирта. Это неминуемо приведет к повышению цен не пшеницу, кукурузы и сахарный тростник, используемых для производства биоэтанола, соответственно подорожанию продуктов питания производимых из этих культур.
Природные масла
Следующий заслуживающий внимания источник энергии — различные виды эфирных масел. Сейчас эта идея лишь на стадии разработки, однако уже доказано что наиболее эффективные масла можно получать из подсолнуха, хлопка, сои, льяна, пальмы, арахиса и сурепы. Пока эксперименты продолжаются и довольно проблематично оценивать плюсы и минусы данного вида топлива. Одно можно сказать определенно — это возобновляемый источник энергии, что очень хорошо, минусом опять-таки будет повышенный спрос на сельскохозяйственные продукты.
Будущее за… мусором?
С недавних пор один из химических концернов Великобритании делает ставку на производство моторного топлива из различных отходов, и даже запатентовала свой метод. Экспериментально было доказано что в этих целях можно использовать мусор, начиная от сельскохозяйственных отходов и органического мусора, заканчивая твердым мусором, который вывозится на крупные свалки. Процесс предполагает, что мусор разогревают до температуры, когда он начинает выпускать газы, из которого получается этанол, очищенный до кондиции топлива. К 2010 году концерн планирует начать выпуск «мусорного топлива» на промышленной основе. И здесь отмечается важный экономический аспект: в отличие от других производителей этанола, потребителям не придется выбирать между едой и автомобилем. У данного вида большие перспективы, хотя основными минусами являются средства и время, необходимые для построения соответствующей инфраструктуры.
На каком топливе поедут машины завтра?
Итак, можно сказать, что перед производителями, потребителями и правительствами стоят различные варианты топлива будущего. Но массовый переход на альтернативные виды произойдет не завтра. Вопрос в том, какое именно топливо придет на смену нефти. Однозначно ответить на этот вопрос сложно, читатель сам должен составить собственное мнение, однако как представляется будущее — за биоэтанолом. Тем более, он уже широко зарекомендовал себя во многих странах.
Так, например, в Бразилии после нефтяного кризиса в 1973 года, стартовала правительственная кампания по биотопливу. Сейчас 4,5% территории крупнейшего государства Латинской Америки засеяно сахарными тростниками, как исходным материалом для получения альтернативного вида топлива для автомашин. Это позволяет за год производить более 20 млн. тонн промышленного спирта, благодаря чему большинство местных автомобилей уже перебазированы на биоэтанол.
Надо иметь в виду, что подобный бизнес не только приносит огромные прибыли сахарным королям Бразилии, но и гарантирует прямую поддержку правительства, всевозможные льготы и преференции. Более того, с каждым годом растет конкуренция за обладание плантациями сахарного тростника, в том числе со стороны иностранных компаний. Хотя ради увеличения посевных площадей идет массовая вырубка Амазонских лесов, что может негативно отразиться на экосистеме.
Не дремлют умы и в Северной Америке. Так, президент США Джордж Буш выдвинул программу, по которой потребление бензина в США должно снизиться на 20% до 2017 года. Произойти это должно опять-таки, за счет биотоплива. Чтобы увеличить его производства до 30 млн. тонн, уже инвестировано 12 млрд. долларов.
Положительные примеры можно найти и в странах Европы. В Швеции, например, уже установлено 800 этанольных заправок, более того, в надежде на гибриды, они полностью планируют отказаться от нефти в течение 20 лет. Одновременно запущен экспериментальный проект общественного транспорта на биотопливе.
Все хорошо бы, однако как все это будет воспринято в Казахстане — другой вопрос. Вроде, экологически чистое топливо должно заинтересовать наше правительство, но ведь вся экономика базируется на эксплуатации углеводородных ресурсов. Скорее всего, в ближайшее время масштабных программ по производству биотоплива в республике не произойдет. Нужно учитывать и глобальные факторы, включая противодействие нефтяных держав альтернативным источникам топлива.
Комментариев пока нет